Урок русского языка на тему: Определение падежей имен существительных
КГУ «СОШ № 20 РО»
Урок русского языка
На тему: «Определение падежей имен существительных»
Подготовила: Мейрамбай К. Е
г. Семей
2015 год
Цели:
Образовательная:
отличать имена существительные от других частей речи;
уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных;
Развивающая:
умение общаться, вести диалог;
умение занять активную деятельную позицию на уроке;
умение работать с различными источниками информации;
подвести учащихся к осознанию целей и задач урока
Воспитательная:
формирование учебной мотивации, самооценки.
ХОД УРОКА
I этап организационный
-прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
1. Чистописание.
2. Орфографическая минута. ( на доске записаны слова с пропущенными буквами). Вставить пропущенную букву, назвать проверочное слово (устно). Записать слова. Л.сица- лис, пе..он (слов. слово иностранное, пассажирская платформа на вокзале), пого.ка- погода, чу.свтво (словарное слово), окрес.ность- крест, ша.ка( уменьшительная ласкательная форма шапочка)
Подчеркните вставленные буквы. Обратите внимание что это за буквы? ( первые буквы в названии падежей).
3. Постановка цели урока
- Как вы думаете, почему мы начали урок с названия падежей имен существительных?
Научиться отличать один падеж от другого и поупражняться в определении падежей.
1. Изменение имен существительных
Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам.
Слово падеж произошло от латинского casus (падение).
- Сегодня поупражняемся в определении падежей имен существительных. Но сначала повторим некоторые знания об именах существительных.
4. Прочитайте слова.
Кот, котик, котенок, кошачий, котята.
- Что общего у этих слов? Как называются такие слова? (однокоренные)
- Какое слово может быть лишним? (кошачий – прилагательное)
-Что такое имя существительное? (ответ детей)
- Сколько родов имеет имя существительное? (ответ)
Списали только существительные и выделите корень.
5. Физкультминутка.
Встали. Отдохнем играя.
Я буду называть слова – разные части речи.
Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,
если м. рода – присядут мальчики,
если ж.рода – присядут девочки
если с. рода – хлопок,
если другую часть речи – наклон.
Приготовились:
Дочь, перо, ключ, полночь, добрая, отзывчивая, плащ, луч, рожь, дом, задумались, мелочь, молчание, небо,.6. Актуализация знаний.
1 группа – туман стоит, висят на липе, осталась без хвоста, белеет небо.(найти сущ. в именительном падеже)
2 группа - сварить из малины, спит в берлоге, объяснил ученику, доплыть до берега, ( найти родительный падеж)
3 группа – отдыхал в лагере, дал маме, пролетел над городом, подъехал к дому (найти дательный падеж)
4 группа – увидеть дорогу, приехать в деревню, лететь на самолете, пришел на вокзал (найти винительный падеж)
5 группа – восхищаться подарком, встали ребята, беседовать с другом, подбежал к дереву.(найти творительный падеж)
6 группа - отдыхал в лагере, думал о друге, встал со скамейки, спит в берлоге. ( найти предложный падеж)
Учитель раздаёт конверты с заданием каждой группе. Дети совещаются, определяют свой падеж и один человек выходит к доске, чтобы прочитать правильный ответ.
7. Определение на слух падежей существительных. Тест.
- У вас на листочках цифры от 1 до 7.
- Я диктую словосочетания. Вы должны под соответствующим номером указать одной буквой падеж.
1. Наблюдали за совой – Т.п.
2. Подбегает к дереву – Д.п.
3. Сидит на ветке – П.п.
4. Спрятался от мороза – Р.п.
5. Поет птичка – И.п.
6. Стучит клювом – Т.п.
7. Взбирается по березке – Д.п.
Проверка. (Самопроверка)
- Проверьте
- Поставьте себе отметку:
“5” - если нет ошибок
“4” - если 1-2 ошибки
“3” - если 3-4 ошибки
- Кто получил “5”, “4”, “3”? Кто не справился
8. Самостоятельная работа по вариантам:
Работа по алгоритму:
Нахожу слово или предлог, к которому относится имя существительное.
Ставлю вопрос.
Выделяю окончание
Определяю падеж
9. Задание дано на карточках:
1 вариант 2 вариант
Сидит у реки Тропинка ведёт
Подошел к дому Варит на плите
Дал ученику Ставлю к доске
Налетают на рябину Смотрит из окна
Травка блестит Говорит с сыном
10. Самопроверка на доске:
Сидит у реки Р Тропинка ведёт И
Подошел к дому Д Варит на плите ПДал ученику Д Ставлю к доске Д
Налетают на рябину В Смотрит из окна РТравка блестит И Говорит с сыном Т
11. Закрепление.
Просклоняйте слово молоко
И. п молоко Р. п молока, Д. п молоку, В.п молоко, Т. п молоком, П. п о молоке
12. Итог урока
Домашнее задание стр. 94 упр. 194
Руководитель практики:_________Салихова М. Р