План-конспект открытого урока в 9 « б » классе по теме: «Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой молнией»
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Калининская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики
План-конспект
открытого урока в 9 « б » классе
по теме:
«Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой молнией»
Учитель: Петрова Оксана Николаевна
Калинино
План – конспект урока по швейному делу.
Тема: Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой молнией.
Цель урока: Создание условий для освоения учащимися правильной обработки застежки в среднем шве, соблюдая технологию обработки.
Задачи урока: 1) обобщить знания о застежке «тесьма-молния» как одном из видов фурнитуры; её строении, видах, применении;
2) дать представление о правилах вшивания молний в брюки;
3) формировать навыки вшивания молнии в брюки;
4) формировать навыки оценивания результатов своей и чужой деятельности.
Тип урока: комбинированный
Место урока в учебном плане:
Данный урок является одним из уроков по разделу Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий в 9 классе.
В ходе подготовки к занятию ученицам было предложено подготовить сообщения – презентации по темам: «Виды застежек в одежде», «История возникновения застежки – молнии», «Виды застежек – молний», «Молния как элемент декора».
Форма обучения: индивидуальная
Словарь: застежка – молния, потайная застежка, слайдер.
Межпредметные связи: история, география, русский язык
Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.
Методы обучения: 1) объяснительно – иллюстративный (беседы, демонстрация, инструктаж)
2) частично – поисковый (сравнительная характеристика, практическая работа – связь теории и практики)
3) методы учета и контроля: контроль со стороны учителя:
– самоконтроль;
– взаимоконтроль;
– наблюдение со стороны;
– разноуровневое домашнее задание.
Оборудование и дидактическое обеспечение: ПК, проектор, учебник, раздаточный материал – листы с печатной основой, описание практического задания, образцы с вшитыми молниями, изделие или шаблоны, две детали из хлопчатобумажной ткани размером 20х20 см, тесьма – молния длиной 14-16 см, нитки, набор ручных инструментов, линейка, мелок, швейные машины. Виды работ: фронтальный опрос;
самостоятельная работа;
практическая работа.
Планируемый результат (объект труда): тесьма – молния
Структура урока
1. Организация учащихся к изучению новой темы (1-2 мин.)
2. Проверка усвоения учащимися знаний материала прошлого занятия (опрос, работа с выкройками) (5 мин.)
- Актуализация и мотивация знаний и умений учащихся для изучения нового материала.
3. Сообщение темы и цели урока (1-2 мин.)
4. Изложение нового материала (10 мин.)
- Изложение теоретического материала в соответствии с поставленными задачами.
- Проверка усвоения знаний.
5. Выполнение практической работы (20 мин.)
- Вводный инструктаж. Этапы выполнения практической работы, организация рабочего места, техника безопасности, требования к качеству работы.
- Самостоятельная работа учащихся (практическая работа). Текущие инструктажи.
- Проверка работ учащихся.
6. Подведение итогов занятия (5 мин.)
- Проверка усвоения знаний учащихся.
- Анализ работы учащихся на занятии (3 мин.)
- Выставление оценок (1-2 мин.)
- Объяснение домашнего задания (1-2 мин.)
7. Уборка рабочих мест (3 мин.)
Конспект урока по деятельности.
Наименова-ние структурных элементов урока Деятельность учителя Деятельность ученика Время прове - дения этапа
1 Организация урока. Приветствие, проверка присутствия учащихся, организация рабочего места, наличия необходимого на занятии (учебники, раздаточные материалы, инструменты и приспособления) Приветствие учащихся. Раппорт дежурного. Проверка рабочего места, наличие необходимых инструментов и материала 1-2 мин.
2 Актуализа-ция и мотивация (7 минут). Актуализация знаний и умений учащихся для изучения нового материала. Опрос учащихся. Отгадывание кроссворда. Устно отвечают на вопросы, заданные учителем. Отгадывание кроссворда 5 мин.
3 Сообщение темы и цели урока Тема нашего сегодняшнего урока: «Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой молнией на образце »
Цель урока: Создание условий для освоения учащимися правильной обработки застежки, в среднем шве соблюдая технологию обработки.
Задачи урока: 1) обобщить знания о застежке «тесьма-молния» как одном из видов фурнитуры; её строении, видах, применении;
2) дать представление о правилах вшивания молний в брюки;
3) формировать навыки вшивания молнии в брюки;
4) формировать навыки оценивания результатов своей и чужой деятельности.
Учащиеся записывают в тетрадях тему урока; слушают учителя 1-2 мин.
4 Изложение нового материала Рассказываю историю изобретения тесьмы молнии, устройство молнии, виды застежки тесьмы – молнии, по способу обработки, принцип работы молнии. Рассказываю о технологической последовательности обработки тесьмы - молнии в среднем шве передних половинок брюк. Учащиеся слушают объяснения учителя. Основные моменты конспектируют 10 мин
5 Выполнение практической работы: вводный инструктаж, самостоятельная работа учащихся, текущий инструктаж, проверка работ учащихся Сначала выясним, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся для работы. Читаем вслух ход работы. Демонстрация выполнения операций. Провожу инструктаж по ТБ при работе с ножницами, иглой, на швейной и на краеобметочной машинах. Самостоятельное выполнение практической работы.
Текущий инструктаж во время работы: слежу за ходом работы, оказываю помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Закрепление нового материала: опрос по пройденному материалу
Учащиеся готовятся к практической работе. Называют инструменты и оборудования, приспособления. Рассказывают правила безопасной работы иглой, ножницами, на швейной и на краеобметочной машинах. Выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение технических условий. Отвечают на вопросы 20 мин
6 Подведение итогов занятия Заключительный инструктаж: по мере завершения работы принимаю и оцениваю работы, выполненные учащимися. Проанализирую типичные ошибки учащихся при выполнении работы, соблюдение плана работы, порядка на рабочем месте. Оцениваю результаты работы учащихся, выбираю лучшие работы, разбираю допущенные ошибки и анализирую причины, вызвавших их. Объявляю оценки по результатам работы. Критерии оценок: «5» - без замечаний, «4» - одно замечание, «3» - два замечания, «2» - три или более замечаний или работа не выполнена.
Задание на дом: зарисовать виды тесьмы – молнии. Учащиеся проверяют качество выполнения стачного шва, качество обработки срезов
Учащиеся записывают домашнее задание 5 мин
Уборка рабочих мест. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты. Урок окончен. Спасибо за урок». Контролирую чистоту рабочего места Учащиеся убирают свои рабочие места, сдают инструменты 3 мин.
Структура урока .1. Организационный момент.
Цель: настрой на урок (1 слайд – Добрый день!).
Всем добрый день! Встали ребята, поприветствуйте гостей! А теперь улыбнулись друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение и тихо садимся. Итак, начинаем наш урок. (Проверка посещаемости и готовности учащихся к уроку).
Задачи нашего урока: 1) обобщить знания о застежке «тесьма-молния» как одном из видов фурнитуры; её строении, видах, применении;
2) дать представление о правилах вшивания молний в брюки;
3) формировать навыки вшивания молнии в брюки;
4) формировать навыки оценивания результатов своей и чужой деятельности.
Актуализация и мотивация (7 минут)
Чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд. (СЛАЙД 2-3)
Изменение чертежа основы в соответствии со своей моделью? (моделирование)
Все что мы носим, что это? (одежда)
Нить, направление которой необходимо учитывать при раскрое изделия?(долевая)
Пуговица , кнопки , крючки – что это (фурнитура)
Одно из поясных изделий где застежку обрабатывают тесьмой - молнией? (Брюки)
Одежда, опирающая на конструктивный пояс талии по способу носки? (Поясная)
Чем обрабатывается застежка в среднем шве передних половинок брюк? ( тесьмой - молнией)
1.В каких изделиях встречаются молнии?
2.В каких изделиях мы с вами уже обрабатывали застежку тесьмой молнией?
Ключевое слово – МОЛНИЯ. И разговор на уроке пойдет о чем? О застежке. Свое изделие вы будите обрабатывать застежкой замок – молния. Вместе с учащимися формулируем тему и цель занятия .Сообщение цели и темы урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Обработка застежки в среднем шве передних половинок брюк тесьмой молнией на образце »
Цели урока: Создание условий для освоения учащимися правильной обработки застежки в среднем шве, соблюдая технологию обработки.
Почти в любом изделии должна быть застежка, и виды ее очень разнообразны. В последнее время, благодаря своей универсальности, все популярнее становится застежка-молния. Это удобная и красивая застежка, которая позволяет застегнуть одежду одним движением. Для поясных изделий чаще всего используют именно эту застежку, так как она эстетична, проста и удобна в пользовании, легка в обработке, дает прочное соединение деталей.
История молнии насчитывает уже более ста лет. 115 лет назад американский инженер Уиткомб Джадсон из сострадания придумал застежку-молнию. Приятель Джадсона страдал болями в спине. Ему было тяжело наклоняться, чтобы шнуровать ботинки. «Создай устройство, которое можно было бы застегивать одной рукой», — обратился страдалец к автору 12 патентов. Вскоре Уиткомб представил застежку из двух цепочек, на которых чередовались крючки и петельки. Элементы конструкции сцеплялись при помощи ключика-язычка. (СЛАЙД 5, 6)
Долгие годы изобретение Джадсона не имело успеха. Люди никак не могли научиться пользоваться молнией. К новинке прилагалась инструкция на двух страницах. А ее производство было очень дорогим. Зачастую цена в два раза превышала стоимость юбки или пары брюк.
Популярность «молния» обрела только спустя 20 лет после появления, когда к делу подключился молодой эмигрант из Швеции Гидеон Сунбек. 26-летний инженер сделал застежку тоньше, гибче и надежнее, увеличив количество крючков. (СЛАЙД 7)
В 1923 году президент крупной обувной компании Бертран Рок выбрал «молнию» для новой модели резиновых галош. «Змейку» он полюбил за характерный звук — zzzzzip! (что-то вроде нашего «вжик!»). С тех пор в английском языке застежка обрела новое имя — зиппер.
Новая технология позволяла снять одежды в разы быстрее! Зипперы прочно обосновались на дамских платьях только в середине XX века. И до сих пор она является если не украшением, то уж незаменимой частью очень многих изделий.
Устройство современной «молнии» просто: это две тесьмы из хлопчатобумажной или синтетической ткани, которые имеют начало и окончание. На тесьме закреплены зубья-звенья в виде витой проволочки или по одному. В верхней части «молнии» находится верхний ограничитель на каждой тесьме, а в нижней части — один нижний ограничитель. Они обеспечивают нормальную работу замка, который мы застегиваем и расстегиваем с помощью слайдера .(Слайд 8)
«Виды застежки-молния» (Слайд9)
Систематизировать застежки-молнии достаточно сложно — настолько разнообразны их виды, способы применения и технологии обработки: по способу и материалу изготовления: витая, металлическая, тракторная;
по наличию замков: неразъемная, разъемная (с одним замком, с двумя замками);
по способу обработки в изделиях: юбочная, брючная, потайная (ее отличительная особенность — притачивается до стачивания деталей юбки).
На сегодняшний день, больше 50 процентов молний производится одной компанией. Эта компания, носящая название YKK была основана в Японии в 1934 году.
Самая большая в мире застежка – молния была произведена в 1989 году в Нидерландах. Длина того Зиппера составила 2851 метр!!!
– Принцип работы тесьмы – молнии довольно прост. Рассмотрим его.(Слайд 10)
Вы знакомы с обработкой застежки в боковом шве юбки. В брюках застежку чаще располагают в среднем шве передних половинок изделия и применяют для ее обработки тесьму - молнию. При раскрое изделия с застежкой в среднем шве, к припускам на швы по линии застежки добавляют дополнительный припуск на обработку 2-4 см.
При подборе застежки – молнии необходимо, чтобы её цвет совпадал с цветом ткани брюк (изделия).
Ход работы:
1 Подготовить тесьму – молнию к втачиванию : проутюжить с увлажнителем через проутюжильник, проверить работу замка и звеньев тесьмы – молнии.
2. Отложить на деталях образца припуски на швы. Положить детали изнаночной стороной вверх, обозначить левую деталь образца цифрой 1 , правую деталь образца цифрой 2.
3. Сложить детали образца лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы. Провести линию конца застежки.
4.Сметать детали по линии припусков на швы, стачать от линии конца застежки до нижнего среза образца, выполнить закрепку в начале строчки. Обработать срезы деталей одним из видов обработки срезов. Удалить нитки строчек временного назначения.
5. Надсечь припуски на швы по линии конца застежки, не доходя до машины строчки на 1-2мм.
6. Отогнуть припуски на обработку застежки, как показано на рисунке, разутюжить шов.
7. Подогнуть припуск на обработку застежки детали на 1 изнаночную сторону на расстоянии 5-7 мм от линии середины образца (шва стачивания) в сторону среза припуска, заметать по сгибу, приутюжить.
8. Открыть замок тесьмы – молнии. Наложить деталь 1 изнаночной стороной на лицевую сторону тесьмы - молнии так, чтобы сгиб детали располагался вплотную к звеньям тесьмы. Наметать, настрочить по припуску в край подгиба, пользуясь специальной лапкой.
9. Закрыть замок. Совместить сгиб припуска на обработку застежки детали 2 с линией середины, закрепит булавками.
10. Положить образец изнаночной стороной вверх. Отогнуть основную часть детали 2 , как показано на рисунке, и сколоть булавками с основной частью детали 1. Наметить тесьму – молнию на припуск на обработку застежки детали 2, не задевая основную часть детали, настрочить. Удалить нитки строчек временного назначения.
11.Проложить с лицевой стороны образца отделочную машинную строчку, выполнить закрепить. Приутюжить застежку с изнаночной стороны через приутюжильник.
Физкультминутка.
4. Выполнение практической работы.
Вводный инструктаж.
Прежде чем приступить к практической работе повторим технику безопасности карточки с задания.
- Вопросы есть по выполнению практической работы? Если вопросов нет, приступаем к выполнению задания, не забываем контролировать свои действия. Работаем, пользуясь инструкционной картой.
Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся выполняют практическую работу. Проговаривают свои действия, контролируют выполнение действий и технических условий по инструкции.
Текущий инструктаж. Контролирую организацию рабочего места, правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности. В ходе работы учащимся оказывается помощь, исправляются ошибки.
Подведение итогов занятия.
Цель: формирование навыков самоконтроля, взаимоконтроля.
Вопросы для закрепления темы:
Что можно применять для обработки застежки в брюках ? (Для обработки застежки применяют тесьму-молнию, крючки, петли и кнопки)
Где может быть расположена застежка на брюках .(в среднем шве , боковом)
3.Почему выбирают чаще тесьму – молнию? ( Преимущества застежки-молнии: сокращение времени на обработку изделия; красивый внешний вид; быстрота и удобство в использовании.)
Заключительный инструктаж. По мере завершения работы принимать и оценивать изделия, выполненные учащимися. Проанализировать типичные ошибки учащихся при выполнении работы.
Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ, разбор допущенных ошибок и анализ причин, вызвавших их.
Объявление оценки по результатам работы. Критерии оценок: без замечаний – «5», одно замечание – «4», два замечания – «3», три или более замечаний – «2».
Уборка рабочих мест. За 3 мин. до окончания урока объявляю: «Убирайте рабочие места. Соберите инструменты» (учащиеся убирают свои рабочие места).
Урок окончен. Спасибо за внимание. Контролирую чистоту рабочего места. (13 слайд – Молодцы!!!)
Список литературы:
Картушина Г.Б. Технология. Швейное дело.9 класс: учебник для спец.( коркц.) образовават. Учреждений VIII вида / Г.Б. Картушина, Г. Г. Мозговая. – 2-е издание. -М.: Просвещение, 2011.- 199с.
2.Технология. 6 класс (вариант для девочек): поурочные планы по учебнику под ред. В.Д. Симоненко / авт.-сост. О.В Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007.
3.С.Г. Лычева, Урок в 6 классе «Ступени мастерства. Обработки застежки на юбке» // Школа и производство, 8/2012.
4.liveinternet.ru›users/3199390/post267774678/
5.pro-business.kz›istorija-izobretenija/zastezhka