Презентация к педсовету Методы активизации познавательных интересов учащихся. Проблемы, перспективы.


Методы активизации познавательных интересов учащихся. Проблемы, перспективы. ПОВЕСТКА ДНЯ 1. Активизация познавательной деятельности учащихся как наиболее актуальная проблема современной педагогической науки и практики2. Психологический аспект познавательных интересов учащихся3. Активизация познавательных интересов учащихся в начальной школе4.Методы активизации познавательных интересов учащихся.5. Проблемы и перспективы активизации познавательной деятельности учащихся.6. Планирование урока как способ повышения активности учащихся на уроках. В структуре активности выделяются следующие компоненты : готовность выполнять учебные задания;стремление к самостоятельной деятельности;сознательность выполнения заданий;систематичность обучения;стремление повысить свой личный уровень;самостоятельность . Учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение;принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;рецензировать ответы товарищей;оценивать ответы и письменные работы товарищей;заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места;самостоятельно выбирать посильное задание;находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения Уровни познавательной активности Первый уровень - воспроизводящая активность.Второй уровень - интерпретирующая активность.Третий уровень - творческий. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся Принцип проблемности.Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач.Принцип взаимообучения.Принцип исследования изучаемых проблем Принцип индивидуализации Принцип самообучения Принцип мотивации. Факторы, побуждающие учащихся к активности Профессиональный интерес Творческий характер учебно-познавательной деятельности Состязательность Игровой характер проведения занятий Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов Способы активизации познавательной деятельности: опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;использовать дидактические игры и дискуссии;использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении. Фактор активації Зміст Прояви Властивість ПриродаЛюдинаСуспільствоТехнологіяДіяльність КогнітивнийАфективнийАксіологічнийПраксіологічний РівеньШиротаСтійкістьІнтенсивністьДієвість Понятійно-образна модель пізнавальних інтересів учнів Активные формы обучения Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися Поворот к значительному увеличению активности учащихся Контроль знаний Соревновательный подход заменяется кооперированием, сотрудничеством Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального. мышления Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Методы активизации познавательной деятельности Эвристический метод обучения в школе Метод инверсии Метод эмпатии (метод личной аналогии). Проблемное обучение Технология “обучения в диалоге”. Метод проектов Метод открытий Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока Проект рішення 1. Заступникам директор з НВР Прощенко Л.М., Наумовій О.А.1.1. Продовжувати удосконалювати освітній процес, зміцнення соціально-психологічного клімату в колективіТермін: постійно1.2. Для формування стійких професійних навичок провести “круглий стіл” з питань, які виникають в роботі вчителів.Термін: квітень 2009 року1.3. Продовжувати роботу з усіх напрямків самоосвіти педагогів.Термін: постійно1.4. Організувати навчання вчителів з використання комп’ютерів на уроках.Термін: з 1 квітня 2009 року 2. Керівникам методоб’єднань, вчителям-предметникам2.1. Удосконалювати систему засвоєння учнями базових знань, вмінь та навиків.Термін: постійно2.2. Активізувати теоритичне та продуктивне мислення, пізнавальні здібності школярів, розвивати критичне мислення в процесі навчання.Термін: постійно2.3. Розвивати мотивацію до навчання, пізнавальні інтереси учнів, прагнення до свідомого засвоєння навчального матеріалу, участі всіх учнів у навчальної діяльності. 2.4. Організовувати на уроках та в позаурочний час навчально-пошукову діяльність учнів, різноманітні форми самостійної роботи учнів.Термін: постійно2.5.Використовувати комп’ютерні технології на урокахТермін: постійно3. Практичному психологу школи Рогозянській А.Ю.Організовувати тренінгові заняття: комунікативні тренінги, тренінги з розвитку пам’яті, уваги, мислення, креативності.Термін: з 15 березня 2009 року