Доклад Активизация и развитие познавательных интересов учащихся ОВЗ на уроках математики в среднем звене.
Активизация и развитие познавательных интересов учащихся ОВЗ
на уроках математики в среднем звене.
Еще несколько лет назад в современной школе не стояло проблемы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. При правильном подходе к воспитанию и обучению, можно корректировать состояние ребенка, полностью или частично исправить дефекты. Поэтому, на уроках математики я применяю эффективные формы обучения детей с интеллектуальными нарушениями: индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения. Прививаю и поддерживаю интерес к своему предмету с помощью дидактических игр: использую занимательные задания, загадки и ребусы, наглядные средства обучения, тесты, таблицы – подсказки, провожу внеклассные мероприятия по математике. На своих уроках решаю главную задачу – активизация и развитие познавательных интересов учащихся в ходе обучения математики, тем самым добиваюсь овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Одним из главных моментом на уроке математики является устный счет. Так как в 5 классе в первом полугодии изучают натуральные числа, то учащиеся с ОВЗ практически не выделяются при решении устных упражнений такого типа: «Вычисли устно», «Змейка», «Какое число нужно поставить в конце цепочки», «Заполните таблицу с компонентами», и другие. Однако таким детям очень трудно ответить на вопросы :
1.Как изменится число, если к нему приписать два нуля, такое же число?
2.Найдите пропущенные числа.
3.Какое число следуе за последним...
4.Какие числа лишние...
В пятом классе домашнее задание, как и классная работа проверяется ежедневно. У Аветисяна Аветиса всегда выполнена полностью и правильно домашняя работа очень аккуратно и красивым почерком, однако самостоятельную работу он выполняет слабо. У Рубина Петра и Прасолова Семена домашние работы выполнены не всегда полностью и качественно, но зато в самостоятельные и проверочные работы пишут лучше. Они так же хорошо решают одношаговые и двушаговые задачи, простые уравнения. Для более сложных заданий на уроках я этим ребятам и слабоуспевающим раздаю карточки коррекции, в которых есть правило, образцы решения и примеры для отработки навыков решения задания. Часто применяю дидактические игры, ведь если ребенок заинтересован работой, положительно эмоционально настроен, то эффективность занятий заметно возрастает. Выработка любых умений и навыков у школьников с ОВЗ требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В игре ребенок незаметно для себя выполняет большое число арифметических действий, тренируется в счете, решает задачи, обогащает свои пространственные, количественные и временные представления, выполняет анализ и сравнение чисел, геометрических фигур. Такие игры с использованием презентаций очень нравятся ребятам. Провожу уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов и электронных учебников по математике.
На уроке я вызываю таких ребят к доске, даю посильные задания.
В каждый этап урока я стараюсь включать занимательные задания, которые способствуют развитию математического мышления детей. Вот некоторые из них :
1. Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были двухколесные и трехколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных ? ( 2 )
Сколько цифр использовано для записи числа 22, 122, 1222 ? Что обозначает каждая из цифр в записи данных чисел ?
Расположи карточки так, чтобы произведения, записанные на них, возрастали. Прочитай текст.
8*6 7*6 6*3 9*7 9*6 8*7 7*7
л о м ц д е о
Решение: 6*3 7*6 8*6 7*7 9*6 8*7 9*7
м о л о д е ц
4. " Поле чудес ".
Дана карточка, на которой записаны примеры, и дан код для расшифровки (указано, какому числу какая буква соответствует).
(Буквы и примеры могут меняться).
Надо отметить, что с переходом учащихся в среднее звено содержание обучения усложняется программой, увеличивается объём работы. Иногда на одной странице надо повторить задания сразу по нескольким темам. В таких случаях я использую дедуктивный метод, т.е. требую от учеников рассуждать, делать логические выводы. Что касается умозаключений, то мы делаем их коллективно.
Обычно я сопровождаю урок вопросами «Как вы думаете?», «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», «Помогите вспомнить…» и т.п. На вопросы требую полных ответов.
На закрепление и контроль даю проверочные и контрольные работы учащимся с ОВЗ дифференцированного характера. Использую разные приемы стимулирования и контроля: циклическую взаимопроверку, релейную проверку, самоконтроль. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.