Статья Практическая работа на уроках русского языка в специализированных школах
Особенности преподавания русского языка в специализированных школах
Учитель русского языка и литературы школы Казахского национального университета искусств
Таскожина Гульнар Бекмашовна Глубокие знания появляются при системном обучении языку, постоянной работе над теоретическим материалом учебника путем постановки вариативных вопросов к его тексту, выявлении ключевых слов, свертывании и развертывании информации, построении таблиц, схем. Прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи.
Углубленное изучение русского языка обеспечивается такими методами, при которых обучение, где главным действующим лицом является учитель, переводится во взаимо- и самообучение учащихся. Этому способствуют такие активные формы уроков, как зачеты, тестирование, семинары, практические занятия, творческие задания. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста и подтекста, создании собственных высказываний. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения, что создает условия для гуманистического управления процессом становления личности.
Самой главной целью учителя я считаю практическую работу на уроке, умение применять свои знания на практике, а не иметь заученный теоретический материал без умения применить его.
На своих уроках я стараюсь дать больше практических заданий после объяснения нового материала. Учащиеся с удовольствием выполняют такие задания, как списать упражнения, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, составить предложения на заданную интересную тему, рассказ. Это обычные задания, которые дети выполняют в течение учебного процесса.
Особенно интересны для учащихся творческие практические задания. Например, как отработать навык умения писать автобиографию. Сначала разбираем теоретический материал по учебнику. Затем предлагаю написать автобиографию, представьте, что вам тридцать лет. Учащиеся с глубочайшим интересом выполняют такое задание. Вот как выполнила задание ученица школы КазНУИ Хайдарова Азиза.
Автобиография
Я, Хайдарова Азиза Халикуловна, родилась 24 августа 1996 года в городе Ташкент. Мой папа, Хайдаров Халикул Корабекович, главный специалист на гидроэлектростанции, мама, Алиева Рима Кадыровна,бухгалтер.
В 2003 году поступила в РСМАЛ (Республиканский специализированный музыкальный академический лицей) имени В.А.Успенского по классу скрипки.
В 2009 году моя семья переехала в Казахстан. Учебу продолжила в Академии музыки города Астаны, которую окончила в 2019 году.
Профессиональная деятельность началась сразу после окончания вуза в качестве педагога в родном университете.
В 2020 году я вышла замуж. Мой муж врач высшей категории, практикующий хирург. В 2021 году в связи с переводом по работе мужа, моя семья переехала в Швейцарию.
Благодаря полученному мной образованию и опыту работы, я прошла кастинг и получила работу в качестве скрипачки в Королевском симфоническом оркестре. Параллельно совершенствовала знание немецкого языка, изучала французский и итальянский языки.
9 апреля 2022 года у меня родилась дочь. В 2024 году у нас было пополнение в семье – родился сын. Свой 30-летний юбилей я отметила в кругу близких и друзей.
Берн. 5 мая 2026 года.
Хайдарова Азиза.
После изучения темы «Употребление деепричастий в речи» учащимся было предложено домашнее задание творческого плана. Кто-то подготовил пословицы и поговорки, где есть деепричастия, кто-то выписал предложения из литературных произведений. Особенно интересно использовала деепричастия в своем стихотворении ученица седьмого класса по специальности «хореография» Балпык Майнур.
Школьный день в КазНУИ Звеня, гремя и пса пугая,
Будильник строго поднимая,
В халате, тапочках меня
С собакой рыжей на руках
Из дому гонит второпях.
Бегу, спешу я на балет,
Сказать всем девочкам: «Привет!»
Танцуя, радуясь, ликуя,
На хореографию бегу я,
Оттуда музыки фонтан
Из фортепиано льется к нам.
Урок закончив, - снова в бег,
Пишу стихи я, как поэт,
Как Лобачевский – уравненья,
И все казахские спряженья,
И много всякого еще,
Пока звонок не зазвенит
И громогласно известит: «Пора домой!».
Мне спать охота и долгожданная суббота
Все ближе, ближе с каждым днем…
Необычная работа с текстом уже всем знакомой сказки проводилась мной на уроках русского языка в классах с казахским языком обучения. Предложено было учащимся придумать свой вариант сказки «Колобок» на современный лад. Такой вариант сказки подготовила ученица Кулушева Гулим:
Колобок
Жил был старик со старухой. Просит старик однажды:
- Испеки, старуха, колобок.
- Из чего испечь? У меня муки нет.
- А ты, старая, сходи в магазин да купи муки «Цесна».
Старуха так и сделала. Намесила тесто, скатала колобок и испекла его в микроволновке. И положила его на лоджии, на солнышке сушиться. Колобок полежал- полежал, да и покатился.
Выкатился с лоджии в комнату, с комнаты в подъезд и вдруг навстречу ему сосед в очках по фамилии Заяц.
Заяц ему говорит:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня косой, я тебе песенку спою:
- Я из муки Цесны мешен,
В микроволновке печен,
Я на солнышке сушен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
И от тебя Заяц
Я подавно уйду.
И покатился на следующий этаж. Навстречу другой сосед в сером костюме, на волка похожий:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою:
Я из муки Цесны мешен,
В микроволновке печен,
Я на солнышке сушен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от Зайца ушел,
И от тебя, Серый, подавно уйду.
Катится вниз по лестнице, а навстречу сосед косолапый с работы возвращается по фамилии Медведь.
-Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебе песенку спою:
-Я из Цесны мешен,
В микроволновке печен,
Я на солнышке стужен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел,
И от тебя подавно.
И покатился вниз на первый этаж, а навстречу ему рыжая девчонка по имени Алиса, хитрющая первоклассница. И говорит она ему:
- Салам, Колобок. Какой ты клевый, обалденно вкусный! А Колобок запел песенку:
- Я из Цесны мешен,
В микроволновке печен,
Я на лоджии стужен,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от соседей ушел, а от тебя Алиса
Я подавно уйду!
- Какая славная песня! – сказала рыжая. - Ты знаешь, мне в школе песенку задали выучить. Сядь мне на ручки, и мы вместе выучим.
Колобок очумел от радости, что такой девочке понравилась его песенка, и прыгнул к ней на ручки. А девочка наглая была, даже церемониться не стала. Ням! И съела Колобка!
При изучении далеко не интересной для учеников темы «Служебные части речи» предлагаю сильным учащимся найти материал о служебных частях речи, которого нет в учебнике. Затем систематизирую, выбираю и предлагаю ученикам то, что для них необходимо, познавательно, интересно и раздаю всем на каждую парту.
Конечно, далеко не каждый учитель сочтет для себя приемлемой описанную систему работы, однако надеюсь, что вам покажутся интересными отдельные приемы, тексты, задания.