Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5-9классов в коррекционных школах VIII вида РФ

Муниципальное специальное казенное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная казенная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
№ 53» VIII вида


ОБСУЖДЕНА:
__________________________

на заседании методического объединения учителей
МО трудового обучения
(название МО)
Протокол № _______

от «______» _________2011 г.


РЕКОМЕНДОВАНА:
__________________________

педагогическим советом школы


от «______» _________2011 г.


УТВЕРЖДАЮ:
__________________________
Директор МСК(К)ОУ «Специальная казенная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 53» VIII вида

________________ Рычкова Г.А.
(подпись)

«______» ____________ 2011 г.



Рабочая учебная программа
по Социально-бытовой ориентировке
(предмет)

Для 6в класса

Составлена на основе программы обучения детей
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
под редакцией В.В.Воронковой А.Р.Маллер , Г.В. Цикото_____________________________
_____________________________________________________________________
Автор(ы): _____________________________________________________________


Составитель программы:
учитель МСК(К)ОУ «Специальная
казенная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 53» VIII вида
Кривич Ирина Ивановна
(ФИО)

Новокузнецк, 2012



Пояснительная записка

Настоящая программа разработана и составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования на основании программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. В данной программе использованы: Программма обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ Дефектологии АПН СССР, - М., 1983г; Программы подготовительного и - IV классов коррекционных учреждений VIII вида/ под.редакцией В.В.Воронковой. – М.:Просвещение,1999г;Программма воспитания и обучения дошкольников с интелектуальной недостаточностью / под редакцией Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной, С.-Пб.,2001; Программы для 5-9 классов специальных / коррекционных/ учреждений VIII вида: 1 сб. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000г.
; .
Настоящая программа составлена на --- часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой 6 класса для детей со сложным дефектом. Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Образовательная:
совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, формировать знания и умения бытового труда.
Коррекционная:
формировать знания и умения, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся, практически знакомиться с предприятиями, организациями и других учебных заведений, в которых придется обращаться обучающимся.
Воспитательная:
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
Преподавание курса тесно связано с другими предметами математика, развитие речи и письма, самообслуживание, трудового обучения и опирается на их содержание.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
« Я и моя семья» - ч
«Транспорт»- ч
«Магазины» - ч
«Организация общественного питания» - ч
«Почта. Телеграф» - ч
«Жилище» - ч

Отличительными чертами данного курса являются:
- учёт психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- использование индивидуального и дифференцированного подхода;
- реализация системных коррекционных мероприятий по физическому и психическому оздоровлению обучающихся, устранение преодоление специфических индивидуальных нарушений в развитии;
- коррекционная работа по адаптации и социализации детей в общество.
Для понимания общей безопасности предвидения опасных ситуаций и действий, в случае их возникновения, в содержании уроков социально-бытовой ориентировки интегрированы элементы курса «Основы безопасности жизнедеятельности», используя программу «Основы безопасности жизнедеятельности» А.С. Девятков.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде текущего, промежуточного и итогового контроля в следующих формах: контрольный опрос, самостоятельная работа, тест.





Календарно-тематический план
по социально-бытовой ориентировке
на 2012 - 2013 учебный год
6в класс - 66 часов


Наименование темы
Кол-во
часов
Дата
урока
Примечание


I – четверть – 18 часов


Я и моя семья -6 ч

1
Я и моя семья.
1



2
Пр.р. Самостоятельное составление рассказа о семье.
1



3
Место работы родителей, их профессии.
1



4
Пр.р. Дидактическая игра «Узнай и назови».
1



5
Профессия брата, сестры.
1



6
Пр.р. Дидактическая игра «Кому, что нужно для профессии»
1



7
Обобщающий урок по теме «Я и моя семья»
1



8
Просмотр учебного фильма.




Транспорт– 8 ч

1
Правила пользования общественным транспортом.
1



2
Ролевая игра «Поездка в общественном транспорте».
1



3
Остановки транспорта по пути следования в школу.
1



4
Экскурсия на ближайшие остановки (автобуса, трамвая).
1



5
Составления безопасного маршрута от дома до школы и в другие точки населенного пункта.
1



6.
Пр.р.Составление маршрута от школы до дома.
1



7
Обобщающий урок по теме «Транспорт»
1



8
Просмотр учебного фильма.
1



Магазины – 4ч

1
Товары первой необходимости.
1



2
Пр.р.Покупка товаров первой необходимости.
1



3
Экскурсия в булочную.
1



4
Игровое занятие «В Булочной»
1




2 четверть – 12часов


Магазины - 12ч

1
Виды магазинов: промтоварный, продовольственный и др.
1



2
Экскурсия в магазины.
1



3
Игра в магазин.




4
Пр.р. Размещение продуктов по местам.




5
Расчет в кассе за товар.
1



6
Пр.р.Тренировочные упражнения в отбирание нужного товара и расчета в кассе.
1



7
Стоимость покупки. Сдача.
1



8
Пр.р.Упражнения в размене денег, подсчета стоимости покупки и сдачи.
1



9
Цены основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов.
1



10
Пр.р. Закупка товара в магазине.
1



11
Обобщающий урок по теме «Магазины»
1



12
Просмотр учебного фильма.
1



3 четверть- 20часов

Организация общественного питания – 6 ч

1
Организация общественного питания.




2
Пр.р.Экскурсия. Чтение вывесок «Столовая», «Буфет», «Кафе».
1



3
Знакомство с профессиями повар, посудомойщик.
1



4
Экскурсия в школьную столовую.
1



5
Обобщающий урок по теме «Организация общественного питания»
1



6
Просмотр учебного фильма.
1



Почта. Телеграф – 10 ч

1
Почта.
1



2
Экскурсия на почту.
1



3
Почтовые отправления: письма, открытки.
1



4
Пр.р.Распознавание писем, открыток, посылок, бандеролей.
1



5
Почтовые отправления: посылки, бандероли.
1



6
Пр.р.Распознавание писем, открыток, посылок, бандеролей.
1



7
Телеграф.
1



8
Сюжетно – ролевые игры.




9
Обобщающий урок по теме «Почта. Телеграф»




10
Просмотр учебного фильма.
1



Жилище – 4ч

1
Понятие жилище.
1



2
Пр.р. Составление из разрезных картинок «Жилище».
1



3
Правила ТБ при пользовании эл.приборами.
1



4
Пр.р. Заучивание правил ТБ при пользовании эл.приборами.
1



4 четверть – 12ч

Жилище -12ч

1.
Просмотр учебного фильма .
1



2.
Пр.р. Проигрывание реальных ситуаций.
1



3.
Правила ТБ при пользовании газовой плитой. (эл.чайником)
1



4.
Пр.р. Заучивание правила пользования газовой плитой.
1



5.
Просмотр учебного фильма «Советы тетушки Совы»
1



6.
Пр.р. Проигрывание реальных ситуаций.
1



7.
Правила пользования эл.плитой.
1



8.
Пр.р. Заучивание правил пользования эл.плитой.
1



9
Правила пользования эл.утюгом.
1



10
Пр.р. Заучивание правил пользования эл.утюгом.
1



11
Обобщающий урок за учебный год.
1



12
Пр.р. Тестирование.
1



























Заголовок 315