Статья на тему Индивидуальный подход и дифференцированное обучение обучающихся на уроках математики в школах 8 вида


Индивидуальный подход и дифференцированное обучение учащихся на уроках математики в школах VIII вида.
Проблема дифференцированного обучения, несмотря на многочисленные исследования в этой области, продолжает оставаться актуальной для многих педагогов, в том числе ив первую очередь и учителей специальных коррекционных учреждений. В арсенале современного учителя имеется множество средств её решения- разработка заданий различной трудности, различного объёма, разные меры помощи учащимся при выполнении учебных заданий, индивидуальные задания. Как правило, учителя пытаются дифференцировать и учеников по их способностям, и учебный материал на уроках.
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности школьников, обеспечивающую учителю специализацию учебного процесса для различных групп учащихся, созданных с учётом наличия у них общих качеств, существенных для учебной деятельности. Индивидуальный подход- важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно- воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Индивидуальный подход необходим по двум причинам: во- первых, он обеспечивает личностное своеобразие в развитии детей, даёт возможность максимального проявления всех имеющихся у ребёнка способностей; во- вторых, без учёта индивидуальных особенностей ребёнка любое педагогическое воздействие может оказать на него не то влияние , на которое оно было рассчитано, так как характер и эффективность воздействия определяется не только его объективными составляющими , но и тем, как оно воспринимается ребёнком.
Суть дифференцированного подхода не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому ученик должен прийти к конечной цели, т.е. к самостоятельному выполнению задания. Такая дифференциация сводится к изменению характера инструкции для самостоятельной работы , т. е. в самостоятельную работу включаются подготовительные вопросы или упражнения, выполнение которых подводит к решению основного задания.
Реализация основных принципов олигофренопедагогики в школах VIII вида чаще всего основывается на данных дифференцированной диагностики, которая в свою очередь использует патогенетический подход, разработанный М. С. Певзнер. Развитие современной коррекционной педагогики , в частности олигофренопедагогики трудно представить без патогенетических составляющих, являющихся основным содержанием информационного поля, лежащего в основе индивидуального подхода к каждому ученику специальной школы.
В организации педагогического процесса при дифференциации обучения важно соблюдение следующих условий:
- ведение дневников психолого- педагогических наблюдений, регистрация продвижения учащихся;
- постоянная проверка эффективности принятых мер, осуществление их коррекции;
- организация постоянного взаимодействия с родителями учащихся в целях координации воспитательных воздействий.
Осуществляя дифференциацию, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:
- создать атмосферу, благоприятную для учащихся;
- активно общаться с учащимися, ибо для того, чтобы учебный процесс был мотивирован и ребёнок учился согласно своим индивидуальным возможностям и особенностям, он должен чётко представлять себе и понимать, что от него ждут.
Указанное положение представляется важным не только потому, что учащиеся знают об ожиданиях своих педагогов, но им нужно говорить о том как они учатся. Обратная связь обеспечивает крепкую основу для мотивации. В работе с учащимися предлагается следующая стратегия педагогических действий:
- непосредственное воздействие на мотивацию через убеждение, разъяснение и стимуляцию внутренней работы по самосознанию. Переосмыслению себя и окружающей действительности;
- воздействие на мотивацию через высокую организацию учебно- познавательной деятельности школьников.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Дла себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся- и физических(здоровья), и психологических, и личностных. В связи с этим вспоминаются слова К.Д. Ушинского:
,, Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях,,.
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями. А также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашими психологами и логопедами.
2. Выделение отдельных групп учащихся.
Для этого я использую классификацию учащихся коррекционной школы по типизации М.С. Певзнер.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданиями, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.