Рабочая программа элективного курса «Подготовка к итоговой аттестации» 9 «А» класс на 2015 — 2016 учебный год
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Подгоренская средняя общеобразовательная школа №1
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________Т.С. Гриценкоприказ №____от______________.
Рассмотрено
на заседании
методического объединения
протокол №__от____________
Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка к итоговой аттестации»
9 «А» класс
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Медкова Нина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
пгт. Подгоренский
2015 г.
(Подготовительно-тренировочный курс)
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для обучающихся 9 классов и рассчитан на 18 часов. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА) и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.
Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий обучающиеся должны научиться:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).Модуль 1
Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение.
Первая часть работы ГИА в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
умение адекватно воспринимать авторский замысел;
умение вычленять главное в информации;
умение сокращать текст разными способами;
умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо, прежде всего, научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Обучающийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Третья часть работы ГИА содержит одно творческое задание С2.1. Данное задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Умение отстоять свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Модуль 2
Учимся выполнять тестовые задания.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1 – В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.
Семь заданий группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками, его культурно-ценностных категорий.
Девять заданий группы В проверяют комплекс умений определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.
Тематическое планирование элективного курса «Подготовка к итоговой аттестации»
№ Тема занятия Виды деятельности Примечания
1 Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2009. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа. Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов. Часть 1
2 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Работа с текстом, создание текста. 3 Задание С1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ. Работа с текстом, создание текста. 4 Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ. Работа с текстом, создание текста. 5 Задание С1. Выбор приемов сжатия. Создание текста, оценивание Часть 3
6 Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему. Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. Элементы сочинения, анализ текстов 7 Задание С2.1. Учимся аргументировать.
Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Элементы сочинения, анализ текстов Часть 2
8 Понимание текста. Задание А 1.
Целостность текста. Задание А 2. Работа с тестом, заполнение бланков 9 Извлечение информации. Задание А 3.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Задание А4. Работа с тестом, заполнение бланков 10 Лексическое значение слова. Задание А 5. Повторение по теме «Морфология». Лексический анализ слова.. Задание А 6. Работа с тестом, заполнение бланков 11 Выразительные средства. Задание А 7.
Стили речи. Задание В1. Работа с тестом, заполнение бланков 12 Правописание корней. Задание В 2.
Правописание приставок. Задание В 3. Работа с тестом, заполнение бланков 13 Правописание суффиксов. Задание В 4.
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5. Работа с тестом, заполнение бланков 14 Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В 6.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В 7 Работа с тестом, заполнение бланков 15 Словосочетание. Задание В 8.
Грамматическая основа предложения. Задание В 9. Работа с тестом, заполнение бланков 17 Простое осложненное предложение. Задание В10, В11.
Сложные бессоюзные предложения. Задание В13. Работа с тестом, заполнение бланков 18 Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14, В12. Работа с тестом, заполнение бланков Литература, материалы:
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, АстрельСычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2011: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/Работы обучающихся