Рабочая программа элективного курса Биологическое кольцо 9 класс, 2016-2017 год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ И.В.ТКАЧЕНКО»
Г. ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано»
Руководитель МО
Сидоренко Т.К._____/
Протокол № от «31»
08. 2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Поваляева Н.Н.____/
«__»_________2016__г.
«Утверждаю»
Директор МОБУ СОШ №7
Русинова Н.В.______/
Приказ № ___ от «__»____2016___г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Биологическое кольцо» 9 класс
( Базовый уровень)


Программы элективных курсов. «Биология» 9 -11 классов. Профильное обучение. Авторы – составители В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. Сборник 3- М,: Дрофа, 2006 -157 с. – (Элективные курсы)

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 час.


Рабочую учебную программу составила _Сидоренко Т.К., учитель высшей
квалификационной категории.



Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы

протокол № ____ от «__»__2016_ г.





2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2016 гг., пр. Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014
Примерное положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования № 1026 от 03.09.2013 г.;
Приказ Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897»;
Методические рекомендации по вопросам введения ФГОС ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2015 г. № 08-1228;
Письмо Министерства образования и науки РФ № 08-1786 от 28.10.2015 г. «О рабочих программах учебных предметов»;
Основная образовательная программа основного (начального) общего образования МОБУ СОШ № 7 г. Тынды Амурской области на 2015 – 2020 гг. (2015 – 2019 гг);
Учебник « Общая биология» 11 класс образовательных учреждений – авторы – В.Б. Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2012г.
Программа составлена на основе программы элективных курсов. «Биология» 9 -11 классов. Профильное обучение. Авторы – составители В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. Сборник 3- М, : Дрофа, 2006 -157 с. – (Элективные курсы)
Положение о рабочей программе по элективному курсу педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО; в МОБУ СОШ № 7 г. Тынды Амурской области.

2. Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности, и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ОГЭ. Курс тесно связан с уроками общей биологии, биологии растений, животных, человека и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Актуальность умения решать задачи по биологии возрастает в связи с введением ОГЭ по биологии, а также с тем, что необходимо применять знания на практике. Курс тесно связан с уроками общей биологии и соответствует требованиям Государственного стандарта.
Изучение и повторение материала по биологии дает возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Огромную важность в непрерывном образовании приобретают вопросы самостоятельной работы обучающихся, умение мыслить самостоятельно и находить решение. Создаются условия для индивидуальной и групповой форм деятельности учащихся. Такое сочетание двух форм организации самостоятельной работы на уроках активизирует слабых обучающихся и дает возможность дифференцировать помощь, способствует воспитанию взаимопомощи и коллективизма. Создает также условия для обучения обучающихся самоконтролю и самооценке. Это формирует творческое отношение к труду важное для человека любой профессии и является важным условием успешного, качественного выполнения им своих обязанностей.
Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям Государственного стандарта. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно - ориентированных заданий, направленных на развитие трёх уровней обученности: репродуктивного, прикладного и творческого.

3. Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
Курс опирается на знания, полученные при изучении материала биологии 6-9 класса. Содержание программы включает 3 основные раздела: «Биология растений», «Биология животных», «Биология человека», решение тестовых заданий. Для наиболее успешного усвоения материала планируются различные формы работы с обучающимися: разнообразные формы работы с текстом, тестами, выполнение творческих заданий. Для текущего контроля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия заданий, часть которых выполняется в классе, а часть - дома самостоятельно. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения педагогической технологии личностно-ориентированного образования. Данная технология позволяет создать обучающую и развивающую среду, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков старшеклассников, обеспечивает им условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности.
В подготовке и проведении уроков данного курса используется технология здоровьесберегающего обучения и воспитания: создание психологического комфорта, санитарно-гигиенических условий, двигательной активности и других критериев, которые влияют на успешность в обучении.
4. УМК по элективному курсу:
1. Программа составлена на основе программы элективных курсов. «Биология» 9 -11 классов. Профильное обучение. Авторы – составители В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. Сборник 3- М, : Дрофа, 2006 -157 с. – (Элективные курсы)
2. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. В 2-х частях.
3. Биология. Человек. 9 класс общеобразовательных учебных заведений. – М. : Дрофа, 2016 год. Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.

5. Цели и задачи:
Содействовать формированию прочных знаний по биологии, которые обеспечат подготовку обучающихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы
Задачи:
углубить и расширить знания учащихся по разделам «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье»;
способствовать вовлечению учащихся в глубокую познавательную деятельность по биологии;
развивать познавательную активность и самостоятельность в изучении биологии.
реализация образовательных потребностей.
принцип отбора материала. Отобранный материал является основой для изучения курса «Общая биология». В основе построения курса лежит повторение, закрепление и углубление полученных ранее знаний по биологии.
Содержание курса позволяет использовать различные формы работы:
наблюдения
лекции
семинарские занятия
возможность получения знаний через современные источники знаний
Предполагаемые результаты:
данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации за курс основной школы.
умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.
инструментарий для оценивания результатов:
входная диагностика для выявления уровня знаний по изученному ранее материалу.
тестовый итоговый контроль по биологии за курс основной школы рассчитан на 1 час и включает задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, позволяющий выявить умения учащихся применять теоретические знания по биологии.

6. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану программа элективного курса для 9 класса предусматривает обучение курса в объеме 1 часа в неделю – 34 часа в год

7. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом


Название темы
Количество часов

1.
Введение. Биология как наука.
1

I.
Растения.


2.
Строение и жизнедеятельность клеток.
1

3.
Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией.
1

4.
Побег и побеговые системы.
1

5.
Репродуктивные органы растения
1

6.
Бесполое размножение растений разных жизненных форм.
1

7.
Биология семенного размножения.
1

8.
Водоросли – самые простые растения.
1

9.
Морфологические особенности плаунов хвощей, папоротников и голосеменных.
1

10.
Разнообразие покрытосеменных растений.
1

11.
Царство грибов: организмы, растущие в одном измерении: Симбиотические организмы – лишайники.
1

II.
Животные


12.
Животные состоящие из одной клетки.
1

13.
Двухслойные многоклеточные животные – кишечнополостные.
1

14.
Самые простые трехслойные животные: Плоские черви, Сосальщики.
1

15.
Кольчатые черви и их многообразие.
1

16.
Многоножки и насекомые.
1

17.
Наши отдаленные родственники – вторичноротые
1

18.
Рыбы – жители воды.
1

19.
Вышедшие на сушу – амфибии.
1

20.
Рептилии – предки птиц.
1

21.
Покорители воздуха – птицы.
1

22.
Цари природы – млекопитающие.
1

III.
Человек и его здоровье


23.
Место человека в системе органического мира.
1

24.
Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
1

25.
Нервная регуляция
1

26.
Нервная регуляция
1

27.
Органы чувств. Анализаторы.
1

28.
Система опоры и движения.
1

29.
Внутренняя среда организма.
1

30.
Иммунитет. Профилактика ВИЧ - инфекции.
1

31.
Строение и функции дыхательной системы.
1

32.
Органы пищеварения и их функции.
1

33.
Особенности строения мочевыделительной системы.
1

34.
Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии.
1


8. Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, растений, животных;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость.
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды ;родство человека с млекопитающими животными, , иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
9. Содержание учебной программы
1. Введение (1 час)
Биология как наука. Методы изучения биологии. Краткая история биологии. Биологические науки. Источники научных сведений. Входная диагностика.
2. Растения (10 ч.).
Строение и жизнедеятельность клеток.
Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Сравнительная характеристика Ядерных доядерных организмов. Анкетирование по основным разделам курса биологии.
Демонстрация: таблицы строения растительных, животных, грибов и бактерий клеток. Диафильм «Клетка и ее органоиды».
Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией.
Строение корня и его роль в поглощении воды и минеральных веществ. Строение корневых систем. Видоизменение корней, их биологическое и хозяйственное значение.
Демонстрация: таблицы, гербарий.
Демонстрация опытов: роль корневого давления в поглощении веществ из почвы.
Побег и побеговые системы
Боковые конусы нарастания – листья, почки. Особенности строения листа, связанные с осуществлением процесса фотосинтеза. Различные виды стеблей. Устьица, чечевички, их роль в газообмене.
Демонстрация: живые растения, гербарий, демонстрация опытов; выделение кислорода, образование крахмала в листьях в процессе фотосинтеза, доказывающих дыхание растений.
Репродуктивные органы растения
Цветок, его строение и значение в образовании семян и плодов. Способы опыления. Классификация соцветий. Типы плодов и различные способы распространения.
Демонстрация: различные способы распространения плодов и семян.
Живые цветки комнатных растений: модель цветка вишни, капусты: таблицы «Строения цветка», «Простые и сложные соцветия», кинофрагменты «Опыление растений», коллекция плодов и семян.
Бесполое размножение растений разных жизненных форм.
Размножение – характерный признак всех живых организмов. Значение размножения. Размножение спорами. Вегетативное размножение растений, его значение. Способы вегетативного размножения растений в природе. Метод получения растений с нужными свойствами и с помощью культуры тканей.
Демонстрация: живые и гербарные экземпляры растений, размножающихся вегетативным способом; кинофильм «Вегетативное размножение растений», таблицы «Вегетативное размножение».
Биология семенного размножения
Семя – как орган полового размножения. Строение пыльцевых зерен и семязачатка. Цикл воспроизведения и семенное размножение у голосеменных. Двойное оплодотворение. Значение оплодотворения и полового процесса для процветания цветковых растений.
Демонстрация: таблицы «Оплодотворение у цветковых растений», гербарные экземпляры побегов сосны, шишки.
Водоросли – самые простые растения
Их происхождение, особенности строения и жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме
Демонстрация: таблицы «Одноклеточные и многоклеточные водоросли». Кинофильм «Водоросли».
Морфологические особенности плаунов хвощей папоротников и голосеменных растений
Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.
Демонстрация: гербарные экземпляры, диафильм «Эволюция растений».
Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, из использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.
Демонстрация: муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты – трутовик, спорынья, головня, гербарные экземпляры лишайников.
3. Животные (11 часов)
Животные состоящие из одной клетки
Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Демонстрация: таблиц, рисунков об одноклеточных.
Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные
Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточные с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Демонстрация: таблиц, рисунков с изображением кишечнополостных.
Самые простые трехслойные животные:
Плоские черви, сосальщики, ленточные черви.
Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Демонстрация: таблиц, рисунков червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни.
Кольчатые черви и их многообразие
Биологические и экологические особенности. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Значение в природе и жизни человека
Демонстрация: таблиц, рисунков о строении кольчецов, их разнообразии.
Многоножки и насекомые. Ракообразные. Паукообразные.
Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Демонстрация: таблиц, коллекций членистоногих, развития насекомых.
Наши отдаленные родственники – вторичноротые.
Тип иглокожих: строение, среда обитания, размножение.
Тип хордовых: Ланцетник. Практическое значение.
Демонстрация: влажного препарата ланцетника, натуральных объектов: морского ежа, морской звезды
Рыбы – жители воды.
Многообразие: хрящевые, костные рыбы. Внешнее и внутреннее строение рыб. Приспособленность рыб к среде обитания.
Демонстрация: таблиц и рисунков о строении развитии рыб, влажный препарат о развитии рыб.
Вышедшие на сушу – амфибии
Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни. Биологические особенности, питание, дыхание, размножение.
Демонстрация: влажного препарата – «Лягушка. Внешнее и внутреннее строение» Таблиц и рисунков с изображением амфибий.
Рептилии – предки птиц.
Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе.
Демонстрация: таблиц, с изображением рептилий, рисунков о процессе жизнедеятельности рептилий.
Покорители воздуха – птицы.
Разные экологические группы птиц. Приспособленность к среде обитания. Биологические особенности. Размножение птиц. Сравнительная характеристика птиц.
Демонстрация: чучел, влажных препаратов птиц, рисунков, таблиц с изображением птиц.
Цари природы – млекопитающие.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Строение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, размножение. Происхождение млекопитающих.
Демонстрация: таблиц и рисунков с изображением млекопитающих; влажных препаратов «Внутреннее строение млекопитающего».
4. Человек и его здоровье (12 часов)
Место человека в системе органического мира. Биосоциальная природа человека, отличие человека и сходство с приматами и млекопитающими.
Демонстрация: торс человека, дидактические карточки «Сходство и отличие между человеком и млекопитающими животными».
Гуморальная регуляция
Гормоны и их роль в регуляции деятельности организма. Нарушения гуморальной регуляции.
Демонстрация: дидактические карточки «Нарушение деятельности эндокринных желез»
Нервная регуляция
Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Условные и безусловные рефлексы, их роль в жизни человека. Биологическое значение торможения. Нарушения нервной регуляции. Особенности высшей нервной деятельности.
Демонстрация: дидактические карточки – «Рефлекс. Рефлекторная дуга». «Строение нервной системы». Муляж головного мозга.
Органы чувств
Анализаторы. Звенья анализаторов. Взаимозаменяемость анализаторов.
Демонстрация: дидактические карточки:
орган обоняния – нос,
органы осязания – кожа и мышцы,
строение и функции уха.
Система опоры и движения.
Состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах. Основные группы мышц. Работа мышц, влияние ритма и нагрузки на работу мышц.
Демонстрация: дидактические карточки:
Скелет
Виды костей
Строение кости
Типы соединения костей.
Основные мышцы человека.
Свойства мышц.
Первая помощь при повреждении скелета.
Внутренняя среда организма
Кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Форменные элементы и особенность их строения. Органы кровообращения: Сердце, его строение и работа. Экология и гигиена сердечно-сосудистой системы.
Демонстрация: дидактические карточки:
Сердце,
Кровь,
Экология и гигиена сердечно-сосудистой системы.
Иммунитет. Борьба с инфекционными заболеваниями.
СПИД – болезнь века.
История возникновения СПИДа. Что необходимо знать о СПИДе. Роль И.И.Мечникова в учении об иммунитете. Предупредительные прививки.
Демонстрация: дидактические карточки:
Иммунитет.
Что такое СПИД.
Как можно заразиться СПИДом.
Строение и функции дыхательной системы.
Полость носа, гортань, трахея, бронхи. Экология органов дыхательной системы. Первая помощь при остановке дыхания – сердечно-легочная реанимация. Болезни органов дыхания. Вред курения.
Демонстрация: дидактические карточки:
Дыхание
Воздействие никотина на организм.
Сердечно-легочная реанимация.
Строение и функция пищеварительной системы.
Полость рта, пищевод, желудок, кишечник. Роль желез в пищеварении. Регуляция процессов пищеварения. Режим питания.
Демонстрация: дидактические карточки:
Пищеварительная система.
Органы пищеварительной системы и их функции.
Особенности строения мочевыделительной системы.
Образование первичной и вторичной мочи. Нефрон – структурная и функциональная единица почек. Экология органов мочевыделения.
Демонстрация: таблица строение Нефрона
Экология мочевыделительной системы – дидактические карточки
Рекомендации по выполнению практических заданий для сдачи экзамена по биологии.
Ответы на задания практического характера.

10. Календарно – тематическое планирование


Название темы
Кол - во часов
Вид деятельности
Дата
по плану
Дата
по факту

1.
Введение. Биология как наука.
1
Диагностика уровня параметров учебного успеха ученика




I.
Растения.


2.
Строение и жизнедеятельность клеток.
1
Слушают объяснения учителя, работа в тетради, с таблицей



3.
Корень. Особенности анатомического строения, связанные с функцией.
1
Работа в тетради, с таблицей. Использование презентации «Корень». Работа по тестам



4.
Побег и побеговые системы.
1
Работа в тетради, с таблицей. Использование презентации «Побег»



5.
Репродуктивные органы растения
1
Работа с моделями цветка. Работа по тестам



6.
Бесполое размножение растений разных жизненных форм.
1
Работа с дополнительной литературой. Работа по тестам



7.
Биология семенного размножения.
1
Работа в тетради, с таблицей.



8.
Водоросли – самые простые растения.
1
Работа с гербариями «Водоросли». Работа по тестам



9.
Морфологические особенности плаунов хвощей, папоротников и голосеменных.
1
Работа с гербариями плаунов, хвощей, папоротников.



10.
Разнообразие покрытосеменных растений.
1
Использование интерактивной доски. Работа по тестам



11.
Царство грибов: организмы, растущие в одном измерении: Симбиотические организмы – лишайники.
1
Изготовление моделей грибов (домашнее задания). Презентация «Грибы»



II.
Животные


12.
Животные состоящие из одной клетки.
1
Презентация одноклеточных животных, использование видео «Инфузория – туфелька». Работа по тестам



13.
Двухслойные многоклеточные животные – кишечнополостные.
1
Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений».



14.
Самые простые трехслойные животные: Плоские черви, Сосальщики.
1
Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни.



15.
Кольчатые черви и их многообразие.
1
Работа в тетради, с таблицей. Работа по тестам



16.
Многоножки и насекомые.
1
Работа в тетради, с презентацией.



17.
Наши отдаленные родственники – вторичноротые
1
Работа с дополнительной литературой



18.
Рыбы – жители воды.
1
Выделяют особенности строения рыб.
Формулируют вывод. Работа по тестам




19.
Вышедшие на сушу – амфибии.
1
Распознают и описывают внешнее строение Земноводных.
Выделяют особенности строения в связи со средой обитания.
Работа по тестам



20.
Рептилии – предки птиц.
1
Определяют принадлежность к типу, классу и распознают распространённых представителей класса. Работа по тестам



21.
Покорители воздуха – птицы.
1
Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы» Работа по тестам



22.
Цари природы – млекопитающие.
1
Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». Работа по тестам




III.
Человек и его здоровье


23.
Место человека в системе органического мира.
1
Слушают объяснения учителя, самостоятельная работа с учебником



24.
Гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.
1
Самостоятельная работа с учебником, работа в группах по тестам.



25.
Нервная регуляция
1
Работа с презентацией «Нервная система»



26.
Нервная регуляция
1
Самостоятельная работа по опорным конспектам. Работа по тестам



27.
Органы чувств. Анализаторы.
1
Фронтальный опрос, самостоятельная работа с учебником



28.
Система опоры и движения.
1
Работа с презентацией «Скелет человека», самостоятельная работа по опорным конспектам. Работа по тестам




29.
Внутренняя среда организма.
1
Работа с презентацией «Внутренняя среда организма», «Кровь»



30.
Иммунитет. Профилактика ВИЧ - инфекции.
1
Сообщения, презентации учащихся, их защита. Работа по тестам



31.
Строение и функции дыхательной системы.
1
Самостоятельная работа по опорным конспектам. Работа по тестам



32.
Органы пищеварения и их функции.
1
Работа по тестам, презентацией «Пищеварение»



33.
Особенности строения мочевыделительной системы.
1
Работа по тестам, презентацией «Мочевыделительная система»



34.
Рекомендации по выполнению практических заданий в процессе сдачи экзамена по биологии.
1
Работа по тестам








11. Описание учебно-методического обеспечения образовательной деятельности

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

1



Методические пособия для учителя:
1. Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. В 2-х частях.
2. Сапин.Р., Брыксина З.З. Анатомия и физиология человека.
3.Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 160 с: ил.
4.Фросин В.П., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек. М: Дрофа, 2004. - 224
5.. Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М. :Дрофа, 2016.



2
Дополнительная литература для учащихся:
1. Биология. Человек. 8 класс.: учебник для общеобразовательных учреждений Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, М. :Дрофа, 2016.



3
Наглядные пособия:
Череп человека с раскрашенными костями.
Локтевой сустав
Торс человека разборный
Сердце в разрезе
Почка в разрезе
Мозг в разрезе
Глаз.
Происхождение человека
Скелет человека
Клетка, ткани, системы органов
Нервная система, головной, спинной мозг, железы внутренней секреции и Модели:
Цветок яблони, картофеля, василька, лилии. крестоцветных.
Набор муляжей: Плоды яблок, томатов.
Коллекции насекомых, влажные препараты червей.

4
Информационно-коммуникационные средства обучения:
Телевизор.
Мультимедийный компьютер (с пакетом прикладных программ, графической операционной системой, приводом для чтения/записи компакт-дисков, аудио-видео входами/ выходами, акустическими колонками, микрофоном и наушниками и возможностью выхода в Интернет).
Экспозиционный экран.
Интерактивная/электронная доска.
Принтер.
Копировальный аппарат.
Сканер.
Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети, web-камера.


5
Экранно-звуковые и мультимедийные средства обучения:

MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Живой организм»
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2010
Биология 8 класс. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Интернет-ресурсы.
WWW. I SEPTEMBE- газета «Биология» - приложение к « 1 сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].nature.ru- научные новости биологии
www.edios.ru. Эйдос - центр дистанционного образования

БИБЛИОТЕКА ЭЛЕКТРОННЫХ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
РЕПЕТИТОР – БИОЛОГИЯ (весь школьный курс)
ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (Кирилла и Мефодия)
РЕПЕТИТОР – БИОЛОГИЯ
БИОЛОГИЯ – 6 – 9 класс
Презентации учителя и учащихся
7. Уроки биологии КИМ. Человек. 8 класс.- виртуальная школа Кирилла и Мефодия.-М.,2010.



12. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
1.Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
- проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
- испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим животный мир, и - эстетические чувства от общения с животными;
- признавать право каждого на собственное мнение;
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
2.Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
 Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
3.Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов.
- живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона;











Заголовок 115