Доклад по теме: Применение инновационных технологий в начальных классах
Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах
Подготовила Сафонова Г.А., учитель начальных классов
МОУ « Роскошненская школа»
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса.
Одной из главных задач считаю, является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных технологий. Применяя новые педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков в начальной школе, использую следующие современные образовательные технологии:
« Технология проблемного обучения»
Например, на уроке русского языка по теме « Непроизносимые согласные».
На доске слово «солнце». Обращаюсь к детям:
- Прочитайте слово орфографически, орфоэпически.
- Что вас удивило? ( Буква –л- в слове пишется, а звук «л» не произносится.
- Какой у вас возникает вопрос?
( Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?)
Как проверить надо ли писать букву в слове, если мы его не слышим?
Итак, дети сами вышли на новую тему урока и поставили цель. Я даю возмож
ность назвать орфограмму и приблизить к правильному названию:
- Звук не произносится – поэтому называется.. (непроизносимым).
При введении математических понятий также создаю проблемные ситуации.
Такая запись вызывает удивление у детей: 2+5*3= 21 и 2+5*3= 17
После анализа действий ученики приходят к выводу, что два разных результа
та могут быть правильными и зависит от того, в какой очерёдности выпол-
нять сложение и умножение.
« Проектная технология»
Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
Проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. В прошлом и этом учебном году мы
с детьми создаём только информационные проекты. Такие проекты направле
ны на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа,обоб
щения и представления для широкой аудитории. Дети создают индивидуаль-
ные творческие проекты, их выполнение занимает 1- 2 недели.
В1 классе дети выполняли книжки- малышки по литературному чтению
по теме «Загадки». Отлично защитили проекты Пронин Р., Бекирова Э., Кова
ленко В. По окружающему миру писали проект « Мой класс»
Во 2 классе выполняли 2 проекта по окружающему миру « Красная книга Крыма» и « Все профессии важны». Хорошо защитили проекты Заитов А.,
Яковенко Л., Раетова Э.
По русскому языку выполняли проекты « И в шутку , и всерьёз», « Рифма».
Защищались в парах: Асанов Азиз и Асанов Ахмет; Клеблеев М. и Заитов
Сафарова К. и Пронин Р. и др
В процессе проектной деятельности, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у учителя,
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать достигнутый результат в классе другим.
« Обучение в сотрудничестве (групповая работа)»
Групповая работа играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы я стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по 6 человек по желанию. Даю задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе.
Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема “Лепка овощей”. Сначала каждый делает 1 овощ, а потом еще 6 всей группой и коллективно
складывают в корзины. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков.
« Игровые технологии»
Игра это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
- для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Математика вокруг нас», урок – спектакль «Народные праздники»);
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Это разнообразные игры – соревнования, эстафеты, в которых предлагается решить примеры, вставить нужный знак, придумать пример и т.д. Такие игры развивают вычислительные навыки и умения.
Например, на уроках обучения грамоте в игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово» и другие.
Например: «Соедини половинки слов».
- Соедини стрелками половинки слов между собой так, чтобы получились целые слова.
САМО БУКФУТБАЛКАПКОНВАКАГОНЧАЙ
БОЛВЕРТВАРЬНИККОННАЛКАГОНКАНВАР
« Здоровьесберегающие технологии»
В моём классе она включает в себя: проведение тематических физминуток на каждом уроке, динамических пауз, участие в спортивных соревнованиях школы , проведение родительских собраний на тему «Режим дня в школе и дома», «Как сохранить здоровье ребёнка», «Компьютер и ребёнок», организацию горячего питания в школе для всех учащихся, профилактичес- кие беседы мед.сестры, организацию подвижных игр на переменах. Думаю, что наша задача сегодня – научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы затем, перейдя в среднюю школу и далее, ребята могли уже самостоятельно их применять. Свои уроки я стараюсь строить, ставя перед собой именно эту цель: как сделать урок здоровьесберегающим?Использую на уроках различные весёлые физкультминутки, гимнастику.
Например, на уроке математике предлагаю такую задачу:Ваня на празднике съел 6 мороженых, а Саша на 2 меньше. Сколько мороженых съели оба мальчика?( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)– Можно съедать так много мороженых? Почему? – Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)
Проводила классные часы по темам: « Здоровым быть здорово», видеолекто-
рий « Здоровое питание», « Режим дня школьника», практическое занятие
«Азбука пешехода» и т.д.
« Информационно- коммуникационные технологии»
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке.
Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд учителя: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.
Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Невозможно провести эффективно уроки музыки без компьютера. К каждо-
му уроку нужно подобрать музыку для слушания, пения. Также при подготов
ке к занятиям по внеурочной деятельности использую интернет-ресурсы.
Часто использую записи видеоуроков по окружающему миру и русскому языку. При проведении тренингов и лекториев для родителей провожу видео
лектории.
ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ.
Применение новых информационных технологий раскрывает неограниченные возможности для повышения качества знаний обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Урок с применением компьютерных технологий не только оживил учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысил мотивацию в обучении. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.