Статья Коррекция типичных ошибок у учащихся начальных классов на уроках русского языка
Статья «Коррекция типичных ошибок у учащихся начальных классов
на уроках русского языка»
Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Каменоломненская средняя школа» В школе я работаю с 1995 года. За это время было много выпусков учащихся начальной школы. Дети были разные и слабые и больные и талантливые и обыкновенные. Когда все в работе нормально и нет никаких проблем и на душе спокойно. Но у меня такого в практике не было. На каждом уроке свои заковырки. Дети очень много делают типичных ошибок. Очень редко бывает что ребенок грамотен во всем. Постепенно у меня выработалась своя система обучения по русскому языку, связанная с типичными ошибками учащихся в начальной школе.
Одним из самых трудных этапов обучения в школе для детей - это обучение письменной речи. Письмо для маленького ребенка-это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс, в котором принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Всем известно, что письмо тесно связано с устной речью. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.
Чтобы написать одно слово ребенку необходимо: *определить его звуковую структуру, последовательность ,место каждого звука;
*соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
*воспроизвести с помощью движений руки букву.
Письмо является важнейшим этапом, на котором закладывается сама возможность дальнейшего обучения. К большому сожалению, есть дети, и их количество в последнее время растет, которые допускают множество ошибок при письме. Иногда эти ошибки невозможно объяснить никакими правилами. Родители считают такие ошибки нелепыми и объясняют их неумением слушать учителя, невнимательностью. Такие дети рассеяны, нестарательны. Но основная причина плохой успеваемости в недоразвитии мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма. В моей практике встречались дети с дисграфией. Дисграфия - это расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера.
Рассматривая различные виды нарушений письма в начальной школе и анализируя причины, их вызывающие, я могу выделить группы детей, у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.
1 группа – это ученики, имеющие в истории развития патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжелые заболевания в возрасте до 1 года.
2 группа – это дети ослабленные, часто болеющие. Как правило, это худенькие и бледненькие мальчики и девочки, физически недостаточно развитые.
3 группа – это значительная часть школьников, у которых проявляются самые различные трудности при обучении, - это дети с различными неврологическими нарушениями. У многих из таких детей были различного рода черепно-мозговые травмы. Такие травмы редко проходят без последствий.
4 группа – это группа учеников, которую составляют дети с задержкой в развитии тех или иных функций. И самое страшное, что все это было видно до школы. Но родители, почему то стараются скрыть этот факт от учителя.
Практика показала, что ребенок с задержкой в развитии моторных функций, по словам родителей, не любит рисовать, неохотно манипулирует мелкими деталями, играя с конструктором, и даже не умеют завязывать не настораживает родителей, и они не принимают никаких мер,чтобы еще до школы исправить положение. Всем родителям стараюсь говорить, чтобы они еще до школы обратили внимание на детей, у которых есть задержка речевого развития, если они занимались с логопедом или посещали сад в котором есть логопедическая группа. Особого внимания в моей практике всегда требовали медлительные дети и левши. Характер нарушений письма, отмечающихся у детей в каждой из перечисленных групп, имеет свои особенности. Для себя я выделила несколько групп дисграфических ошибок (по - другому классификация).
Вот группа ошибок обусловлена несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия.
Пропуски гласных букв: сидят-сдят; лопата-лопта.
Пропуски согласных букв: сидят-сият; комната-комата;
Пропуски слогов и частей слова: стрелки-стрки;
Замена гласных: сижу-сиже; ворон – верон;
Замена согласных: два-тва; роща-роча;
Перестановка букв и слогов: окно-онко;
Недописывание букв и слогов: через-чере; на крыльях- на крылья;
Наращивание слов лишними буквами и слогами: веки-векики;
Искажение слова: маленький-мальни; чаща-чайщик;
Слитное написание слов и их произвольное деление: три-т ри;
Неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений: Черная туча закрыла все небо. – Черная туча. Закрыла все небо.
Нарушение смягчения согласных: только-толко; мальчик-малчик.
Следующая 2 группа ошибок обусловлена несформированностью лексико-грамматической стороной речи.
Нарушение согласования слов: с мохнатой ветки-с мохнатый ветки;
Нарушения управления: с чашка-с чашки;
Замена слов по звуковому сходству.
Слитное написание предлогов и разделительное написание приставок: в саду-всаду; зашел-за шел.
3 Группа ошибок, которые я выделила обусловлены несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия.
Замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
Замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
Замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-й, ш-щ, п-т, х-ж;
Зеркальное написание букв: с, э, ю, я;
Пропуски, лишние или неправильные элементы букв.
4 Группа ошибок, обусловлена неспособностью детей усвоить большой объем материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии.
Безударная гласная в корне слова: вода-вада; трава-трова;
Правописание звонких и глухих согласных в середине и в конце слова: дуб-дуп; варежка-варешка;
Обозначение смягчения согласных;
Прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
Для себя я отметила, что классификация ошибок основывается на причинах их появления. А это поможет, как выявить причины затруднений, так и правильно определить вид нарушений процесса письма. В специальной литературе я встречала различные классификации дисграфий, но все они основываются на причинах возникновения нарушений.
Для себя я выделила 5 видов нарушений процесса письма:
1.Артикуляторно-акустическая дисграфия:
- Причиной возникновения этого вида является неправильное произношение звуков речи. Ребенок пишет их так, как произносит (то есть отражает свое дефектное произношение на письме).
2.Акустическая дисграфия (на основе фонематического распознавания, дифференциации фонем):
- Причиной возникновения этого вида является нарушение дифференциации, распознавания близких звуков речи. На письме это проявляется в заменах букв, обозначающих свистящие и шипящие, звонкие и глухие, твердые и мягкие (б-п, д-т, в-ф, г-к, ж-ш, ц-с, з-с, ц-т, ч-щ, о-у, е-и).
3.Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:
- Причиной возникновения ее является затруднения при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. При этом существуют характерные ошибки:
*Пропуски согласных;
*Пропуски гласных;
*Перестановка букв;
*Добавление букв;
*Пропуски, добавления, перестановки слогов;
*Слитное написание предлогов с другими словами;
*Раздельное написание приставки и корн
4.Аграмматическая дисграфия.
-Причиной возникновения является недоразвитие грамматического строя речи. На письме проявляется в изменении падежных окончаний, неправильном употреблении предлогов, рода, числа, пропусках членов предложения, нарушениях последовательности слов в предложении и между предложениями.
5.Оптическая дисграфия.
-Причиной возникновения является несформированностью зрительно-пространственных функций. Это проявляется в заменах и искажениях на письме графически сходных рукописных букв (и-ш, п-т, в-д, б-д, л-м, э-с).
Значительная часть трудностей письма связана с недостатками фонетико-фонематического восприятия, которое очень осложняют и замедляют процесс звукобуквенного анализа, а значит, осложняют и замедляют процесс формирования письма. А выделить причину трудностей может только специалист-логопед. Занятия по специфической коррекции этих трудностей – необходимое условие успешного формирования навыка письма. Но ведь не всегда родители и учитель могут получить квалифицированную помощь специалиста по этим вопросам. Поэтому я стала сама пробовать вводить задания и элементы на уроках письма. Начиная такие занятия с детьми, я придерживалась определенных правил:
Работа потребует от вас напряжения и выдержки: ведь положительные результаты проявятся не сразу, и радость небольших успехов довольно долго будут чередоваться с новыми огорчениями. Даже то, что получалось уже хорошо, вдруг может серьезно осложниться.
Занятия должны быть систематическими.
Начиная новое занятие, необходимо повторять пройденный материал.
Упорно добиваться того, чтобы ребенок усвоил материал.
Не переходить к новому материалу, если ребенок не усвоил предыдущее правило.
Вести строгий контроль того, что ребенок уже усвоил и какие трудности испытывает.
Помимо работы над формированием фонематического восприятия проводить параллельно работу по общему развитию речи.
Занятия дадут хороший результат, если они интересны ребенку.
Не перегружайте урок коррекционными заданиями.
Решения логопедических проблем потребуют Вашего желания, веры и огромного терпения.
Февраль 2017г. Васильченко Марина Владимировна