Статья Работа по коррекции дислексии


«РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИСЛЕКСИИ»
Чтение - сложный психологический процесс, путём которого извлекается информация из соответствующего печатного текста.
Нарушения чтения называются дислексией.
Логопеды определяют несколько видов дислексии:
1 - Фонематическаядислексия - наиболее распространена у младших школьников.
Она связана с недоразвитием функций фонематической системы.
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием слуховой дифференциации фонем.
Ребенок смешивает схожие на слух звуки, (З-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж–Ш).
Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического анализа и синтеза. Дети допускают следующие ошибки: пропуски и вставки букв во время чтения, перестановки звуков и слогов, побуквенное чтение.
2 – Семантическая дислексия (механическое чтение). При технически правильном чтении, у ребенка трудности в понимании прочитанного, будь то отдельные слова, предложения, или целый текст. Эта форма дислексии обусловлена невозможностью в процессе чтения воспринять слова, как часть целого текста.
3 – Аграмматическая дислексия вызывается недоразвитием грамматических обобщений. Ребенок изменяет падежные окончания и числа существительных, например "Я был с друзьях". Также он не согласовывает род, число и падеж существительного. К примеру "очень интересные фильм". Еще наблюдается изменение окончаний глаголов 3-го лица в прошедшем времени. Скажем "Он ходили в парк".
4 – Оптическая дислексия связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений. Ребенок путает буквы, схожие внешне. Например: В-З, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И.
5 – Мнестическая дислексия проявляется в трудностях усвоения всех букв. В этом случае ребенок не прослеживает связи между звуками (на слух) и буквами. Ему трудно понять, какая буква, какому звуку соответствует.
Научить детей полноценному навыку чтения одна из задач начального образования, т.к. это база для дальнейшего обучения всем школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.
Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Ребенку лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом.
Подробнее расскажу о некоторых видах упражнений, направленных на формирование правильности чтения:
Слоговые таблицы. Здесь отрабатывается дифференциация звуков, правильность прочтения прямого и обратного слога, зрительно-пространственное восприятие.
Работа над развитием звукового анализа и синтеза: Карточки «Оцени себя», звуковые схемы.
Оптические картинки, которые помогают в узнавании и запоминании букв, также в звуковом синтезе.
Снеговик.
Упражнение 1/1. Следующие упражнения предназначены для тех учащихся, которые допускают большое количество ошибок в процессе чтения текста. Чтение строчек наоборот по словам. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее − вторым и т.д. Это упражнение уводит от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает точность движений глаз, предупреждает ошибки в грамматической форме слова, пропуски и перестановки слов и слогов.
Упражнение 2/2. Чтение строчек наоборот по буквам. Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, формирует произвольность регуляции движения глаз, а также создаёт предпосылки для устранения распространённых ошибок «зеркального» чтения.
Упражнение 3/1, 4/3. Первое слово читается обычно, второе (или подчёркнутое) − справа налево. Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и на новые – и гибко переходить от одной к другой. Подчёркивается сначала каждое второе слово, затем слова, несущие основную смысловую нагрузку.
Упражнение 5/3. Чтение только второй половины слов. Данное упражнение ведёт к резкому уменьшению ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо домысливается, либо читается с искажениями.
Вторая группа упражнений развивает у учащихся скорость чтения.
Динамическое чтение – это чтение глазами. Поэтому начинать работу нужно с развития зрительной памяти, внимания, поля зрения. Этому способствует упражнение "Фотоглаз". За короткое время ученик должен "сфотографировать" столбик слов и ответить на вопрос. Можно предлагать задания: "Найди лишнее слово", "Раздели слова на две группы".
волк
заяц
дятел
лиса морковь
капуста
груша
свёкла
яблоко
банан
Задания на увеличение поля зрения.
1) Посмотри внимательно в центр строки. Не отводя взгляда от центра, назови, какие буквы ты видишь слева направо.
а о у ы м к в рЧтение по таблице. Учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги.
рату до
фё ни
зовяпы"Шифрограмма". Какое слово спрятано?
АОРТМУБЛИСАМЕШУЛОВЦЮ
СВОСНЕГОРШМОИНЕЙЧУВЖС
"Буксир"
Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Дети читают тот же текст про себя, стараясь поспевать за учителем. Проверка осуществляется путем внезапной остановки на каком-нибудь слове.
"Чтение "Кенгуру"
Под счет 1. 2. 3 фиксируем взгляд на начале, середине, конце строки. Что запомнили? Проверка - чтение вслух. Используется для расширения зоны восприятия.
Третья группа упражнений направлена на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста.
Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу. Данное упражнение развивает у учащихся умение читать по догадке.
Чтение текста с добавлением недостающего слога, слова. Упражнение предназначено для совершенствования умения учащихся прогнозировать состав слова и предложения, что ведёт к усвоению смысла прочитанного.
Задание: Прочитай текст и добавь необходимые по смыслу части слов или слово.
Нарек__, в завод_, раскрылись бел лилии и жёлт__кувшинки. Буйно цветёт над вод__водян__кашка. Дик__ут__вывела из осоки своих ут__, учит их пла___и ловить мо___. Летят над вод__бел__исин__стре___, и гудит над цветущей кашкой деловит__пче__.Поиск в тексте смысловых несуразностей.
Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.
Задание: Прочитай текст, выдели в нём неточности и внеси исправления.
В одном домике жила у хозяев пушистая корова Мурка. Хозяева её очень любили и часто угощали парным молотком и жареной репой. Однажды Мурка решила погулять – подышать свежим вареньем и погреться на сковородке. Корова вышла на крыльцо, легла и от удовольствия замурлыкала. Неожиданно из-под крыльца выскочила морковка с длинным хвостом. Мурка ловко поймала её и съела. На дворе было весело: шумно чирикали озорные веники, плавали в лужах домашние утюги, а на заборе стоял красивый пастух и гордо кукарекал. Вдруг из собачьей конторы вылезла большая злая селёдка. Она увидела корову и стала сердито летать. Мурка испугалась и убежала в дым.
Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурную и смысловые части текста.
Задание: Найди отрывки из разных текстов: Ю. Мориц «Весёлая лягушка» и В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Восстанови каждый из них и прочитай отдельно.
Весёлая лягушка жила в одной реке. Вверх дном её избушка стояла — бре-ке-ке! Сидела она в болоте, ловила комаров и мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. Избушка не стояла, а кверху дном плыла, Но это не меняло лягушкины дела. И весь век прожила бы она благополучно – конечно, в том случае, если бы не съел её аист. Она двумя руками играла на баяне, Она двумя ногами стучала в барабан. Но случилось одно происшествие. Избушка кувыркалась, Лягушка развлекалась, В зелёном сарафане плясала — пара-пам!