Урок литературного чтения на тему Татарская народная сказка Три дочери (2 класс)

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, 2 класс
Тема: «Три дочери», татарская народная сказка.
Задачи: продолжить обучение младших школьников анализу художественных произведений разного объёма и разных жанров, формировать умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения, уяснение нравственных уроков текстов. Формировать навык осознанного плавного  чтения, умений самостоятельно работать с текстом. Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества; воспитывать доброту, внимательность и отзывчивость к окружающим.
Ход урока:
1. Оргмомент.
- Сегодня на урок литературного чтения пришли гости.
Громко прозвенел звонок,
Давайте настроимся все на урок,
Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,
Чудесных открытий желаю всем вам!
2. Пятиминутка чтения.
1) Дыхательная гимнастика.
Сегодня у нас с вами урок чтения, но прежде чем приступить к пятиминутке чтения, давайте сделаем дыхательную зарядку. (задуйте свечи, 3 свечи, 5 свечей)
2) Чтение таблиц Шульте.
3) Чтение таблиц слов.
3. Проверка домашнего задания: чтение отрывка из сказки Х. С. Тавасшерна «Ручей» по ролям.
4. Знакомство с новым произведением:
- Сегодня на уроке мы будем работать над новым произведением.
- Чтобы определить его жанр, необходимо прочитать слово, написанное на экране компьютера.
- Кто скажет, с произведением какого жанра мы с вами знакомимся?
- На какие группы делятся сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, о животных).
- Сегодня мы окунёмся в мир сказки и познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери». Что значит «народная» сказка?
- Предположите, о ком эта сказка? Кто будут главными героями?
- Если есть дочери, значит кто должен ещё быть?
- Итак, вы предположили, что героями нашего произведения являются дочери, и их мать или отец.
- Отгадайте, кто ещё герой сказки:
С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
(Белка)
- Предположите, какая будет сказка: волшебная или бытовая?
- А как белочка будет связана с мамой и дочерьми, предположите?
- Если белочка-зверь, который живёт с ними в доме, то какой будет сказка? (бытовой)
- А если белочка-помощница, которая наверняка умеет говорить, то это будет какая сказка? (волшебная)
-Это наши предположения.

- Определим цель нашего урока:
Дополните предложения, какая нам предстоит работа на уроке
Познакомиться (с произведением)
Охарактеризовать (главных героев)
Определить (главную мысль)
Это и будут цели на  этот урок.
5. Словарная работа:
- Для того чтобы лучше понять сказку, давайте обратим внимание на значение  слов, которые в ней встречаются:
Таз - широкий и неглубокий большой круглый, чаще всего металлический сосуд.
Ярмарка – большой торг с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.
Холст – льняная ткань из толстой пряжи.
Улей – специальный ящик для содержания пчёл.
6. Первичное знакомство  с произведением (прослушивание аудиосказки).
- Оправдалось ли наше предположение?
- Кто понравился в сказке?
- Почему эту историю можно назвать волшебной сказкой?
- Да, эту историю можно назвать волшебной сказкой, здесь есть волшебство, превращения.
- Но перед такой важной работой наберёмся сил.
7. Физминутка
Я смотрю, что вы устали.
Потянулись, дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Наклонились влево – вправо.
Получается на славу.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
1, 2, 3, 4, 5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
8. Работа над содержанием произведения:
- Начинаем читать, выделяя главных героев и устанавливая их связь (1 часть - по абзацу)
- Чем занималась женщина?
- Найдите в тексте словами, которые доказывают, что она очень много работала.
- Как выглядят дочери? Найдите и прочитайте описание дочерей.
- В этом произведении проявляется ещё один важный признак сказки – герои одинаковы внешне.
- Прочитайте, как случилось, что мать оказалась одна.
- Что случилось с матерью?
- К кому обратилась мать с просьбой позвать дочерей?

- Продолжим читать сказку (2 часть - жужжащее чтение)
- Что ответила Старшая дочь белочке?
- Как поступила белочка со Старшей дочерью?
- Почему так жестоко поступила с ней рыжая Белочка?
- Как разговаривала Старшая дочь с белочкой?
- Найдите в тексте глагол, который определяет тон белочки со Старшей дочерью? (рассердилась)
- Итак, как же белочка говорила со Старшей дочерью?
Старшая дочь – безразлично.
Белочка – рассержено.

- Читаем дальше (3 часть – по цепочке)
- Почему Средняя дочь отказала Белочке?
- Что случилось со Средней дочерью, прочитайте?
- Как разговаривала Средняя дочь с белочкой? А белочка?
Средняя дочь – занятым.
Белочка – со злостью.

- Прочитаем, чем закончилась сказка? (4 часть - про себя)
- Изменился ли тон белочки при общении с Младшей дочерью?
Белочка - ласково, по - доброму
- Почему Младшая дочь ничего не ответила Белочке? Не обтёрла рук?
- Почему белочка сказала, что её все будут любить младшую дочь долгие годы?
- Что с ней произошло?
- Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

- Давайте же вспомним, в кого же превратились дочери? (составляем пары слов и распределяем в схеме на доске)
- А ведь не случайно девушки превратились в такие существа.
- Почему старшую дочь белочка превратила в черепаху, среднюю – в паука, а младшую - в пчёлку?
- Выберите на доске черты, которые подходят к старшим дочерям, а которые к младшей?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 
Красивая
Трудолюбивая
Равнодушная
Эгоистичная
Бессердечная
Красивая
Трудолюбивая
Равнодушная
Эгоистичная
Бессердечная
Красивая
Трудолюбивая
Отзывчивая, всегда готова помочь
Внимательная
Заботливая


-А как вы бы поступили на месте дочерей?
- Чему учит сказка? (Нельзя быть равнодушным к чужой боли, надо всегда приходить на помощь людям, особенно близким, нельзя бросать людей в беде).
- Эту сказку написал татарский народ, но она очень похожа на наши народные сказки, и не только по общим чертам, присущим каждой сказке, но и общим проблемам, о которых мы сейчас говорили. Доброе отношение к людям, матери всегда волновали людей, независимо от национальности.
Сказка – это мудрость народная, но мудрость мы черпаем не только в сказках. Из сказок к нам приходят мудрые изречения в виде пословиц и поговорок.
-Сейчас вы будете работать в парах.
На карточках написаны пословицы. Начало одной - пословицы, а конец пословицы – на другой.  Ваша задача: соединить начало и конец пословиц, чтобы получились верные высказывания.
Красота на время,                                     на добрые дела.                        
Добро творить –                                       доброта навеки.
Жизнь дана                                               себя веселить.
- Прочитайте пословицы.  Что общего между ними? (Доброта)
- Подберите ту, которой можно заменить название сказки «Три дочери».
Итог урока:
- Теперь проверим, выполнили ли мы цели работы, намеченные в начале урока.
(Дети зачитывают план и отвечают)
- Что вы узнали нового? В чём вы испытывали трудности?
- Сегодня многие ребята показали себя внимательными читателями. И я хочу вам сказать спасибо за урок.
















15