НОД конспект занятия Зимующие птицы
Занятие. Экология. «Зимующие птицы»
Тема «В гостях у Ворона Вороновича».
Цель. Расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках, поведении, образе жизни. Укреплять знания о разнообразии, назначении и характерных особенностях внешнего вида птиц. Развивать внимание, мышление в умении угадывать птиц по описанию. Активизировать речь детей, пополнять словарный запас.
Мет./ приемы. Сюрпризный момент Ворон Воронович, беседа по теме, иллюстрации, дид./игры «Четвертый лишний», «Один – много», «Узнай по описанию», «Чьи крылья», «Что общего». Вопросы, уточнения, обследование, рассказы детей, подведение итога.
Ход занятия.
- Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в гости к Ворону Вороновичу. Но мы с вами в гостях не одни, посмотрите, сколько птиц прилетело к Ворону Вороновичу. Вы узнали их. Давайте назовем. Дети берут по одной птице называют её и ставят на наборное полотно.
- Сорока, воробей, голубь, синичка, снегирь, клест, дятел.
Как вы думаете, почему здесь нет ласточки, трясогузки, кукушки. /Они улетели на юг./
- Значит, какие птицы сегодня собрались в гостях у Ворона Вороновича?
- Зимующие птицы.
- Итак, сегодня мы с вами поговорим о зимующих птицах.
1. Из чего состоит птица? /туловище, лапки, крылья, клюв …/
2. Сравнить человека с птицей. Чем отличается от человека? Что общего с человеком? Живое существо. Органы чувств: дышит, видит, слышит, двигается, растет.
3. Птенцы. Откуда на свет появились?
4. Значение птиц в природе.
Физминутка. Летели птички, собой невелички.
Как они летели – все люди глядели.
Как они садились – все люди дивились.
Сели, посидели. Взвились, полетели.
Птички полетели
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
5. Д/игра «Если б не было птиц»
6. «Корм для птиц».
- Чем питаются птицы зимой?
Зимующие птицы питаются хвоей, семенами, почками деревьев. Чтобы выжить, им приходится целые дни проводить в поисках этой не очень вкусной и бедной еды.
Дятлы, лесные врачеватели, ищут короедов на деревьях.
Снегири и свиристели кормятся ягодами рябины и боярышника.
Клесты питаются еловыми семенами. Зимой они выводят птенцов и кормят их «кашей» из еловых семян.
- Какие птицы из леса перебираются ближе к жилью.
- Как можно ухаживать за птицами зимой?
Воробьям, голубям, синицам приходится добывать себе пищу вблизи жилья, поэтому нужно заботиться о птицах и подсыпать корм в кормушки.
Д/игра «Сравни клювы»
У орла клюв мощный, острый и крепкий, потому, что эта птица хищная, она питается мясом, а вот у дятла клюв острый и длинный, им он долбит кору деревьев и поедает короедов. /У голубей, у воробьев/.
Д/игра «Сравни лапы /крылья/».
Закрепить название птиц. /Повернуть картинку с птицей обратной стороной и загадать загадку. Дети отгадывают загадку и находят нужную птицу по памяти.
- А теперь слушайте задание от Ворона Вороновича.
Загадки о птицах.
- Маленький мальчишка
В сером армячишкеПо дворам шныряет, крохи собирает,
По полям кочует –
Коноплю ворует. /Воробей/
Я по дереву стучу.
Червяка добыть хочу.
Хоть и скрылся под корой.
Все равно он будет мой. /Дятел/
Черная птица
Меня не боится.
Моргнет удивленно и каркает … /Ворона/.
Синяя косынка.
Темненькая спинка
Маленькая птичка, звать её …/Синичка/.
Белее снега, Чернее сажи,
Выше дома, ниже травы. /Сорока/
Во всех странах мира живет
К дружбе народов зовет.
В песнях его воспевают.
Символом мира его называют. /Голуби/.
Молодцы, ребята справились с заданием. Весело сегодня было в гостях у Ворона Вороновича. И хозяину понравилось с нами заниматься. Он снова будет ждать нас в гости. До свидание.