Конспект по развитию речи в средней группе на тему: Зимующие птицы


Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Зимующие птицы»
Образовательные области: «Коммуникация», «Познание»
Цель: - закрепить знания детей о зимующих птицах;
- развивать умение отвечать на вопросы по содержанию серии сюжетных картинок, составлять простые предложения;
- согласовывать существительные с глаголами в единственном и множественном числе;
- воспитывать у дошкольников любовь к природе, чувство эмпатии и пробуждать желание заботиться о птицах во все времена года, особенно зимой.
Ход занятия:
Круг радости «Улыбнемся друг другу»
Собрались все дети в круг –
Я твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
1.Сюрпизный момент
Воспитатель сообщает, что у нас сегодня необычное занятие, мы сегодня совершим экскурсию в парк. (дети проходят под музыку «Пение птиц» в групп, становятся в круг).
Ребята! Какое сейчас время года? (осень)
Каких птиц мы можем увидеть осенью? (ворону, воробья, синицу, сороку)
А попробуйте отгадать загадки про птиц.
Чик-чирик! К зернышку прыг. Клюй не робей! Кто же это? (воробей)
Облюбует старый сук и пойдет по лесу стук. Не дровосек, не плотник, а пернатый в лесу работник. (дятел)
Как откроет рот – кошмар, слышно только: кар-кар-кар! (ворона)
Болтушка, белобока, а зовут ее……… (сорока)
Синяя косынка, темненькая спинка у маленькой птички, а зовут ее (синичка)
2. Дети, птицы, которые остаются зимовать называют, зимующими.
Как мы называем этих птиц? (хоровые и индивидуальные ответы)
Ребята! А птицы бывают только зимующие? (нет есть еще и перелетные). Почему их так называют? (потому что они улетают в теплые края). Давайте поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы».
Описание игры: на доске выставлены все птицы. Воспитатель вызывает одного ребенка и просит его, чтобы он выбрал любую птицу, и назвал ее какая это птица: перелетная или зимующая.
Вот и пришло время отдохнуть.
3. Физкультминутка.
Гуси серые летели ( взмахи руками)
На лужайку тихо сели (приседают)
Походили, поклевали, (ходьба, наклоны)
Потом быстро побежали (бег, ходьба)
4. Ребята, как живется птицам зимой? (зимой птицам холодно и голодно, люди должны помогать птицам). Как можно помочь птицам зимой? (давать корм, сделать кормушки).
5. Воспитатель на доску ставит сюжетную картину «Как дети кормят птиц»
Дети рассматривают ее, а воспитатель задает вопросы. Кто изображен на картине? (девочка и мальчик). Что они делают? (они насыпают зернышки). Куда они насыпают зерна? (в кормушку и на снег). Как вы думаете, для кого они насыпают зерна? (для птиц). Кто прилетел клевать зерна? (птицы прилетели). Какие птички? (воробьи). Где стоят дети? (за деревом). Зачем они спрятались за дерево? (они спрятались, чтобы не напугать птиц). Чем еще можно покормить птиц зимой? (хлебными крошками, семечками, ягодами).
После разбора картины воспитатель предлагает одному ребенку повторить рассказ от начала и до конца.
Ребята, посмотрите, что лежит на этом столе? (дерево и птички).
Выберите любую птицу и расселите их на ветки дерева, объясняет, нужно взять птицу положить ее на клеенку намазать клеем и приклеить на ветки дерева.
Итог занятия. Каких птиц мы называем зимующими? Кто помогает зимой птицам? Как люди помогают птицам зимой? Вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось?


Конспект
Занятия по развитию речи на тему: «Зимующие птицы»
Подготовила: Посохова Н.А.
Конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе «Лесная прогулка»
Программное содержание:  
1. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком.  
2. Упражнять в изменении  слов при помощи суффиксов.
3. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения.
4. Закреплять умение разгадывать загадки.
5. Обобщать и закреплять знания детей о диких животных.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, мягкие игрушки (зайчик, ёжик, белочка), картинка совы, картинки диких животных (белка, лиса, ёж, медведь, волк ,заяц), модули, снежок.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о животных.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
(В группе на полу по кругу разложены снежинки).
Воспитатель:
"Собрались все дети в круг,( дети встают на снежинки)
Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).
И  друг другу улыбнёмся"(улыбаются)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетела снежинка! (берет снежинку), а на ней что-то написано! Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Золотой ключик»! Мы лесные жители: птицы и звери, приглашаем вас в гости познакомиться и поиграть в разные игры! Будем очень рады встрече с вами!»
Ребята, ну что? Мы принимаем приглашение наших лесных друзей?
(ответы детей)
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправиться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди зимой?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
(выполнение движений по тексту)
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну. (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс,)У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки в лесочек я пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)
Воспитатель: Ребята, повернитесь друг за другом и пойдёмте по тропинке.   ( по дороге к «полянке» разложены «следы», дети должны пройти по ним след в след). Вот прекрасная полянка, присаживайтесь на пенёчки (стульчики). Дети, посмотрите, кто к нам прилетел?
(Из-за ширмы появляется сова)
Сова: Здравствуйте, ребятки, вы меня узнали?
(ответы детей)
Сова: Кто я?
(ответы детей)
Сова: Как я рада, что вы меня узнали! Я давно уже вас жду! Вот хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика?
Дети: з-з-з-з
Сова: песенку жука?
Дети: ж-ж-ж-ж
Сова : ветра?
Дети: ш-ш-ш-ш,
Сова : водички?
Дети: с-с-с-с
Сова: А теперь давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
песенку комарика (З) - заяц, машина, коза,зима, снег; забор, велосипед .
песенку жука (Ж) - живот, белка, жираф, дом, гараж, яблоко, ёжик, ножик;песенку ветра (Ш) - шапка,  шуба, конфета, шишка, бумага, машина;
песенку  водички (С) - стол, рука, стул, капуста, ананас, самолёт, дерево.
- Какие вы молодцы! Мне очень понравилось с вами играть! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вас ждёт! Идите по извилистой дорожке! До свидания, дети.
Дети: До свидания, сова!
Воспитатель: Смотрите, а вот и белочка.
Белочка: Здравствуйте, ребята! Вот мы и встретились!
Дети: Здравствуй, белочка!
Белочка: Давайте поиграем! Я буду называть слова, а вы должны сказать, как они называются одним словом.
Дидактическая игра: "Назови одним словом"
Белочка: бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза
Дети: насекомые;
Белочка: берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр
Дети: деревья;
Белочка: скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка
Дети: птицы;
Белочка: брусника, земляника, малина, смородина
Дети:ягоды;
Белочка: ромашка, колокольчик, роза,  ландыш, василек
Дети: цветы;
Белочка: лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик
Дети:  животные  
Белочка: Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру "Маленький - большой"
Белочка: У ежика маленькие лапки, а у медведя - большие
Дети: лапищи.
Белочка: У ежика маленький носик, а у медведя - большой
Дети: носище.
Белочка: У ежика маленькие глазки, а у медведя - большие
Дети: глазищи.
Воспитатель: Спасибо, белочка за игры, но нам пора идти дальше!
Белочка: Я рада, что мы поиграли и подружились! Теперь идите через снежные сугробы и там встретите зайчика! До свидания!
Дети: До свидания!
(По дороге разложены различные модули для препятствий: подлезания, перешагивание).
Воспитатель: Ребята, пойдёмте друг за другом, переступая через сугробы.
Посмотрите, сколько снега намело! Как же нам пройти? А вот и снежный лаз, давайте по нему проползём!
Смотрите, какие-то пенёчки, давайте сядем, отдохнём.
А кто это там выглядывает из-за сугроба? Да это же зайчик! Здравствуй, зайчик!
Зайчик: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: А почему ты прячешься?
Зайчик: Я боюсь.
Воспитатель: Не бойся, мы тебя не обидим. Мы пришли с тобой поиграть.
Зайчик: А тогда давайте сыграем в игру «Назови ласково». Я буду вам называть слово и бросать снежок, а вы в ответ называть слово ласково и бросать снежок мне!  
Дидактическая игра "Назови ласково"
гриб – грибочек, лист - листочек, , ветка - веточка, куст - кустик, ягода - ягодка, трава - травка, жук – жучок, елка – елочка, цветок – цветочек, дождь – дождичек, облако- облачко.
Словесная игра "Большой - маленький?"
Лиса - лисёнок, волк - волчонок, медведь - медвежонок,белка - бельчонок, ёж – ежонок,  тигр – тигренок, слон – слоненок,  лев – львенок,  заяц – зайчонок, мышь –мышонок.
Зайчик: Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, обходя ёлочки, под одной из них живёт ёж. Счастливого пути!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за комочек лежит под елкой?
(ответы детей)
Ёжик: Доброе утро, дети! А вы любите загадки? И даже знаете, кто живёт в лесу? Давайте проверим.
Дидактическая игра «Загадаю - отгадай»
Рыжая плутовка 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её?..
(лиса) 
Рыже-огненный комочек, 
С хвостиком как парашют, 
По деревьям быстро скачет, 
Был он там… 
Теперь уж тут. 
Быстрый он как стрелочка. 
Так ведь это…
(белочка) 
Лежала между ёлками 
Подушечка с иголками. 
Тихонечко лежала, 
Потом вдруг убежала. 
(ёж)
Косолапый и большой, 
Спит в берлоге он зимой. 
Любит шишки, любит мёд, 
Ну-ка, кто же назовет? 
(медведь)
У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 
(заяц)
Серый, страшный и зубастый 
Произвел переполох. 
Все зверята разбежались. 
Напугал зверят тех…
(волк)
 Ежик: Молодцы! Много знаете!
Воспитатель: Нам очень понравилось у вас в лесу! Спасибо тебе большое, ёжик за игру, но нам пора прощаться. До свидания, ёжик!
Ёжик: До свидания, ребята!
Воспитатель: Ребята! Вы, наверно замерзли. Нам уже пора возвращаться в детский сад.
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад. Раздеваемся. Скажите, где мы гуляли?
(ответы детей)
Воспитатель: Кого мы встретили в лесу?
(ответы детей)
Воспитатель: Вам понравилась прогулка?
С кем вам больше всего понравилось играть?
(ответы детей).
Открытое занятие по развитию речи детей средней группы «Чудо-фрукты»
Предлагаю вам, уважаемые коллеги, конспект занятия в средней группе. Возможно, что кому-то пригодится данный материал в работе.
Занятие по развитию речи детей средней группы:
«Чудо фрукты»
Программное содержание:
1. Связная речь: учить описывать предметы, составлять небольшой рассказ изчетырех предложений, соблюдая последовательность; побуждать детей участвовать
в инсценировке.
2. Грамматический строй речи и формирование словаря: упражнять детей всогласовании существительных и прилагательных в роде, числе, падеже;
активизировать словарь детей «фруктовый сад», «фрукты», «ароматное».
3. Звуковая культура речи: закрепить правильное произношение звуков [д], [д'];
произносить звук долго на одном дыхании.
4. Воспитывать уважение к старшим, умение проявлять гостеприимство.
Материал: корзина с фруктами (яблоки, груши, сливы, схема рассказа нафланелеграфе.
Предварительная работа: пальчиковая игра «Бабушкины ладони» Н. Голя, Н.
Григорьева.
Индивидуальная работа: активизировать речь
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Бабушкины ладони»:
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки! (хлопают в ладоши.)
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны, (показывают руки ладонями вверх.)
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые. (Поглаживают ладони друг о друга.)
Все работали ладони
Долгими годами. (Постукивают кулачками о ладони.)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами. (Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони, (Имитируют поглаживание.)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони. (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)
Ладушки, ладушки,
Где были? У бабушки! (Хлопают в ладоши.)
Затем воспитатель проводит вступительную беседу:
- Что умеют делать бабушкины руки?
- Хотите, я вам расскажу историю про бабушку? Присаживайтесь на стульчики.
(показ схем, рассказ воспитателя) .Жила-была бабушка. Она взяла корзинку и пошла в сад. В саду росли фрукты:
яблоки, груши, сливы. Бабушка собрала фрукты в корзинку и принесла детям вдетский сад.
(Беседа по содержанию рассказа) .- Понравился вам мой рассказ?
- О ком этот рассказ?
- Что сделала бабушка?
- Для чего она взяла корзину?
- Как назвать одним словом, то, что собрала бабушка? (Фрукты)
- Где растут фрукты?
- Если фрукты растут в саду, то как можно назвать этот сад? (Фруктовый сад)
Индивидуально (3-4 ребенка + хором) :- В какой сад пошла бабушка?
- В каком саду собирала бабушка фрукты?
- Что сделала бабушка с фруктами?
- Хотите еще раз послушать рассказ о бабушке? Слушайте внимательно. Потом
будите рассказывать вы. (Повторный рассказ воспитателя)
- А кто сам хочет рассказать про бабушку? (Ответы 2-3 детей) .- Вы так хорошо рассказывали про бабушку, наверное, она к нам в гости придет.
(Входит бабушка, специально подготовленный ребенок с группы) .Бабушка:
- Здравствуйте, детки!
- Я к вам в гости пришла и гостинцы принесла. Хотите посмотреть, что у меня
лежит в корзинке? (Достает по очереди фрукты) .- Что это?
- Какое оно (она?(Ответы детей: яблоко, круглое, большое, желтое, ароматное; груша, желтая,спелая, похожа на лампочку; слива, фиолетовая, мягкая, сладкая) .- Как назвать одним словом то, что я вам принесла? (Ответы детей: фрукты) .- Сколько слив? (Воспитатель: - Как еще можно сказать? (три, много)
- Сколько яблок?
- Сколько груш?
Воспитатель:
- А как же нам разделить фрукты на всех? (Ответы детей) .Бабушка:
- Какие вы молодцы!
Воспитатель: Бабушка, а дети хотят с тобой поиграть. Послушай, как наши
ребята умеют красиво говорить.
Ду-ду-ду - дети бегают в саду.
Ди-ди-ди - в сад за фруктами иди!
Бабушка: А я тоже знаю игру. Давайте с вами поиграем!
Д/и «Дудочка и колокольчик» (хоровое и индивидуальное воспроизведениезвуков и чистоговорок) .- Мальчики, возьмите дудочки в руки покажите, как дудочки дудят?
- Девочки, возьмите колокольчики и покажите, как звенят колокольчики?
- А теперь давайте устроим оркестр: будут играть на муз/инструментах все
вместе: и девочки, и мальчики.
Бабушка благодарит за гостеприимство и уходит.
Воспитатель:
- что мы делали сегодня на занятии? А вам что
больше всего понравилось?
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Пересказ рассказа «Купание медвежат» (по В. Бианки) Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Основные задачи: Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием. Продолжать учить образовывать существительные с суффиксами– енок - онок. Учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясьна схемы. Расширять представления детей о диких животных. Методические приемы: Чтение произведения, беседа, пересказ; лексико-грамматическое упражнение «Найди и назови одинаковых животных»; дидактическая игра «Близко — далеко»; сюрпризный момент, рассматривание картины, загадывание загадки, угощение детям. Оборудование: Предметные картинки с изображением диких животных: заяц, лиса, белка, медведь; открытка-оригами «Медведи в лесу»; фигуры животных оригами: заяц, лиса, белка, медведь; два медведя-матрешки, наборное полотно, схемы, сундучок, ширма. Предварительная работа: • Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных. Отгадывание загадок о медведе. Объяснение значения слов шиворот, окунать. Лексический материал: Ход занятия ^ 1. Организационный момент. Развитие речевого слуха, произвольного внимания, мышления. Педагог: Ребята, вы знаете, какие звери живут в лесу? (В лесу живут волки, белки, лисы, мед веди.) — А как называются эти звери? (Эти звери называются дикие.) 2. Подготовка к восприятию текста. Создание фона восприятия рассказа. У меня есть сундучок, он не простой, в нем лежит открытка. А вы знаете, почему она так называется? (Если ее открыть, то появится картинка или рисунок.) - Хотите узнать, кто изображен на нашей открытке? (Да, хотим.) — Тогда попробуйте отгадать.  
Части речи  Слова, сложные по семантике  Слова, сложные по слоговой структуре 
Существите льные  шлепок, шиворот  медведица, медвежонок, шлепок, шиворот 
Глаголы  окунать, надавала  испугался, догнала, купание, надавала 
 Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед. — Догадались, что это за звери? (Это мед вед и.) Давайте, проверим правильно это или нет? ^ Педагог открывает сундучок и достает открытку <‘Медведи в лесу. Открывает ее. 3. Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания. — Сейчас я вам прочитаю отрывок из рассказа, который написал Виталий Валентинович Бианки, а называется он «Купание медвежат». ^ Чтение адаптированного текста. Из леса вышли большая медведица и два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Другой медвежонок испугался и убежал в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду. Медвежата остались довольны. ^ 4. Словарная работа. — Ребята, вы знаете, что значит «взять за шиворот»? (Это значит взять за воротник.) Давайте, Аня будет медведицей, а это ее маленький медвежонок. ^ Педагог показывает игрушку медведя. Покажи нам, как ты возьмешь медвежонка за шиворот? Ребенок демонстрирует. — Ребята, что сделала Лия? (Аня взяла медвежонка за шиворот,) А кто сможет показать слово «удирать»? Один ребенок демонстрирует слово быстрым бегом. — Покажите на себе «мама надавала шлепков». дети демонстрируют выражение на давала шлепкою. — Сережа, покажи, как мама окунала медвежат? ^ Ребенок демонстрирует действие окунать. - Все вместе давайте покажем, как мама окунала медвежат. дети демонстрируют действие. 5. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. дети отвечают полным предложением. — Кто вышел из леса? (Из леса вышла медведица с медвежатами) — Как медведица схватила медвежонка? (Медведица схватим * медвежонка за шиворот.) - Медведица окунала медвежонка или просто держала? (Медведица окунала медвежонка.) — Что сделал второй медвежонок? (Второй медвежонок убежал] — Чего надавала мама медвежонку? (Мама на давала медвежонку шлепков.) — Остались ли медвежата довольны купанием? (Медвежата остались довольны купанием.) б. ,Дидактическая игра <‘Близко — далеко>. Развитие слухового внимания, остроты слуха. Педагог за ширмой производит звучание большой или маленькое матрешкой. Дети по силе звучания определяют размер животного (медведь или медвежонок,). — Здесь спрятались два медвежонка, один большой, а другой маленький. Они хотят с вами поиграть. Медвежата будут топать, а вы должны угадать, кто из них топает. 7. Упражнение Найди и назови одинаковых животных. Совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного внимания, мышления. — давайте посмотрим, может быть в нашем сундучке еще что-нибудь лежит? Педагог открывает сундук и достает предметные картинки животных: заяц, лиса, белка, медведь. Эта игра, ребята, очень интересная. Здесь надо найти детенышей животных. ^ Дети находят на столе детенышей животных, называют их. 8. Повторное чтение рассказа. Развитие долговременной слухо-речевой памяти. — Я вам сейчас прочитаю рассказ еще раз, а помогут мне в этом схемы. Во время чтения педагог выставляет схемы. 9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем. Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму. Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке или индивидуально. 10. Итог занятия. — С каким рассказом мы сегодня познакомились? (С рассказом ((Купание медвежат>.) — Кто его написал? (Его написал Виталий Бианки.) — Вы все такие молодцы, и мне кажется, в нашем сундучке еще что-то лежит. Педагог открывает сундук и достает угощение. Закрепление изученного материала вне занятия: • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки -плана рассказа. • Повторить дидактическую игру «Большой — маленький». • Повторить игру «Найди и назови двух одинаковых животных». 
Тема: «Путешествие в зимний лес»
Задачи:
1. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе.2. Создать положительный эмоциональный фон.3. Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, развивать память.4. В мимических и  HYPERLINK "http://50ds.ru/logoped/2953-ispolzovanie-effektivnykh-metodicheskikh-priemov-v-provedenii-logoritmicheskikh-zanyatiy.html" \t "_blank" логоритмических упражнениях, лексико-грамматических упражнениях «Подбери действия» , «Подбери признаки» -продолжать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.5. Развивать у детей речевое дыхание и силу голоса.6. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.7. Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.8. В упражнении для координации зрения продолжать вырабатывать навык фиксации взгляда на объекте (снежинке).9. Использовали массаж биологически активных зон « Снеговик» для профилактики простудных заболеваний.10. Нетрадиционное ИЗО. Продолжать осваивать новые нетрадиционные техники рисования (поролоновыми тампончиками, ватными палочками, трафаретами из картошки.)
Ход занятия
1. Приветствие: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Ира, я рада тебя видеть)
Цель: создание положительного эмоционального фона
2. Пальчиковая гимнастика
Давайте поиграем с пальчиками
1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять,1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.
Цель: координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.
3. Давайте и мы с вами отправимся гулять (звучит музыка)
Куда же нам, ребята, пойти?
Логоритмическое упражнение:
Ить – ить – ить – куда же нам пойти(хлопают в ладоши),Ать – ать – ать в лес отправимся гулять(хлопают по коленям)
Ну что ж, беремся за руки, идем гулять змейкой.
4. Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес)
(Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия», «Подбери признаки» – учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию)Лес какой? (зимний)
Почему? (Много снега)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)
Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках.
почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.
5. Ребята, давайте порадуемся первому снегу – улыбаются друг другу.
Ежимся от холодного ветра (мимические упражнения)
6. Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилением звука)
Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихи, высоким голосом)Тяжело стонут дубы: м-м-м (громко, низким голосом)
Стонут березы: м-м-м (тихо, высоким голосом)
Шумят ели: ш-ш-ш
Стихает вьюга: с-с-с
Цель: развитие речевого дыхания и голоса.
7. Ой! Кто это? (Заяц)
Заяц - Ребята, я заблудился в лесу и не знаю дороги в царство Зимушки-Зимы. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу.
Ребята! Поможем зайчику? Нужно пройти все трудности и выполнить все задания. Готовы? Тогда в путь!
8. Ребята! Что это такое? (следы)
Чьи это следы? (животных)
Давайте отгадаем чьи это следы!
След лисы какой? (лисий)
След кабана? (кабаний)
След лося? ( лосиный)
След зайца? (заячий)
След белки? (беличий)
Это чей след? (человека)
Значит он какой? (человеческий)
9. А вот и 1 задание:
Сели на стульчики.
Посмотрите, перед вами лежат картинки.
Я вам буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки.
Итак приготовились!
Наступили холода, Растет она вниз головою,
Превратилась в лед вода. Не летом растет, а зимою,
Все вокруг белым бело: Но солнце ее припечет -
Много снега намело. Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Кто скажет, когда это бывает? (Зимой)
Рыбам зиму жить тепло: Крыша – толстое стекло (Лед)
10. Упражнение для координации зрения – ребята пройдите сюда, посмотрите, как много снежинок. Возьмите по одной снежинке, и мы поработаем глазками.
Мы снежинку увидали,Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).Снежки вправо полетели,Дети вправо посмотрели
(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда).
Вот снежинки полетели,Глазки влево посмотрели
(Отвести ее влево).
Ветер снег вверх поднималИ на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и внизВсе! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).
Глазки закрываем
(Закрыть ладошками глаза).
Глазки отдыхают
(Дети складывают снежинки и садятся на места).
11. А вот, ребята, и 2-е задание – игра «Что неверно нарисовал художник?»
три картинки. Ребята, садитесь на коврик, зайчик говорит вам спасибо.
12. Массаж биологически активных зон «Снеговик». (для профилактики простудных заболеваний).
Ребята! Зайчик замер, давайте сделаем массаж лица и шеи.
Раз-рука, два-рука (вытянуть вперед одну, потом другую руку)Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)Три-четыре, три-четыре (погладить руками шею)Нарисуем рот пошире,Пять – найдем морковь для носа,Угольки найдем для глаз. (кулачками растереть крылья носа).Шесть – наденем шляпу косо,Мы плясать его попросим. (погладить колени ладонями).Ребята, о ком мы говорили сейчас? (о снеговике).
13.А вот и последнее задание. Давайте нарисуем снеговика и подарим его Зимушке-зиме. Чем будем рисовать:
тампонами из поролона (ими рисуем части тела, т.е. круги).
тампончиками кого будем рисовать? снеговика, а трафаретом – ведро.
а для чего нужны ватные палочки? глазки рисовать.
а глазки какого цвета? – черные.
Метлу, которую держит снеговик, прикладываю я.
Молодцы, выполнили задание.
14. А вот зайчик и Зимушка-зима (выходит зима из домика).
Она благодарит детей за то, что помогли зайчонку найти дорогу домой и дарит им елочку для праздника и красивую шкатулку.
Ребята, а какой близится праздник? (Новый год).
15. Пора, ребята, возвращаться в детский сад (идем змейкой между деревьями).
16. Итог занятия.
Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Как вы думаете, что это может быть? (Цель: развитие эмпатии).
Ох, ты, да это же конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…
А – пусть они никогда не болеют;
А – пусть у всех будет дом;
А – пусть у всех будет еда;
А – пусть все хорошо живут;
А – пусть все будут счастливыми;
А – пусть никогда не умирают.
И я хочу, ребята, пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.
И тогда все люди станут радостными!
Огромное вам спасибо! На этом наше занятие заканчивается.
Тема: «Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами»
Программные задачи:
 
1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.
2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи: образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детёнышей животных, употреблять эти существительные в именительном и родительном падежах.3. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
4. Развивать память, внимание.
5. Учить слушать ответы других детей.
Наглядный материал: Картина «Собака со щенятами» (из серии «Домашние животные», автор С.А. Веретенникова), игрушки: собака со щенятами, корова с телятами, крольчиха с крольчатами; сорока (картинка).Методические приёмы:
1. Загадка:
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
2. Рассматривание картины «Собака со щенками».
3. Вопросы:
-Кто нарисован на этой картине?
-Что делает собака?
-Кто лежит около собаки?
-Что делают щенята?
-Какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него. Теперь расскажите про другого щенка (при необходимости подсказки воспитателя).
-Что в лапах у собаки?
-Куда смотрят собака и щенки?
-Где живут собаки?
-Кто принёс еду собакам?
-Кто построил для них конуру?
4. Рассказы детей о собаке со щенятами. (Ответы 2-3 детей).
5. Отгадайте, о ком я говорю – о собаке или о щенке: пушистая, добрая, весёлая. Почему? Как скажем о щенке? (Пушистый, добрый, весёлый).
6. Игра мячом «Скажи правильно»:
У собаки один...щенок. Много...щенков, щенят. Воробьи, а много...воробьёв. У воробьёв перья, а у щенков нет…перьев У воробья крылья, а у щенков нет… крыльев.
7. Игра с пальчиками «Собачка»
У собачки острый носик,
Есть и шейка, есть и хвостик.
Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
8. Лжезагадка: У собачки Микки родились котята; три белых и один чёрный. Сколько всего котят родилось у собачки? А что бы делала собачка, если бы у неё родились котята? 9. Речевое упражнение «Ныряльщики»: Разводя руки в стороны, сделать вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая, делают выдох носом.
10. Повертелись, покружились и в зверят все превратились. Угадайте, в кого я превратилась? У меня тёплая шуба, лохматая, коричневая. Уши круглые, я люблю мёд. Загадки составляют дети.
11. Итог занятия, поощрение работы детей.