Методическая разработка по теме «Организация сюжетно – ролевой игры в младшей группе в условиях реализации ФГОС»
Методическая разработка по теме
«Организация сюжетно – ролевой игры в младшей группе в условиях реализации ФГОС»
Кононенко Людмила Сергеевна,
Воспитатель
КУ Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Урайский специализированный Дом ребенка»
1. Общая характеристика игры дошкольника
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно сюжетно- ролевая игра вливает в духовный мир ребёнка живительный поток представлений, понятий об окружающем мире, зажигает огонёк пытливости и любознательности.
2. Место и роль игры в педагогическом процессе ДОУ
Говоря о месте и роли игры в педагогическом процессе, С.А. Шмаков отмечал:
«Лишение ребёнка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира».
3. Значимость игры в педагогическом процессе ДОУ
ИГРА – это средство развития личности;
– средство общения;
– форма организации детского общества;
– способ обучения и самообучения;
– средство коррекции развития ребёнка;
– диагностическое средство;
психотерапевтическое средство
4.Основные принципы формирования сюжетной игры следующие:
воспитатель играет вместе с детьми;
развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение;
ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра
5.Игровая позиция воспитателя может быть следующей:
наблюдатель-консультант
координатор-режиссер
со-игрок
Одной из основных задач воспитателя является своевременное сформирование у детей умения действовать на первых этапах игры, и именно от этого будет зависеть, станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной деятельностью.
6. Предлагаю вашему вниманию
- Комплексное руководство по организации сюжетно-ролевой игры «Магазин» в младшей группе в условиях реализации ФГОС
7.Способы построения сюжетной игры являются
Цепочка условных действий с предметами
Цепочка специфически ролевых взаимодействий
Последовательность разнообразных событий
В соответствии с данными способами в организации ролевой игры «Магазин» можно выделить несколько этапов.
8. Цепочка условных действий с предметами
1 этап - Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка
Цель этапа: создать основу для развития и обогащения содержания игры
реализация данного этапа осуществляется через образовательную область «Речевое развитие», а именно
Чтение произведений С. Михалкова «Андрюшка», С. Баруздин «Подарок»,
Познавательно-речевое развитие, которое включает в себя
Рассматривание картины «Продавец» (серия «Кем быть?»), иллюстративного материала (магазин, продавец, покупатели).Знакомство с музыкальными произведениями «Огород», муз. Г. Вихаревой, сл. И. Смирновой, «Собираем урожай» сл. и муз. Г. ВихаревойРассматривание овощей и фруктов, а также их муляжей.
Целевая прогулка к магазину.
Наблюдение за работой продавца.
а также через Художественно-эстетическое развитие:
Рисование на тему «Консервируем фрукты», «Заготавливаем картофель».
Аппликацию «Овощи», «Овощной отдел», «Фрукты на тарелке».
Конструирование из строителя «Магазин», «Касса».
возврат на слайд
2 этап - Планомерное обогащение игрового опыта детейЦель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры
на данном этапе проводятся
Дидактические игры
«Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?»,«Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Какие овощи зеленого (красного...) цвета ты знаешь»
Игровые упражнении
«Покупатели идут в магазин», «Продавец, взвешивает фрукты», «Покупатель оплачивает покупку»
Образно - пластический этюд
«Поход в магазин»
возврат
Цепочка специфически ролевых взаимодействий
3 этап - Проектирование предметно-игровой среды
Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой деятельности.
Книжный уголок:
иллюстративный материал на темы «Овощи», «Фрукты», «Магазин».
Атрибуты для игры
«Супермаркет» с набором муляжей овощей и фруктов, касса, халатики, косыночки или шапочки, сумочки, кошельки, ценники, грузовая машина.возврат
Последовательность разнообразных событий
4 этап - Развитие навыков общения с детьми и взрослыми
Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом
на этом этапе происходит обучение детей правильности называния себя в игровой роли
(«Я - продавец», «Я – покупатель», «Я - кассир»), а также называнию игровых действий («Я взвешиваю яблоки», «Я даю сдачу») и ответу на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях. проводится беседа на темы
«Откуда продукты берутся в магазине?», «Волшебные слова», «Как вести себя в магазине».
5 этап - Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игрыЦель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения
данный этап осуществляется через Создание подсказывающей ситуации
«Мама идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В магазин завезли много овощей и фруктов».
через Побуждение детей к ролевым высказываниям
«Кто хочет быть продавцом?», «Что делает продавец?»
Подключение к игре малоактивных детей
«Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов».
через Обращение по ходу игры
«Покупатели, встаньте в очередь», «Кассир, пробейте, пожалуйста, чек».
В нашей группе пребывают дети, проживающие в домашних условиях поэтому можно предположить наличие этапа
Игрового сотворчества родителей и детей
Целью, которого является педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности ребенка среди родителей
на этом можно предложить родителям посетить
с ребенком продовольственный магазин, понаблюдать за действиями продавца, кассира, покупателей, обращать внимание на взаимоотношения покупателя и продавца, покупателя и кассира
Оформить папку передвижку
«Витамин в каждой тарелке», правила для ребенка «Как вести себя в магазине».
таким образом…Систематическая работа по формированию сюжетно – ролевой игры не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой,— проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.
Список литературы
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. « От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2014
2. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004
3. Н.Ф. Комарова. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду».- Скрипторий 2003 – 2010
4. С. Д. Томилова: Полная хрестоматия для дошкольников с метод.подсказками для педагогов и родителей. АСТ, 2013
5. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.-Просвещение, 1991Использованные материалы
Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Audio CD.