Дополнительная общеобразовательная программа Основы компьютерной грамотности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ПОИСК»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Основы компьютерной грамотности»
срок реализации 1 год
для учащихся 8-11 лет
Направленность: научно – техническая
Утверждена методическим советом
« » ___________________г.
Протокол №1
Председатель:
____________
Автор-составитель: педагог
дополнительного образования
Г.М. Ахтямова
Нефтеюганск
2015 г.
Пояснительная записка
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо учащимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
В современном мире компьютерная грамотность является одной из отраслей знаний, призванных готовить человека к жизни в новом информационном обществе. Умение представить себя и свою работу очень важно, поэтому программа отражает потребности учащихся и центра дополнительного образования.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Направленность Программы
Реализуемая дополнительная общеобразовательная программа «Основы компьютерной грамотности» - научно - технической направленности, т.к. включает опыт освоения информационных технологий, предполагает освоение навыков работы с современными информационно-технологическими пакетами программ.
Новизна программы состоит в том, что она построена в соответствии с требованиями современного общества к образованию: обеспечение самоопределения личности, создание условий развития мотивации ребёнка к познанию и творчеству, создание условий для его самореализации, оказание помощи в поиске своего места в современном информационном мире. В современном обществе компьютеры прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека (магазин, банк и т.д.). Современные условия труда часто требуют элементарных навыков пользователя ПК. Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картины мира.
Актуальность программы состоит в том, что с переходом современного общества к информатизации и массовой коммуникации одним из важнейших аспектов деятельности учащегося становится умение оперативно и качественно работать с информацией и информационными технологиями, привлекая для этого современные средства и методы. Она развивает логическое, алгоритмическое и системное мышление учащихся, которое будет способствовать освоению таких тем, как представление информации в виде схем и таблиц, алгоритмы, элементы формальной логики, формализация и моделирование и других логически сложных разделов информатики. Практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, применяемое и на других уроках. Накопление опыта в применении компьютера, как инструмента информационной деятельности, подводит учащихся (при последующем осмыслении и обобщении этого опыта) к изучению таких тем, как информация и информационные процессы, виды информации, организация и поиск информации и других подобных разделов информатики.
Цель программы: организовывать содержательную и творческую деятельность учащихся, развивающую творческий потенциал личности.
Задачи:
Воспитательные:
Формировать потребности в саморазвитии.
Формировать активную жизненную позицию.
Воспитывать культуру общения.
Развивающие:
Способствовать развитию деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развивать чувство прекрасного, эстетической культуры посредством создания мультимедийных проектов.
Развивать у учащихся навыки критического мышления.
Обучающие:
Помочь учащимся овладеть простейшими способами обработки текста и графики с помощью компьютера.
Включить учащихся в практическую исследовательскую деятельность.
Развивать мотивации к сбору информации.
Возраст учащихся: 8-11 лет.
Сроки реализации Программы: Программа рассчитана на 1 год обучения-136 ч.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы проведения занятий:
Процесс обучения строится по плану: теоретическое изучение материала, которое проходит в форме лекции, беседы или рассказа, сопровождаемых слайдовой презентацией, игровые и практические занятия; в конце изучаемой темы краткий повтор и зачетное занятие.
Зачетные занятия целесообразно проводить в форме индивидуальных и групповых творческих заданий.
Для успешного проведения занятий и для достижения лучших результатов в обучении необходимо, чтобы ребенок в процессе занятия общался с компьютером один на один. Занятия включают элементы игры, использование чередование теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения.
Планируемые результаты Программы
Учащиеся узнают о:
понятиях информации, источниках информации;
понятиях компьютера как информационной машины;
о составе компьютера и назначение его основных устройств;
понятиях мультимедиа, мультимедиа компьютер;
стандартных программах мультимедиа;
правилах создания и оформления презентаций.
Учащиеся научаться:
определять виды информации.
приводить области применения компьютера;
выбирать и загружать нужную программу;
работать в графическом редакторе (создавать собственные рисунки, редактировать их и сохранять);
работать в программе MS Picture Manager (сжатие фотографий);
работать в текстовом редакторе (выбор шрифта, набор текста, вставка рисунков, работа с панелью рисования, форматирование, печать).
Периодичность оценки результатов программы
Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством текущего контроля, промежуточной итоговой аттестации.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль может проводиться в форме наблюдения, индивидуальное собеседование, групповая беседа, опрос.
Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов.
Промежуточная аттестация проводится с целью установления уровня (высокий, средний, ниже среднего) освоения отдельной части или всего объёма дополнительной общеобразовательной программы.
-высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, учащийся имеет высокие достижения;
-средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
-ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
Формы промежуточной аттестации учащихся: тестирование, выполнение практического задания, защита проекта.
Итоговая аттестация – это промежуточная аттестация, которая проводиться по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы, которая проводится в следующих формах: тестирование, доклад, защита творческих работ и проектов, итоговое мероприятие.
Учебно - тематический план
год обучения)
№
Тема
Количество
часов
Из них
Теория
Практика
1
Вводное занятие
2
1
1
2
Информация и компьютер
16
8
8
3
Графические возможности компьютера
52
17
35
4
Мультимедийные возможности
42
22
20
5
Воспитательные мероприятия
18
6
Аттестация
4
7
Итоговое занятие
2
1
1
Всего: теория+практика
118
49
69
Итого
136
Содержание программы.
Раздел I. Вводное занятие
Теория:
Основные вопросы: Игра «Давайте познакомимся». Знакомство с учебной группой. Задачи, цели творческого объединения на учебный год. Порядок проведения работы объединения. Правила поведения в компьютерном классе. Изучаем рабочий стол. Обсуждение программы и плана работы. Правила техники безопасности. Электробезопасность, пожаробезопасность.
Практика.
Демонстрация интерактивного урока по ТБ. Гимнастика для глаз, для рук.
Методическое обеспечение
Методы – наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал – план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Раздел II. Информация и компьютер
Теория: Основные вопросы: понятие информации. Источники информации. Виды информации. История развития вычислительной техники. Общие принципы работы ЭВМ. Как компьютер обрабатывает информацию. Основные компоненты компьютера. Клавиатура. Процессор. Память. Устройства ввода, вывода. Клавиатура. Клавиатурный тренажер.
Методическое обеспечение
Методы – наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал – план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Практика:
Раздел III. Графические возможности компьютера
Теория: Основные вопросы: Технология обработки графической информации. Графический редактор Раint. Создание и хранение изображений. Окно программы, рабочее поле, набор инструментов и меню инструментов.
Как рисовать геометрические фигуры (Распылитель, Заливка, Ластик.)
Изменение размеров рисунка. Фрагмент рисунка. Сборка рисунка из деталей. Текстовый процессор MS Word. Особенности интерфейса: окна, меню, панели инструментов, линейка. Форматирование документов. Шрифты (гарнитура, размер, начертание). Шаблоны документов. Поиск и замена. Проверка орфографии. Вставка графики. Таблицы. Рамки. Диаграммы. Формулы. Сноски, ссылки, оглавление. Аттестация учащихся. Формы аттестации: тестирование.
Практика: Графика в Word. Оформление открыток, поздравлений, визиток. Создание компьютерного рисунка в текстовом редакторе. Схемы, работа с таблицами.
Методическое обеспечение
Методы – наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал – план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Раздел IV. Мультимедийные возможности
Теория: Что такое презентация. Общие сведения. Общие положения. С чего начать работу в Microsoft PowerPoint. Авторазметка.
Окно Microsoft PowerPoint. Подготовка презентации в режиме слайдов.
Общие операции со слайдами, создание и настройка презентаций. Вставка рисунка, диаграммы, графика, звука, гиперссылок при создании презентации. Демонстрация презентации. Итоговая аттестация учащихся (форма аттестации- тест).
Практика: Фронтальная практическая работа: знакомство с окном программы MS PowerPoint. Использование изученных правил на практике. Научить использовать сканер для перевода информации в цифровой вид.
Практика: Составление презентации о себе по изученным правилам. Создание слайд фильмов «Мультфильм» в группах (3- 4 чел.): выбор темы, сбор информации, создание слайд фильма.
Методическое обеспечение
Методы – наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал – план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал.
Раздел V. Воспитательные мероприятия.
Раздел VI. Аттестация.
Текущий контроль проводится в форме тестирования.
Итоговая аттестация проводится в форме тестирования.
Раздел VII. Итоговое занятие.
Содержание материала: Итоги за пройденный учебный год в игровой форме.
Практика: Интерактивная игра.
Методическое обеспечение
Методы – наглядный, объяснительный, практический.
Приемы - беседа, объяснения, показ действий.
Дидактический материал – план-конспект урока, презентация к уроку, дополнительный материал
Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная, но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ - выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.
В дополнительной общеобразовательной программе для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Дидактическое обеспечение:
Теоретический материал:
- Графический редактор MS Paint.
- Microsoft Office: Word, Power Point.
Дидактический материал:
- презентация по теме «Информация».
- презентация по теме «Архитектура ПЭВМ»
- презентация по теме «Программное обеспечение»
- презентация по теме « Пакет Microsoft Office».
Материалы по аттестации
Техническое оснащение: компьютеры, мультимедийный проектор, сканер, принтер, колонки, интерактивная доска.
Список литературы
Литература и электронные ресурсы для учащихся:
Электронный мультимедийный учебник по созданию презентации в PowerPoint.
Учебник (руководство) по html.
Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003.-М.: ОЛМА-ПРЕСС,2003.-920 с.:ил.
Денисов А. Интернет:самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
Денисов А. Microsoft Internet Explorer 5 : справочник.- СПб.:Питер, 2000.
Шафран Э. Создание web-страниц; Самоучитель.- СПб.:Питер, 2000.
Программа Intel «Путь к успеху»/ Практическое руководство.2006-2007 г
Программа Intel «Путь к успеху»/ «Технологии и местное сообщество».2006-2007 г.
Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:
Брыксина О.Ф. Планируем урок информационной культуры в начальных классах. // Информатика и образование. – 2001. – 2. – С. 86-93.
Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
Грязнова ЕМ. Занимательная информатика в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№6. – С.77 - 87.
ЕфимоваО. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие / О. Ефимова, В. Морорзов, Н.Угринович. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ABF, 2003. - 424с.
Журова СМ. Внеурочные занятия по информатике // Информатика и образование. – 2006. –5. – С. 8-13.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: учебное пособие. – М.: АСТ-ГГРЕСС: ИнфоркомПресс, 2000. – 400 с.
Швачко Н.В. Основные аспекты преподавания темы “Информация” в начальной школе // Информатика и образование. – 2006. –№9. –С. 29- 43.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: Сентябрь, 1996. – 96 с.
1september.ru (Фестиваль педагогических идей 2008\2009// Авторская программа кружковых занятий по информатике (младшие классы). Васильева Л. Д.
Приложение 2
Комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 45 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 45 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 45 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 14, потом перенести взор вдаль на счет 16. Повторить 45 раз.
5. В среднем темпе проделать 34 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 16. Повторить 12 раза.
6. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.
7. Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
8. Представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нем определенную точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
9. Сложить ладони так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, неплотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Рекомендуется использовать различные цветные фигуры В. Ф. Базарного (овалы, восьмерки, зигзаги, спирали), нарисованные на листе ватмана. Толщина линии 1 см.
Приложение 2
Комплекс физкультурных минуток для проведения занятий
1. Декламируя стихотворение, дети должны стоять, широко расставив ноги.
На каждый счет, руки поочередно:
на пояс,
на плечи,
вверх,
два хлопка,
на плечи,
на пояс,
вниз,
два хлопка.
А начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Темп постепенно убыстряется.
2. Дети выполняют указанные движения:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3. Дети имитируют дуновение ветра, раскачивая туловище то в одну, то в другую сторону.
На слова «тише, тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» выпрямляются.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
4. Дети стоят, вытянув руки вперед, ладони вниз.
После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.
Приплыли тучи дождевые:
Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
Пей, рожь, пей!
Рожь, склоняясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождик неугомонный
Льет, льет, льет.
5. Дети декламируют и показывают.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу,
Тихо по ветру качаюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках -
Пусть лежит в кармашке (дети показывают).
Ой, упал, мой жук (нагибаются),
Нос испачкал пылью.
Улетел, улетел зеленый жук,
Улетел на крыльях (дети машут руками).
6. Текст сопровождается движениями.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
7. Дети отталкиваются одной ногой и мягко приземляются на другую.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг скок, прыг скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
8. Дети бегают и садятся согласно тексту стихотворения.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
9. Ученики слегка пружинят в коленях с раскачиванием рук вперед
назад (качели).
Когда говорят: «Да да да!», хлопают, произнося две последние строчки, прыгают.
Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается,
Да да да,
Тот не огорчается
Никогда!
10. Дети выполняют движения, повторяя их за учеником у доски.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны.
Пусть растут для нашей мамы!
«Изучаю компьютер»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1.3 МБ)
«Азы информатики. Знакомство с компьютером»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (5.8 МБ)
Приложение 3
Анкета №1
Каким учебным предметам ты отдаешь предпочтение?______________________________
Считаете ли информатику интересным предметом? ________________________________
Почему информатика интересный предмет? (нужное подчеркнуть)а) развивает логическое мышление; б) знание предмета будет необходимо в моей будущей профессиональной деятельности;в) нравится работать на компьютере; г) нравится работать самостоятельно над индивидуальными заданиями;д) назовите другие причины ___________________________________________________
Считаете ли информатику трудным предметом: (нужное подчеркнуть)а) это самый трудный предмет; б) предмет трудный наряду с другими;в) я не прилагаю особых усилий при изучении информатики;г) это самый простой предмет;д) назовите другие причины ___________________________________________________
Что вызывает затруднения в изучении информатики: (нужное подчеркнуть)а) пробелы в знаниях по информатике;б) пробелы в знаниях по математике;в) необходимость логического мышления;г) необходимость самостоятельной работы;д) высокий темп работы на уроке;е) невнимательность;ж) непонятное изложение материала учителем;з) недостаточно консультаций, дополнительных занятий;и) назовите другие причины ___________________________________________________
Может ли современный человек обойтись без знаний информатики? (Да, нет) _________
Хотели бы вы посещать кружок (факультатив) по информатике?Чем бы хотелось в нем заниматься? _____________________________________________
Результаты анкетирования позволят скорректировать дальнейшую работу в классах.
Приложение 4
Тестовые задания
В содержании тестов включены задания по наиболее значимому изученному материалу.
В данном контрольном (срезовом) тесте предложены задания по следующим темам:
Информация и информационные процессы;
Компьютер;
Текстовый редактор MS Word;
Целью проведения контрольного среза является проверка уровня усвоения предусмотренного программой теоретического материала и приобретения практических навыков использования современных ПК.
Тест разработан в пяти вариантах одинаковой сложности с количеством вопросов
(заданий) – 10.
К каждому варианту прилагаются эталоны правильных ответов.
Контрольный срез состоит из тестовых заданий 3 форм – открытой, закрытой и на соответствие.
Время на выполнение данной работы отводится 20 мин.
Для оценивания результатов тестовой работы можно применить следующие критерии оценки: за правильный ответ - 1 балл,
оценка «5» за 9 - 10 баллов
оценка «4» за 7 - 8 баллов
оценка «3» за 5 - 6 баллов
оценка «2» за 0 - 4 балла.
ВАРИАНТ 1
Тема 1. Информация. Информационные процессы.
ТЗ - 1. (форма - открытая)
Закончи предложение: Информация – это
Правильный ответ: сведения, знания, получаемые человеком из внешнего мира через органы чувств.
Тема 2. Компьютер.
ТЗ - 2. (форма - закрытая)
Архитектура компьютера – это
техническое описание деталей устройств компьютера
описание устройств для ввода - вывода информации
описание программного обеспечения для работы компьютера
список устройств подключенных к ПК
Правильный ответ: 1.
Тема 2. Компьютер.
ТЗ - 3. (форма - на соответствие)
Установи соответствие:
1) манипулятор «мышь» – это
a) устройство вывода
2) дисковод – это
b) устройство для долговременного хранения информации
3) жесткий диск – это
c) устройство ввода
4) принтер – это
d) устройство чтения и записи информации
Правильный ответ: 1 c; 2 d; 3 b; 4 a.
Тема 3. Текстовый редактор MS Word.
ТЗ - 4. (форма - закрытая)
При создании нового документа в Microsoft Word по умолчанию создается документ с названием:
Книга1;
Новый документ1;
Документ1;
Документ.
Правильный ответ: 3.
Тема 3. Текстовый редактор MS Word.
ТЗ - 5. (форма - закрытая)
Редактирование текста представляет собой:
процесс внесения изменений в имеющийся текст;
процедуру сохранения текста на диске в виде текстового файла;
процесс передачи текстовой информации по компьютерной сети;
процедуру считывания с внешнего запоминающего устройства ранее созданного текста.
Правильный ответ: 1.
Тема 3. Текстовый редактор MS Word.
ТЗ - 6. (форма - закрытая)
Колонтитул может содержать:
любой текст;
Ф. И. О. автора документа;
название документа;
дату создания документа.
Правильный ответ: 1.
13PAGE 15
13PAGE 14- 14 -15
¤ђЗаголовок 1Заголовок 315