Конспект урока русского языка Повторение правописания изученных трудностей письма (Перспективная начальная школа)


Урок русского языка по теме «Повторение правописания изученных трудностей письма»
Цель урока: формировать опыт правописания слов с изученными орфограммами.
Предметные результаты: формирование опыта правописания слов с изученными орфограммами, умения объяснять правописание изученных орфограмм, развитие устной и письменной речи.
Личностные результаты: умение оценить свои знания и возможности, создание условий для формирования положительного отношения к учебной деятельности, к учебному материалу, умение воспринимать речь учителя и одноклассников, проявлять внимание, желание больше узнать, применять правила делового сотрудничества при работе в паре, воспитание бережного отношения к природе.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять смысловое чтение, классифицировать слова по изученным орфограммам, делать вывод, воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить информацию в тексте и словаре, выбирать решение, высказывать предположения, обобщать и сравнивать, исключать лишнее.
Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить, принимать и сохранять учебную задачу, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, контролировать себя и вносить коррективы.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре, контролировать друг друга, соблюдать речевой этикет в ситуациях учебного общения, выполнять рефлексию своих действий, умение сотрудничать в рамках ученого диалога.
Оборудование: заголовок названия темы урока, «пирамида» -этапы урока, плакат «Берёзка», берёзовые листочки с заданиями с обратной стороны, рисунок «Скворец», карточки с заданием для проведения парной работы, набор слов для составления предложения, 2 конверта с домашним заданием, музыка для проведения физминутки, музыкальная мелодия, под которую читается наизусть стихотворение Н.Бутырина «Рассказ берёзки».
Ход урока
Организационный момент. Проверка домашнего задания.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Улыбнёмся друг другу и приступим к работе!
-Тихонько сели. Проверьте своё рабочее место
- Что мы с собой возьмём на урок? (с собой на урок мы возьмём внимание, сосредоточенность, дружелюбие)
-Молодцы! Урок начнем с проверки домашнего задания.
Распредели и запиши слова в 3 столбика в зависимости от орфограммы.
В…ют, с…ёжился, ноч…, тиш…, под…ехала, з…лёный, лист…я, раз..яснил, заяч…и, ду…ки, реч… .
-Сколько групп слов у вас образовалось?
-Какие? (слова с ь-знаком разделительным, с разделительным ъ знаком, слова с ь знаком на конце слов –названий предметов после шипящих)
- Зачитайте слова с разделительным ь знаком.
- Зачитайте слова с разделительным ъ знаком
- Зачитайте слова с ь знаком на конце слов –названий предметов после шипящих
- Молодцы!
Целеполагание. Подведение к теме урока.
- В домашнем задании, были ли у вас слова, не вошедшие ни в одну из групп?
- Какие? С какой орфограммой первое слово? А второе?
- Предположите тему сегодняшнего урока.
Тема сегодняшнего урока «Повторение правописания изученных трудностей письма» (открываю на доске)
- Что мы должны знать, чтобы правильно подбирать проверочные слова? (уметь находить орфограмму и знать правило проверки)
- Сегодня мы приведём в систему наши знания и умения. А ещё постараемся построить «пирамиду» наших умений и навыков по теме. А как пойдет наше строительство зависит от вашей работы и активности на уроке.
- Вы готовы приступить к работе?
3. Работа по повторению и закреплению.
3.1. Итак, наше первое кольцо – основание пирамиды «РАЗМИНАЙКА»
(на доске запись)
ШМЕЛ, БИЗЁСКА, ЦВЕТЁТ, ТРАФКА, ПАЮТ, ВИСНА, СОНЦЕ.
- Что вам предстоит сделать? (найти и исправить ошибки)
- Находим, исправляем и записываем в тетрадь.
- Прочитайте данные слова орфографически.
-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков? (солнце шмель)
-В каком слове звуков больше, чем букв? (поют)
- Назови слова с проверяемой безударной гласной? (цветёт, весна, поют)
- А теперь подумайте какая тема объединяет все эти слова? (тема весны)
- Правильно! Какие изменения происходят в природе весной? (примеры)
- Значит, весной природа (что делает?) …оживает! Замените слово оживает близкими по значению словами? (просыпается, пробуждается)
- Найдите в цепочке слово, название дерева? (берёзка)
3.2. А наше следующее кольцо «СОСТАВЛЯЙКА»
4098534110050СТВ…ЛУ
00СТВ…ЛУ
2340073110050СЛА…КИЙ
00СЛА…КИЙ

30958739087ЗАКАПАЛ
00ЗАКАПАЛ

4089742187130БЕРЁЗЫ
00БЕРЁЗЫ

827796277788СОК
00СОК
248954193150ПО
00ПО


- Что нам нужно сделать? (составить из слов предложение)
- Составьте! Напомните правила оформления предложения.
(Запись с комментированием на месте, подчеркивание грамматической основы, устное выделение словосочетаний)
Проверьте, если нашли ошибки, исправьте.
- У кого без ошибок? Кто нашёл ошибки?
- Молодцы!
3.3. Наше следующее кольцо «ОТДЫХАЙКА» (музыкальная зарядка)
- Природа весной пробуждается, и мы немного взбодримся под весёлую музыку.
3.4. Двинемся дальше в путь. Наше следующее кольцо «СОТРУДНИЧАЙКА»
(на столах карточки для парной работы)
- Прочитайте инструкцию к заданию и сообща решите данную учебную задачу.
Разделите текст на предложения. Найди в тексте сложное слово и подчеркните его.
Над полями ярко светит солнышко надулись на деревьях смолистые почки прилетели белоносые грачи на огороде верба распустила белые пуховки в скворечники поселились пернатые гости
- Как можно озаглавить этот текст?
- Какой это вид текста? (повествование)
- Сколько у Вас получилось предложений в тексте? (5)
- Какие предложения? (зачитывают дети из разных пар, какие у них получились предложения)
- Какое слово можем найти в словаре и узнать, как оно произносится? (скворечник)
- К какому словарю надо обратиться? (Словарю «Произноси правильно», т.е. орфоэпическому)
- Молодцы! Вам понравилось работать вместе с соседом? Вы были дружелюбны?
3.5. Следующее кольцо «ПОМОГАЙКА»
- Про какое время года речь идёт на нашем уроке? (про весну)
- Положите головки на парты. Закройте глазки. (мелодия «Шум леса»)
(открываю доску с изображением берёзы)
- Головки подняли, глазки открыли. Сейчас мы поможем берёзке распуститься. Но каждый листик (показываю съёмный листик) содержит задание, выполнив которое деревцо станет нарядным.
Скажи слово варона орфографически
Начальная форма слова в лесу
Исключи «лишнее» слово: колючий, рисует, свежая.
Какая орфограмма в слове ручьи
Что такое приставка
Какие гласные буквы пишутся после разделительного ъ
(На)вербе, на – предлог или приставка. Докажи.
Скв . рец
Определи род существительного в гнезде
Что такое основа слова
Насекомое, сколько букв и звуков

- Молодцы! Красивое платье на русской красавице!
- А вот скворец нам принес не только весну, но и домашнее задание в двух конвертах на выбор: творческое задание (составить текст по картине) и задание (работа по сбору предложений из слов, с их последующей записью)
Карточка 1.

Составь по картине текст на тему «Встреча пернатых друзей»
(помни, чтобы в твоём тексте было 3 части: начало, основная часть, концовка)
Карточка 2
Составь из слов каждой строки предложения. Озаглавь полученный текст. Спиши. Во 2 –ом предложении подчеркни главные слова. Слово душистые разбери в тексте по составу.
набухают, почки, клейкие, на, появляются, деревьях, и, листочки
стран, тёплых, пернатые, из, прилетают, гости
длиннее, дни, стали
солнце, ярко, светит
на, одуванчики, скоро, зацветут, полянках
в, душистые, забелеют, мае, ландыши
4. Итог урока. Рефлексия.
- А теперь, наше последнее кольцо «ПОДЫТОЖКА»
- Что мы с вами повторили на уроке?
- В жизни вам пригодятся полученные знания и навыки?
- На каком этапе было труднее? (показать на пирамидку)
- Кто может с гордостью сказать: «Я молодец»?
- А кто оценит работу на хорошо?
- А кому ещё надо подработать?
- Молодцы! Я всегда вам рекомендую вдумчиво работать, и ваши мысли легко выстроятся, как наша сегодняшняя пирамида. Всем спасибо за работу.
- А напомнит вам о бережном отношении к природе берёзка, которая пришла к нам (чтение стихотворения «Рассказ берёзки» под спокойную мелодию)
Н. Бутырин.
Рассказ берёзки.
Я берёзка белая,
Я в лесу жила,
Горем поделиться
К вам сюда пришла.
Про мою обиду,
Про мою беду
С самого начала
Речь я поведу.
Я шумела весело
Летом и весной
Птицы голосистые
Пели надо мной.
Приходили люди
В жаркий летний день.
Под моими ветками находили тень.
Радовались, глядя на мою листву,
Радовались люди, что и я живу.
Но житью хорошему
Вдруг настал конец:
В лес пришёл однажды
Мальчишка – сорванец.
Он изрезал ножичком
Всю мою кору
Было очень больно мне,
Думала - умру.
Он не успокоился,-
Он поджёг меня!
Корчились листочки,
Сохли от огня…
Вы ему напомните,
Сорванцу тому,
Про берёзку стройную
В пламени, в дыму…
Ведь берёзка каждая
Тоже хочет жить,
С ветерком шептаться,
С ручейком дружить.
Ведь берёзку каждую
Следует беречь.
Ну, зачем берёзку
Резать или жечь?