Программа экологического кружка Лесная мозаика
Пояснительная записка
Необходимость данного курса вызвана с одной стороны тем, чтобы ввести ребенка в мир природы, в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир передающих воображение и нетрадиционных гипотез. Детство – это радостная пора открытий. А в процессе ознакомления с природой и окружающей действительности ребенок учится говорить мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно привить ребенку любовь к родному краю, его природе.
Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека, отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Данная программа обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания счастья открытий и рассчитана для учащихся начальной школы. Одна из задач современной школы, как и общества в целом, - воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилья технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчужденность человека от природы, передавая эту задачу не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных, последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.
В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «Окружающий мир», на котором дети знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщенном виде, изучаются общие законы природы. Это очень хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают названия тех деревьев, трав, животных, которые живут в нашем краю. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она (любовь к природе) должны быть конкретной и возникать лишь в результате непосредственного эмоционально положительного контакта с природным объектом.
Предлагаемый курс рассчитан па 34 часа и предлагается для учащихся 4 класса. Он состоит из двух частей:
- Деревья родного края
- Травы, травы...
В первой части дети знакомятся с основными деревьями, которые растут в нашей области, их особенностями, пользой.
Во второй части речь идёт об основных гранах, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, но знают о них очень мало
Основная цель данного курса:
воспитание нового экологического сознания на основе изучения природы родного края.
Задачи курса:
развитие интереса к изучению природы родного края;
воспитание умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
углубление уже имеющихся знаний о родном крае;
изучить и исследовать вместе с детьми конкретные объекты природы Глинковского района.
К концу года обучающиеся должны иметь представления:
о многообразии растений родного края;
знать:
наиболее типичных представителей растительного мира родного края;
полезные свойства некоторых растений;
некоторые легенды и пословицы, поговорки, загадки о растениях.
уметь:
узнавать некоторые растения в природе;
ухаживать за растениями;
выполнять правила бережного отношения к природе родного края.
.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Деревья родного края
4 класс (34 часа)
№
Тема занятия
Методы, формы работы, используемый материал
Дата
1
Вводное занятие
2
Берёза - символ России
Запись песен «Растёт в Волгограде берёзка», «Во поле берёзка стояла», пословицы, стихи о берёзе, гербарий, картины художников
3
Осина - дерево, которое часто переодевается
Пословицы, поговорки, гербарий.
4
Сладкое дерево липа
Поговорки, фразеологические сочетания, гербарий, стихи.
5
Цветёт черёмуха к похолоданию
Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учеников
6
Самое красивое осеннее дерево - клён
Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учеников, флаг Канады
7
Священное дерево - дуб
Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учеников
8
Волгоградская область - область тополей
Песня «Тополя», гербарий, сообщения учеников
9
Плачущее дерево - ива
Пословицы, поговорки, гербарий, сообщения учеников
10
Сосна - кладезь витамина С
Пословицы, поговорки, приметы, гербарий, сообщения учеников, картины художников
11
Вяз «вязкое» дерево
Пословицы, поговорки, приметы, гербарий, сообщения учеников
12
Стоит дерево кудряво, а когти волчьи (Боярышник)
Гербарий, сообщения учеников, учителя
13
Калина - нарядное дерево круглый год
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рецепт варенья
14
Ольха - раннецветущее дерево
Гербарий, сообщения учеников, учителя
15
Рябина - ягода снегирей
Гербарий, сообщения учеников, учителя, фонограмма песни «рябиновые бусы»
16
Главнейшие деревья наших лесов. Обобщающее занятие об изученных деревьях
Театрализованное представление, викторина, кроссворды, загадки и др.
17
Игра «Поле чудес»
«Знакомые деревья и кустарники»
Травы, травы
№
Тема занятия
Методы, формы работы, используемый материал
Дата
1
Трава от девяноста девяти болезней - зверобой
Гербарий, сообщения учеников, учителя
2
Медуница - «разноцветные» цветы
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей
3
Иван-да-Марья - необычное растение
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, легенда о цветке
4
Крапива - «кусачая» и «жгучая» трава
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей
5
Подорожник - растение
у дороги
Ромашка - цветок для
гадания
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей
6
Валериана и пастушья сумка - полезные травы
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей
7
«На одуванчик только дунь - и вмиг он разлетится» (С. Я. Маршак)
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты салатов
8
Чистотел - ласточкина трава
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
9
Чабрец - тимьян ползучий
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
10
Ландыш - прелесть майского леса
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
11
Сон-трава - украшение соснового бора
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
12
Трава-мурава - спорыш
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
13
Колокольчики звенят!
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
14
Земляника лесная - заветный клад
Гербарий, сообщения учеников, учителя, рисунки детей, рецепты народной медицины
15
Игра «Счастливый случай» Растения родного края
Гербарий, карточки с заданием, бочонки из лото
16
Поле чудес «Знакомые незнакомцы»
17
Обобщающее занятие. (Дети готовят сообщения о других растениях родного края)
Зашита проектов.
15