Рабочая программа кружка по музыке Музыкальная мозаика для учащихся начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Избердеевская начальная школа-детский сад»
Рассмотрена и рекомендована
к утверждению
педагогическим советом
(протокол №______2015 г. от___)
Утверждаю директор
МБОУ«Избердеевская НШДС»
начальной школы – д/сада
___________Е.Н.Припадчева
Приказ №_______2015 г. от__
«Музыкальная мозаика»
Программа творческого объединения
для детей младшего школьного возраста,
сроком обучения 2 года
Разработчик: Арцыбашева Ю.Г.
учитель музыки
с. Петровское, 2015 г.
Информационная карта
1.Учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Избердеевская начальная школа-детский сад»
Название программы «Музыкальная мозаика»
Ф.И.О., должность автора Арцыбашева Юлия Геннадьевна, учитель музыки первой категории
Сведения о программе:
4.1Нормативная база:
Закон РФ «Об образовании» Положение об учреждениях дополнительного образования.
4.2Область применения дополнительное образование детей
4.3Направленность художественно-эстетическая
4.4Тип программы модифицированная
4.5Вид программы образовательная
4.6Возраст обучающихся 6-11 лет
4.7Продолжительность обучения 2 года
5. Рецензенты Директор МБОУ «Избердеевская начальная школа-детский сад» Припадчева Е.Н
6. Заключение методического совета
Пояснительная записка
Актуальность программы
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
Именно для того, чтобы любой желающий ребенок мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Музыкальная мозаика», направленная на духовно-нравственное, личностное развитие обучающихся.
Новизна программы состоит в личностно ориентированном подходе к обучению. Задача педагога дополнительного образования состоит не в максимальном ускорении творческих способностей ребенка, не в формировании сроков и темпов, а прежде всего в том, чтобы создать каждому ребенку все условия для наиболее полного раскрытия и реализации способностей.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
В МБОУ «Избердеевская НШДС» создано творческое объединение, в котором занимаются учащиеся 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет, которые имеют разные стартовые способности, но стремятся научиться красиво и грамотно петь. Программа «Музыкальная мозаика» - это «механизм», который определяет содержание обучения вокалу младших школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях начальной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей младших школьников;
- содержание программы «Музыкальная мозаика» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной образовательной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока.
Роль и место программы в образовательном маршруте обучающихся, практическое назначение программы:
Программа «Музыкальная мозаика» имеет практическую значимость и может быть применена для работы в начальной школе.
В условиях вокальной студии МБОУ «Избердеевская НШДС» занимаются обучающиеся 1-4 классов. Каждый из них способен удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать способности, радовать школьный социум и окружение школы своими выступлениями, получить оценку и общественное признание в школе, в районе, области.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год – 68ч., занятия по 1ч., 2 раза в неделю;
2 год – 68 ч., занятия по 1ч., 2 раза в неделю;
В группу первого года обучения принимаются дети на основе проверки музыкального слуха, голоса, чувства ритма. Возможен прием в течение года.
В группу второго года обучения могут поступать вновь прибывающие дети, после специального тестирования и опроса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.
Основной формой организации обучения пению являются групповые занятия, которые базируются на программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей; разучивание песен, репетиции, репетиционные занятия. Имеют место занятия с небольшой группой или индивидуальные занятия с солистами.
На занятиях кружка применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения. Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.
Словесный метод включает в себя такие формы как объяснение, рассказ, беседу, викторину, занятие-игру, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия.
Проблемно-поисковый метод обучения применяется на практике также с помощью словесных, наглядных и практических методов обучения. Этот метод подчеркивает важность самостоятельного принятия детьми решений. Важно, чтобы решение новых вопросов приобретало форму кратких собеседований педагога с обучающимися. Изложение учебного материала методом проблемного рассказа предполагает, что педагог по ходу изложения размышляет, доказывает, обобщает, анализирует факты и ведет за собой мышление слушателей, делая его более активным и творческим.
В основе процесса обучения вокально-хоровому пению лежат следующие принципы:
– единство художественного и технического развития певцов;
– постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
– применения индивидуального подхода к учащимся.
Подбирая программный репертуар, руководствуюсь следующими принципами:
– художественная ценность;
– воспитательное значение;
– доступность музыкального и литературного текста;
– разнообразие жанров и стилей, логика компоновки будущей концертной программы.
Цель программы – формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков, приобщение их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи 1 года обучения
Образовательные:
- расширить знания обучающихся об искусстве вокала;
- обучить вокально-хоровому пению;
- обучить основам музыкальной грамоты (звукоряд, длительность нот, интервалы, лад и тональность);
- овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Развивающие:
- развивать творческие способности и вокальные данные;
- способствовать развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- способствовать воспитанию интереса к вокальному искусству;
- воспитывать стремление к знаниям, расширению кругозора о музыке;
- воспитывать чувство сопричастности к прекрасному.
Задачи 2 года обучения
Образовательные:
- расширить знания обучающихся о различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
- обучить двухголосному пению;
- обучить основам музыкальной грамоты ( интервалы, аккорды)
- овладеть элементами эстрадных ритмических движений.
Развивающие:
- развивать творческие способности и вокальные данные;
- способствовать развитию певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти;
- развивать способность эмоционально реагировать на музыку, сопереживать.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к певческим традициям, духовному наследию русского народа;
- способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- воспитывать стремление к знаниям, расширению кругозора о музыке.
Способами проверки ожидаемых результатов, а также формами подведения итогов реализации данной программы является:
участие в массовых, праздничных мероприятиях;
тематические концерты, мини-концерты с выездом в другие детские учреждения и организации;
класс – концерты;
контрольные занятия и слуховые контрольные по темам, обозначенным в программе;
музыкально- литературные композиции;
участие в районных, областных конкурсах, фестивалях эстрадной и народной песни;
отчетный концерт в конце года для родителей, детей и педагогов.
Учебно-тематический план
1-й год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
Введение
1
1
-
1
1.1
1.2
1.3
1.4
Развитие певческого голоса
Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Певческие голоса, их разновидности.
«Программность»и «изобразительность» музыки.
Длительность, высота, динамика, пауза, интонация, акцент.
16
4
4
4
4
8
2
2
2
2
8
2
2
2
2
2
2.1
2.2
2.3
Формирование вокальных навыков
Навыки певческой установки.
Певческое дыхание.
Дикция и артикуляция.
6
2
2
2
1
1
-
-
5
1
2
2
3
3.1
3.2
3.3
3.4
Освоение пения в народном стиле
Виды народных песен.
Народные игры-хороводы
Обрядовые игры
Народные календарные праздники
16
9
6
6
6
11
5
2
2
2
16
4
4
4
4
4
4.1
4.2
4.3
Музыкальная грамота
Ноты и нотоносец.
Мажор и минор
Элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, тембр, гармония).
10
2
4
4
5
1
2
2
5
1
2
2
5
5.1
5.2
Формирование сценической культуры
Элементы творческого самочувствия
Работа над сценическим образом
18
9
9
4
2
2
14
7
7
6
Итоговое занятие
1
-
1
Итого часов:
68
30
38
Содержание программы
Введение
Круглый стол «Давайте познакомимся».
Экскурс в историю вокального исполнительства. Формы предстоящей работы: учеба, практика, концертная деятельность.
Многообразие звуков.
Понятийный материал: звук музыкальный (колебание звучащего тела, имеющего основные свойства: высоту, динамику, длительность, тембр).
Знакомство с режимом работы детского объединения. Правила личной гигиены вокалиста.
Практика:
Начальная диагностика – прослушивание (музыкальный слух, память, ритм), пение с сопровождением, без сопровождения. Пение под аккомпанемент знакомых песен.
1 Развитие певческого голоса
1.1Диагностика. Прослушивание детских голосов.
Теория: певческие голоса их разновидности и характеристики; строение голосового аппарата, дыхательный аппарат.
Практика: Диагностика, прослушивание детских голосов.
1.2 Певческие голоса, их разновидности.
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Основные хоровые партии - сопрано, альт, тенор, бас»; слушание исполнения хоровых коллективов.
Практика: Определение певческих голосов. Распределение по голосам. Дыхательная гимнастика (включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой); применение речевых игр и упражнений, разработанных по принципу педагогической концепции Карла Орфа.
1.3 «Программность»и «изобразительность» музыки.
Теория: Знакомство с понятиями «программность» и «изобразительность» музыки. Слушание «Петя и волк» С.Прокофьева.
Практика: Исполнение песенок-бусинок Т.Тютюнниковой (трихохорд, тетрахорд и др.). Выполнение заданий на тему: «рисование» образа на основе прослушивания, «услышать» то, что нарисовано, умение ощутить, пережить то, что услышано (или изображено.
1.4 Длительность, высота, динамика, пауза, интонация, акцент.
Теория: Интонация и выразительность исполнения: определение пауз, фраз, выделение важных слов во фразе и наиболее важных звуков в мелодии.
Понятийный материал: длительность, высота, динамика, пауза, кульминация, интонация, акцент.
Практика: Разучивание упражнений на развитие дыхания. Артикуляция. Роль гласных и согласных звуков в пении. Пение нефорсированным звуком.
Формирование вокальных навыков
2.1 Навыки певческой установки.
Теория: Формирование навыков певческой установки, развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности, вокальной артикуляции, певческого дыхания.
Практика: Определение диапазона голоса и работа над его расширением.
Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности.
2.2 Певческое дыхание.
Теория: Певческое дыхание – его роль в звукообразовании; приемы голосоведения, их краткая характеристика.
Практика: Фразировка. Динамические оттенки. Особенности драматургического развития, художественный образ. Упражнения на артикуляцию, арт-терапевтические упражнения на развитие певческого дыхания: «Эхо», «Лесенка» и др.
2.3Дикция и артикуляция.
Теория: Изучение механизма первичного звукообразования. Музыкально-образовательная беседа на тему: «Роль дикции, артикуляции в формировании вокальных навыков у младших школьников»
Практика: Выполнение упражнений на развитие дикции, артикуляции: «Высоко в горах», «Ручеек» и др. Исполнение скороговорок, потешек, закличек.
Освоение пения в народном стиле
3.1 Виды народных песен.
Теория: Народная песня. Раскрытие ее значения как выразительницы исторического прошлого народа, его труда, быта и т.д.
Общая характеристика, виды народной песни – хороводная, плясовая, частушечная, былинная, сказания, обрядовая и т.д. Слушание в записи народного говора.
Практика: Исполнение русских народных песен: «Пошла млада за водой», «Варенька», «А мы просо сеяли» и др. Разбор их содержания. Разучивание материала с сопровождением и без сопровождения.
3.2 Народные игры-хороводы
Теория: Общая характеристика понятий «игры-хороводы», «загадки», «сказки», обзорное знакомство с народными инструментами. Музыкально-образовательная беседа на тему: «Народные гуляния».
Практика: Освоение навыка пения хороводов: «На горе-то мак», «Ходит царь», «Селезень» - шуточный хоровод, «Царевич-королевич», «На горе то калина», « Как-то раз в лесу гуляла» с движением, хороводом, пляской, воспитание активности, сноровки, сообразительности в игре.
3.3 Обрядовые игры
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Мелодика и
ритмика народной песни». Слушание обрядовых народных песен в записи П.Лещенко, Ф.Шаляпина, М.Мордасовой и др.
Практика: Разучивание обрядовых песен игр,освоение навыка обыгрывания песен (песенный репертуар «А мы просо сеяли» - весенний хоровод; «Шла утка лугом» - круговой хоровод; «Гори, гори ясно» - хоровод; «Заинька во садочке» - хоровод; «И шел козел дорогою» - шуточная; «Виноград в саду цветет», «Землюшка-чернозем»). Разбор их содержания. Включение в ритмико-жестикуляционную творческую деятельность во время исполнения несложных напевов и мелодий.
3.4 Народные календарные праздники
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Календарные
праздники ». Цикл бесед «История происхождения музыкальных инструментов».
Практика: Разучивание скороговорок и специальных упражнений для артикуляции и дикции, песен, которые исполняли на Масленицу, Троицу, и др. праздники. Овладение народной лексикой, развитие музыкальной памяти, освоение навыка пения песен в ансамбле.
Музыкальная грамота
4.1 Ноты и нотоносец.
Теория: Изучение основ музыкальной грамоты - понятий о ноте, ключе и нотоносце; звуках и клавишах; размере и такте.
Практика: Пение звукоряда. Выполнение творческих заданий с использованием импровизации («Перекличка», «Ау, где ты? и др.)
4.2Мажор и минор
Теория: Понятие лад. Переменный лад. Слушание мажорной, минорной музыки.
Практика: Определение лада на основе прослушанных музыкальных произведений. Исполнение попевок «Игра в слова», «Гром» разного лада.
4.3Элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, тембр, гармония).
Теория: Сформировать понятие о элементах музыкальной речи (регистр, тембр, мелодия, гармония, ритм, динамика).
Практика: Пение звукоряда, попевок «Мы перебегали берега», «Мы ребята лучше всех», «Солнышко» и др. в разном темпе, динамике. Прохлопывание ритмического рисунка известных русских народных песен.
Формирование сценической культуры.
5.1 Элементы творческого самочувствия
Теория:Понятие пластика, внутренняя энергия, зажимы. Формирование сценических движений. Умения действовать на сцене, устранение внутренних и внешних зажимов.
Мимика. Выражение лица, улыбка
Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль.«Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практика: Мимический тренинг (по методике И.О.Исаевой);
-Психологический тренинг;
- Упражнение «Пластика» (по методике А.Е. Стрельниковой);
- Цикл упражнений на координацию движений.
5.2Работа над сценическим образом
Теория: Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.
Практика: - Пластическое интонирование с участием рук, корпуса, ног, наклонов головы;
-Упражнения, игры на координацию движений, имитация игры на музыкальных инструментах.
Практическая работа по формированию сценического образа.
Итоговое занятие
Проведение отчетного концерта. Составление программы. Выбор ведущих и отбор солистов. Оформление зала, приглашение гостей. Репетиции.
Прогнозируемый результат после 1-го года обучения
Должны знать:
роль песенного искусства в общественной жизни;
физиологические особенности голосового аппарата;
особенности певческого голоса;
приемы голосоведении;
понятие правильной певческой установки;
основы музыкальной грамоты
Должны уметь:
исполнять упражнения на развитие диапазона голоса и на формирование правильного певческого дыхания;
усвоить правильную певческую установку и сохранять ее во время пения;
петь выразительно, естественным образом, без напряжения;
произносить отчетливо и правильно слова и согласные звуки в конце слов;
одновременно начинать и заканчивать пение по знаку педагога;
точно петь в унисон;
выразительно и артистично передавать характер музыки и танца.
Учебно-тематический план
2 год обучения
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
Введение
2
1
1
1
1.1
1.2
Певческий голос
Формирование правильного певческого звука.
Расширение звуковысотного диапазона.
10
4
6
4
2
2
6
2
4
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
Вокально-хоровые навыки
Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении.
Правила произношения согласных.
Упражнения на разные приемы звуковедения.
Отработка певческого дыхания.
Упражнения на артикуляцию.
Унисонное пение
Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы.
20
2
4
4
4
2
2
2
8
1
2
1
1
1
1
1
12
1
2
3
3
1
1
1
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Двухголосное пение
Виды двухголосного пения.
Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.
Выработка дыхания.
Пение двухголосых упражнений и попевок.
Распределение голосов по партиям (альт и сопрано);
10
2
2
2
2
2
3
1
1
1
-
-
7
1
1
1
2
2
4
5.1
5.2
Музыкальная грамота
Интервалы
Лад и тональность
4
2
2
2
1
1
2
1
1
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
Основные жанры фольклора
Отработка навыков народного пения
Фольклор, как жанр устного музыкального народного творчества.
Знакомство с народными инструментами.
Исполнение в ансамбле.
Элементы народного пения.
Упражнения на отработку навыков народного пения.
10
2
2
2
2
2
2
1
1
-
-
-
8
1
1
2
2
2
6
6.1
6.2
6.3
Элементы хореографии
Костюм и танцевальная культура народа.
Основные позиции эстрадных движений.
Работа над подтанцовкой к своему исполнению.
10
2
4
4
3
1
1
1
7
1
3
3
Итоговое занятие
2
1
1
Итого часов:
68
24
44
Содержание программы
Введение
Цель и задачи второго года обучения.
Пение как проявление художественно-эстетического восприятия действительности.
Пение – одна из самых древних и богатых областей искусства. Историческое развитие песенного искусства на фоне общественной жизни. Повторение и закрепление умений и навыков.
Практика: упражнения на артикуляцию. Одновременное дыхание и атака звука. Работа над сглаживанием регистров.
Певческий голос
1.1 Формирование правильного певческого звука.
Теория: Повторение и закрепление главных принципов певческой установки.
Формирование правильного певческого звука – открытого, звонкого, полетного. Развитие чистого интонирования, специальная работа с неточно поющими детьми.
Практика: Специальные упражнения, направленные на правильную певческую установку. Отработка певческого дыхания на конкретных музыкальных произведениях.
1.2Расширение звуковысотного диапазона.
Теория: Расширение звуковысотного диапазона: от 2-3 примарных тонов к звучанию в пределах октавы (ре первой октавы – до второй октавы). Развитие подвижности голоса от среднего темпа к более медленному, затем к более подвижному
Процесс саморегуляции, выстраивание, соединение и сглаживание регистров.
Певческая установка при правильном певческом дыхании.
Практика: Дыхательная гимнастика. Диагностика на определение певческих голосов у воспитанников вокальной студии.
Подбор репертуара.
Вокально-хоровые навыки
2.1 Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении.
Теория: заучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы.
Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении.
Практика: Приемы коллективного пения: запевала и хор, «цепочкой», «соревнование», «высотный дом», «свет и тень». Исполнение распевок, попевок, канонов в игровой форме.
2.2Правила произношения согласных.
Теория: Правила произношения согласных в пении. Звонкие согласные в конце слов.
Правильная позиция рта при пении. Характеристика певческой дикции.
Практика: Скороговорки и специальные упражнения, направленные на отработку певческой дикции, произношения согласных в пении. Исполнение распевок, попевок, канонов в игровой форме.
2.3Упражнения на разные приемы звуковедения.
Теория: Звукообразование и его влияние на приемы звуковедения. Темп как динамика звука в мелодической фактуре произведения. Приемы голосоведения «Legato», « hoh Legato» и « stakato».пении. у студийцев.произведенияхьный аппараты.
Практика: Упражнения на разные приемы звуковедения.
Скороговорки и специальные упражнения, направленные на отработку певческой дикции, произношения согласных в пении. Разучивание песен индивидуально и в составе вокальной группы
2.4Отработка певческого дыхания.
Теория: Правила правильного дыхания. Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении. Правильная позиция рта при пении.
Практика: Задания на активизацию певческого дыхания. Отработка певческого дыхания на конкретных музыкальных произведениях. Голосовые игры, рдыхательные упражнения Емельянова, Т.Тютюнниковой.
2.5Упражнения на артикуляцию.
Теория: Музыкально-образовательная беседа на тему: «Культура речи и дикция в вокальном и хоровом пении».
Практика: Специальные упражнения для поддержания правильной позиции рта при пении. Применение приемов активизации артикуляционного аппарата, используя образные сравнения: «Откройте рот так, как будто у вас там горячая картофелина», «разогреть горлышко», «горло сделало зарядку» и др.
2.6Унисонное пение
Теория: Унисонное пение. Пение аккордов. Пение различных ступеней гаммы.
Ансамбль голосов как элемент вокальной звучности. Разновидности ансамблевого звучания. Унисонный ансамбль. Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.
Понятие о певческом регистре и его возможностях. Возможности звучания регистров.
Практика: Специальные упражнения, направленные на сглаживание регистров при пении.
Работа над репертуаром с учетом теоретического материала. Разучивание песен советских композиторов индивидуально и в составе вокальной группы. Исполнение вокальных произведений, анализ.
Двухголосное пение
3.1 Виды двухголосного пения.
Теория: Музыкально-образовательная беседа: «Виды двухголосного пения». Слушание музыкальных произведений.
Практика: Анализ одноголосных музыкальных произведений,знакомство со звучанием двух, трех и четырехголосных хоров разных составов и отдельных хоровых партий.
3.2 Повторение и закрепление навыков дыхания, звукообразования, артикуляции и дикции.
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Роль голосоведения в обучении двухголосному пению».
Практика: Пение по нотам с различными динамическими оттенками и с использованием импровизационных форм, например, с новыми вариантами верхнего голоса, ферматой – на всех образующихся в двухголосии интервалах делать остановки, работа над дикциией, артикуляцией, звукообразованием.
3.3 Выработка дыхания.
Теория: Правильное дыхание, уровень развития музыкального слуха, способность к чистому интонированию, сила голоса.
Практика: Исполнение упражнений, попевок на выработку правильного дыхания. Разучивание песен, в которых возникает косвенное и противоположное двухголосное движение.
3.4Пение двухголосых упражнений и попевок.
Теория: Пение в унисон, канон, понятие музыкальная высотность.
Практика: Пение двухголосых упражнений и попевок. Пение аккордов. Элементы двухголосия. Работа над двухголосием. Пение звукоряда в параллельном, мелодическом движении, каноном на два голоса. Слуховой анализ аккорда на ступенях тонического трезвучия.
3.5Распределение голосов по партиям (альт и сопрано);
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Мужские и женские голоса в хоре (бас, тенор, альт, сопрано)».
Практика: Выработка интонационно устойчивого унисона всего хора при самых разнообразных условиях, особенно при пении без сопровождения или с сопровождением. Распределение голосов по партиям (альт и сопрано).
3.6Разучивание индивидуально или с малыми группами своих партий.
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Виды многоголосия».
Практика: Исполнение двухголосных песен дуэтом, в котором верхний голос поют педагог или небольшая часть хора, а нижний – все участники хора или его большинство.
Музыкальная грамота
4.1 Ноты и нотоносец
Теория: Знакомство с интервалами, характером их звучания (консонансы, диссонансы). Понятие о диезных, бемольных тональностях, буквенных обозначениях звуков и тональностей.
Практика: Исполнение гамм разных тональностей; определение интервалов.
4.2Мажор и минор
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Каков же музыкальный язык, с помощью которого создается музыкальное произведение?»
Практика: Слушание, определение, исполнение разноладовых песен детских композиторов В.Шаинского, А.Пахмутовой и др.
4.3Элементы музыкальной речи (мелодия, ритм, тембр, гармония).
Теория: Определение понятий: мелодия, ритм, динамика, темп, тембр, гармония. Слушание музыки отечественных, зарубежных композиторов.
Практика: Определение элементов музыкальной речи по прослушанным произведениям.
5.Основные жанры фольклора
Отработка навыков народного пения
5.1 Фольклор, как жанр устного музыкального народного творчества.
Теория: Рассказы о фольклоре, жанрах устного музыкального народного творчества.
Практика: Сочетание различных способов народного пения. Подбор репертуара. Показ - исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие сущности художественного образа (музыкального и поэтического).
5.2 Знакомство с народными инструментами.
Теория: Обзорное знакомство с народными инструментами. История русских народных инструментов.
Практика: Пение учебно-тренировочного материала. Игра в ансамбле (шумовые инструменты).
5.3 Исполнение в ансамбле.
Теория: Музыкально-образовательная беседа: «Русские народные инструменты»
Практика: . Игра в ансамбле (шумовые инструменты). Импровизации на заданную тему.
5.4 Элементы народного пения.
Теория: Музыкально-образовательная беседа «Знакомство с элементами народного пения», понятие «аккомпанемент».
Практика: Упражнения на отработку навыков народного пения.
6.Элементы хореографии
6.1 Костюм и танцевальная культура народа.
Теория: Костюм и танцевальная культура народа. Влияние костюма на стилистические особенности хореографии. Особенности ритмов исполняемой музыки.
Практика: Отработка навыков танцевальных движений. Проведение воспитанниками танцевального тренинга.
6.2 Основные позиции эстрадных движений.
Теория: Основные позиции эстрадных движений. Постановка руки с микрофоном.
Практика: Проведение воспитанниками танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения.
6.3 Работа над подтанцовкой к своему исполнению.
Теория: Воспитание свободной манеры поведения на сцене. Воспитание умения справиться со сценическим волнением. Точное выполнение и понимание движений в такт музыке.
Практика: Отработка навыков постановки танца. Проведение воспитанниками танцевального тренинга. Постижение основ сценического движения. Самостоятельная работа над подтанцевкой к своему исполнению.
Итоговое занятие
Подбор программы Отчетный концерт. Коллективное обсуждение результатов работы.
Поощрение лучших воспитанников коллектива.
Прогнозируемый результат после 2-го года обучения
Должны знать:
правильную позицию рта при пении;
характеристику певческой дикции;
правила произношения согласных в пении;
разновидности ансамблевого звучания;
принципы подбора репертуара;
понятие интервала, лада, тональностей;
двухголосное пение, его виды;
Должны уметь:
исполнять упражнения на развитие диапазона голоса и на формирование правильного певческого дыхания;
подбирать и выполнять тренажные упражнения по хореографии;
выразительно и артистично передавать характер музыки и танцевальных движений;
выразительно исполнять вокальные произведения.
Список литературы
Литература для педагога:
1. Асафьев Б.В. О хоровом искусстве / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1980. – 188с.
2. Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования / Ю.Б.Алиев // Современная дидактика: теория – практике. Под научн. ред. И.Я.Лернера, И.К.Журавлева. – М.: ИТП и МИО РАО, 1993. – С 231, 288.
3. Андреева М.П, Копорова Н.О. «Первые шаги в музыке»,
«Методическое пособие», 2004 г
4. Букринская И.А., Голубева Л.Н. Язык русской деревни.-М.,1994.
5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. Москва. «Просвещение», 1989.
6. Гладкая С.П. «О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск №14. Москва 1989 год.
7. Гивенталь Музыкальная литература. Москва. «Музыка» 1989
8. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
9. Иноземцев Г. Народные танцы.-М.,1981
М.Котляревская-Крафт,И.Москалькова, Л.Батман.- Сольфеджио Л.,Музыка 1989.
10. Копорова Н.Л. «Музыкально-дидактические игры», 2002 г.
11. Князева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Спб.,1999
12. Михайлова М.Н. «Развитие музыкальных способностей детей» «Академия развития»2003г.
13. Орлова Т.М., Бекина С.И.«Учите детей петь». М., Просвещение, 2001
14. Способин И.В. Элементарная теория музыки Москва, «Музыка» 1984
15. Халабузарь П.В., Попов В.С. «Теория и методика музыкального воспитания». СПб, 2003г.
Литература для детей:
Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре / К.П.Виноградов – М.: Музыка, 1967. – 101с.
Виноградов К.П. «Работа над дикцией в хоре». Москва «Музыка» 1967 год
Венгрус Л.А. "Начальное интенсивное хоровое пение". С-П., Музыка, 2000
Венгрус Л.А. "Пение и "фундамент музыкальности". Великий Новгород. 2000
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. – М., 2003
Хейфец Б.Л. Сборник интеллектуальных игр. – М., 2002.
Малинина Е.М. "Вокальное воспитание детей". М-Л. Сов.композитор. 1967
Струве Г.А. "Школьный хор". М. Музыка. 1981 Стулова Г.П. "Развитие детского голоса в процессе обучения пению". М. Прометей. 1992
Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.
«Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.
Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.
«Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л. Левандовская. Москва 1975 год.
«Планета детства». Составитель - Озерова Н. Н. Санкт-Петербург 1994 год. «Хрестоматия по методике музыкального воспитания». Составитель- Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.
Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»2011 год.
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы «Музыкальная мозаика»
по вокальному пению
1 год обучения
№
п/п
Название раздела
Формы занятий
Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения
итогов
Ввведение
Беседа, показ, практическое задание, диагностика
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, видеомагнитофон, телевизор;
Диагностика первоначальных ЗУН
1
Развитие певческого голоса
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Слуховая контрольная, игра, тестирование, контрольное занятие
2
Формирование вокальных навыков
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Слуховая контрольная, игра, тестирование класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ
3
Освоение пения в народном стиле
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие, индивидуальная работа
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала «Русские народные хоры» (Кубанский народный хор);
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон; Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Игровой метод
Метод обучения в сотрудничестве
Народные игры, кроссворды, музыкальная контрольная «Русская народная песня».
Творческий показ, мини-концерт
4
Музыкальная грамота
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа
Наглядные методы: таблицы
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
зачет
5
Формирование сценической культуры
творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, музыкальная страничка
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ,
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы «Музыкальная мозаика»
по вокальному пению
2 год обучения
№
п/п
Название раздела
Формы занятий
Методы, приемы, дидактический материал, техническое оснащение
Формы подведения
итогов
Ввведение
Беседа, показ, практическое задание, диагностика
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, видеомагнитофон, телевизор;
Диагностика первоначальных ЗУН
1
Певческий голос
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие, работа по подгруппам
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Слуховая контрольная, игра, тестирование
2
Вокально-хоровые навыки
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Слуховая контрольная, игра, тестирование класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ
3
Двухголосное пение
Учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала альбома русских композиторов;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон;
Метод аналитической работы
Слуховая контрольная, игра, тестирование класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ, мини-концерты
4
Музыкальная грамота
Беседа, объяснение, показ, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение
Наглядные методы: схема интервалов, таблица гамм;
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон;
Метод аналитической работы
Слуховая контрольная, игра, тестирован
5
Основные жанры фольклора
Отработка навыков народного пения
учебное занятие в форме игры, творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Наглядные методы: демонстрация иллюстративного материала «Русские народные хоры» (Кубанский казачий народный хор, хор им.Пятницкого и т.д.);
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино, микрофон; Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Игровой метод
Метод обучения в сотрудничестве
Народные игры, кроссворды, музыкальная контрольная «Русская народная песня»,
Творческий показ, мини-концерт
6
Элементы хореографии
творческое занятие, беседа, показ, игра, практическое занятие
Словесные методы: рассказ, беседа, музыкальная страничка
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
класс-концерт, контрольное занятие, творческий показ,
Итоговое занятие
учебное занятие в форме игры
Словесные методы: рассказ, беседа, поэтическая страничка
Техническое оснащение: магнитофон, аудиозаписи, музыкальный центр, мини-диски с фонограммами, пианино;
Метод аналитической работы
Вокально-хоровая работа
Игровой метод
Творческий показ, мини-концерт
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 2Заголовок 3!, Знак Знак1