Открытый урок по окружающему миру Смена дня и ночи 2 класс
Конспект урока
по окружающему миру для 2 В класса
Тема урока: Смена дня и ночи
Цель: выяснить связь смены дня и ночи с вращением Земли вокруг своей оси, а также помочь им разобраться с последовательностью событий в течение суток.
Задачи урока:
Образовательные:
Актуализировать знания учащихся о форме Солнца и земного шара.
Выяснить, что является причиной смены дня и ночи на Земле.
Исследовать работу прибора «Теллурия».
Развивающие:
Способствовать развитию основных мыслительных операций (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формировать основные компоненты УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные: Воспитывать организованность, дисциплинированность, любовь к оом , стремления к открытию новых знаний.
Личностные результаты:
уважительное отношение к иному мнению;
умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
оценивание поступков в соответствии с определённой ситуацией;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Познавательные:
обучающиеся научатся работать с двумя источниками информации, расширят свой кругозор и обогатят словарный запас;
развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
представлять информацию в виде схемы;
выявлять сущность, особенности объектов;
на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
ориентироваться на развороте учебника;
находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
работать по алгоритму; смогут сравнивать и оценивать свою работу;
умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
умение составлять план;
познавательная и личностная рефлексия;
Коммуникативные:
научатся высказывать свою точку зрения, работать в группе и паре;
развиваем умение слушать и понимать других;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре и в группах.
Предметные результаты: научатся объяснять и демонстрировать движение Земли вокруг своей оси и его связь между сменой дня и ночи.
Оборудование: глобус, теллурий, ИКТ, учебник, ТПО, карточки для групповой, индивидуальной и парной работы, сигнальные карточки, карточки для оценивания.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I. Мотивация к деятельности.
Психологический настрой.
Начать наш урок я хочу словами французского философа Жан-Жака Руссо:
«Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».
Я желаю вам сегодня на нашем уроке убедиться в правильности этого высказывания.)
Так что нужно делать чтоюы ставить и добиваться этих целей.
Что мы делаем в начале урока, что ставим перед собой?
Приветствие.
отвечают на вопросы в ходе беседы
II.Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.
-У вас на партах лежат солнышки. Символом чего является солнце? Вы на каждом этапе урока, будете оценивать себя , закрашивая один лучик: если вам всё было понятно –желтый цвет, нет- красный.
В течения урока я спрошу вас, почему предметом оценивания является солнце сегодня. лучик
Сейчас отгадайте загадку:
Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра, наоборот, Спать немедленно зовет.(День и ночь)
(у доски. Делим картинки по группам.)
Следовательно, какая тема урока?
Ребята! Чем день отличается от ночи?
(днём светит солнце, поют птицы, а ночью на небе луна, звёзды, природа замирает)
Почему днём светло? (потому, что на небе солнце)
Почему ночью темно? (на небе нет солнц
К вечеру умирает, по утру оживает. (день)
Подходить к дому стала С неба солнце украла. (ночь)
Объясняют свой выбор
Поиск решения
Прогнозирование
III. Постановка учебной задачи
Проблемный диалог
Нам нужно определить основной вопрос урока.
Ребята! Рассмотрите на экране слайд.
Какое время суток на ней изображено?
Чем занят папа?
(Поздний вечер, близится ночь, по телевизору папа с Мишей смотрят прямую трансляцию футбольного матча).
Прочитайте реплику Лены.
Что же получается: в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день? (что вы знаете про Америку? столица ВАШИНГТОН. На каком языке говорит этот народ?)
-Какие вопросы возникают?
-какие мы можем перед собой поставить цели?
Лучик
Что мы никогда не увидим ночью на небе? (солнце)
Что представляет собой Солнце?
(Солнце – центральное тело Солнечной системы.
Солнце – ближайшая к Земле звезда – огромное раскалённое космическое тело).
Анализируют картинки, выбирают нужную
Определяют последовательность
Вывешивают на доску
Объясняют последовательность
IV.Проектирование и фиксация материала.
Давайте еще ближе познакомимся солнцем. Откроем ТПО с.36 № 13
Что представляет собой Земля?
(Земля это планета Солнечной системы.) МНОГОЗНАЧНОЕ СЛОВО. Какие еще значения имеет земля.?
Чем они между собой связаны?(солнце и земля)
Прочитайте определение в словаре Ожегова.
Даю книгу хорошо читающему ребёнку.
-работа по учебнику
Как называется эта игрушка? (волчок)
видеоролик
Что общего у планеты Земля и волчка ?
(Земля тоже вращается вокруг своей оси, только у волчка ось настоящая, а у Земли – воображаемая)
Что это за предмет? (глобус)
Что такое глобус? (модель земли)
Глобус тоже может вращаться вокруг своей оси.
За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси?
(Полный оборот она делает за 24 часа (или за сутки), а если быть точнее за 23 часа 56 минут)
Демонстрация вращения Земли
Как вы думаете, что больше Земля или Солнце?
Отвечают на вопросы
Определяют тему урока, цель
Размышление
V. Первичное закрепление внешней речи.
Наши предки не могли знать большое солнце или маленькое. Оказывается, если нарисовать Солнце размером с крупный апельсин, то Земля окажется размером с маковое зёрнышко.
И масса Солнца тоже огромна. Для того, чтобы уравновесить воображаемые весы, на одну чашу надо положить Солнце, а на другую чашу весов 330 тысяч таких планет, как Земля.
Лучик
Вывод(солнце больше , чем Земля)
(слайд)
Работа в группах: посмотрите на слайд _Очем он вам говорит. Что мы будем делать? Какие вы знаете правила работы в группах.
-картинки в конвертах(дети составляют пазлы)
(называют , что подучилось у каждой группы и вешаем на доску.)
-Как вы думаете связаны ли времена года как –то с солнцем и расположением нашей планеты.
--как выдумаете чем?
(теллурий) лучик
Ребята! Посмотрите на этот прибор.
Кто из вас знает, как он называется?
Теллурий Прочитаем слово хором.
Вы сегодня должны раскрыть тайну, почему на этот урок я принесла именно этот прибор. (включаю теллурий)
Я хочу выслушать ваши мнения.
Какие предположения? (Модель Земли и Солнца, теллурий изображает как вращается Земля, относительно Солнца)
Что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси? (смена дня и ночи)
Кто может показать, где находится на глобусе Москва? (отмечаю флажком)
Где Америка? (показываю опыт)
Когда эта часть Земли освещена, то на противоположной стороне - ночь.
Почему происходит смена дня и ночи? (Земля вращается вокруг своей оси)
Поскольку Земля вращается, Солнце освещает то одну, то другую её половину.
Рассматривают прибор
Анализируют
Исследуют
Докладывают
Предположения
Физминутка
Тихо встали.
(физ. минутка под музыку «Солнышко жгучее»)
ДЕНЬ и НОЧЬ
Выполняют физминутку.
V. Первичное закрепление внешней речи
(продолжение)
В Индии зима - это время жестокой засухи, от которой страдает все живое. В это время дуют зимние муссоны - с суши на море. Весной, муссоны меняют направление, они начинают дуть с моря на сушу, приносят с собой влагу, обильную, напитывают влагой высохшую, жаждущую землю. Природа оживает. Наступает сезон дождей. А дожди там льют как из ведра - не отдельными струями, а сплошным потоком! (Бабаев )
Мало отличаются друг от друга времена года на Крайнем Севере - в Арктике, или на Крайнем Юге - в Антарктике. Там всегда стоит зима. Настоящего тепла никогда не бывает, и снег только кое-где оттаивает сверху, обнажая мерзлую землю. Отличие зимы от лета заключается в количестве света, а не тепла. Весной и летом Солнце ходит по небу круглыми сутками, не опускается за горизонт, но лучи его хотя светят хорошо, а греют плохо: они падают косо, как бы скользят по поверхности.(Милена)
Давайте представим, как изменился бы наш мир, если вращение Земли прекратилось? СЛАЙД
Ответить на этот вопрос вам поможет иллюстрация в учебнике.
На той части Земли, которая будет освещаться солнцем - будет очень жарко, будет недостаток питьевой воды;
На той части Земли, которая не будет освещена солнцем – будет очень холодно, не будут расти растения, будет длинная ночь.
Лучик
Поднимите руки, кто из вас любит загорать, резвиться на солнышке?
А какие правила надо соблюдать, когда мы загораем?
Сейчас у нас вами тоже будет такая возможность.
Читают подготовленные ученики.
VI.Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (дифференцированный подход)
Самостоятельная работа на листочках (дифференцированный подход)
Лучик
Самостоятельно работают на карточках (разноуровневые)
VII.Включение в систему знаний.
Просмотр ролика
Работа в парах.
(собираем пословицы)
Даем их объяснение. (слайд)
Лучик
Анализируют свою работу.
Работа в парах.
VIII. Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание.
Давайте вернёмся к вопросу, который я задала вам в начале урока.
Почему в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
Почему происходит смена дня и ночи?
(Земля вращается вокруг своей оси)
Лучик
-Чему мы научились на уроке?
-какие мы ставили в начале урока перед собой цели?
-Мы смогли их добиться?
Д.З
Отметки
Подводят итоги урока, оценивание. Запись домашнего задания.
Рисунок 215