Конспект урока Смена дня и ночи


Этапы урока Содержание урока Слайд
Орг. момент Здравствуйте, ребята! Меня зовут Олеся Евгеньевна, сегодняшний урок окружающего мира проведу у вас я. Надеюсь, что этот урок вам понравится и поможет в дальнейшем. Слайд 1
Введение в тему Сейчас я вам предлагаю прослушать отрывок из музыкального произведения известного композитора Эдварда Грига. Закройте глаза и постарайтесь нарисовать в своём воображении картину.
- Какая динамика в этом произведении? Мелодия? (динамика постепенно нарастает, повышается, музыка постепенно нарастает, как будто солнце поднимается).
Что вы слышали кроме мелодии? (пение птиц, журчанье ручья).
А когда птицы особенно красиво поют? (утром)
- Какое время суток на ваш взгляд выразил композитор в этой музыке? (утро)
- Если бы вы были художниками, что бы вы изобразили на картине после прослушанного произведения?
Не зря Эдвард Григ назвал прослушанный вами отрывок «Утро».
А теперь посмотрите на известнейшую картину Ивана Шишкина. Что на ней изображено? Какое время суток мы можем увидеть? (утро). Какие краски использовал художник? (светлые).
Можем ли мы сказать, что эти две композиции схожи? (да, и там и там внимание уделяется утру).
А знаете ли вы, как называется увиденная вами картина? ( «Утро в сосновом лесу»).
Скажите, кто-нибудь из вас знает,почему на планете Земля светло? (утром встаёт солнце).
Что такое солнце? Кто мне может рассказать? (доклад ученицы).
За каждый правильный ответ я буду выдавать вам солнышко, символ нашего урока, и в конце урока вы сможете оценить себя самостоятельно.
Давайте вспомним, с какой стороны света восходит солнце? (на востоке).
Что такое восток? (сторона света).
Какие стороны света вы знаете? (север, юг, восток и запад).
Покажите, где солнце встаёт.
В какой стороне света солнце заходит? (на западе).
Что происходит,когда солнце заходит? (наступает ночь).
Как определить, что наступила ночь? (становится темно).
Назовите причину смены дня и ночи. (земля вращается)
Для чего нам это нужно знать?
Многим профессиям необходимо это знать. Для чего, как вы думаете им это нужно? Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Распределяют на доске розу ветров.
Слайд 5
Сообщение темы урока. Вы наверное уже догадались о теме нашего урока. Кто может её назвать? Слайд 6
Актуализация знаний. Работа в парах. Сейчас я предлагаю вам  выполнить задание в паре:
У вас на столах лежат карточки.
Подчеркните явления, которые происходят днём.
Подчёркните явления,  которые происходят ночью.
Вариант 1.
Подчеркни  явления, которые происходят днём.
поют птицы
вылетают совы и летучие мыши
закрываются цветы, складываются листья
летают яркие бабочки
летают мотыльки и ночные бабочки
распускаются цветы
Вариант 2.
Подчеркни  явления, которые происходят ночью.
поют птицы
вылетают совы и летучие мыши
закрываются цветы, складываются листья
летают яркие бабочки
летают мотыльки и ночные бабочки
распускаются цветы
Проверка с доски.
Слайд 7,8
Проблемный диалог. Ребята! Рассмотрите иллюстрацию на доске.
- Какое время суток на ней изображено?
- Чем заняты папа и Миша?
 (Поздний вечер, близится ночь, по телевизору папа с Мишей смотрят прямую  трансляцию футбольного матча).
- Прочитайте реплику Лены.
Что же получается: в одно и то же время у нас в России ночь, а в Америке – день?
- Почему так происходит? (Земля обращается к Солнцу то одной, то другой стороной. Сначала в Америке будет день, а у нас ночь. Потом наоборот.)
Слайд 9
Совместное «открытие»знаний Все живые существа различают день и ночь. Мы легко можем сказать, какое время суток сейчас? (утро) а когда мы ложимся спать? (вечер, ночь). Мы чувствуем время, даже не глядя на часы.
- Что мы никогда не увидим ночью на небе? (солнце)
- Что представляет собой  Солнце?
 (Солнце – ближайшая к Земле звезда).
- Что представляет собой  Земля?
(Земля — это планета Солнечной системы.)
Слайд 10
Физ. минутка
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо так хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Солнце вышло из-за тучки,Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)Руки в стороны потомМы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)Мы закончили разминку.Отдохнули ножки, спинки.
Слайд 11
Открытие нового - Что это за предмет у меня в руках? (глобус)
- Что такое глобус? (модель земли)
Вы говорили, что планета Земля вращается. Вокруг чего? (вокруг своей оси).
Какая ось у Земли? Настоящая или воображаемая? (воображаемая).
Глобус тоже  может вращаться вокруг своей оси. У него какая ось? (настоящая).
Сейчас мы сможем увидеть как происходит смена дня и ночи.(выходят два ученика, один держит глобус, второй светит на него фонариком).
Солнце освещает только ту половину земного шара, на которую попадают лучи. Там где теневая сторона – стоит ночь. Земля постоянно находится в движении, она никогда не останавливается, поэтому день сменяется ночью, а ночь - днём.
Там где светит солнце, какое время суток? (утро, день)
Вы изучили единицы измерения длины. Назовите их? (см., дм., м)
А какую единицу измерения веса вы знаете? (кг.)
А можно ли измерить день?????
У времени тоже есть свои единицы измерения.
Можете их назвать?
Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Назовите наименьшую единицу измерения времени. Следующую за ней…
Сколько в минуте секунд? (60)
Сколько в 1 часе минут? (60)
Есть ещё одна единица измерения времени, я её повторяла несколько раз в течение урока. Кто был внимательным, сможет легко с помощью моей подсказки назвать это слово. (сутки)
Кто знает, чему равны сутки? 1 сутки равны 24 часам. Мы можем сказать , прошёл день или прошли одни сутки.
Напомните мне пожалуйста, с чего начинаются сутки? (с утра)
А чем заканчиваются? (ночью)
За сколько часов Земля сделает полный оборот вокруг своей оси?
Полный оборот вокруг своей оси земля совершает за 24 часа, то есть за сутки.
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Закрепление нового Сколько полных оборотов вокруг своей оси сделает наша Земля за день? (1 оборот), за неделю? (7 оборотов) за две недели? (14 ) за месяц?(30-31 оборот).
Почему?(в неделе 7 дней).
 Представьте, если бы Земля не вращалась или перестала бы вращаться вокруг своей оси. Чтобы произошло? (Одна бы сторона всё время была бы повёрнута к Солнцу, а другая – нет.)доклад ученика.
Работа с тетрадью.
(самостоятельная работа)
Открыли тетрадь с . 16  №1. (3?)
Рассмотрите рисунки.
Соедините стрелкой каждое из изображений Лены и Миши с местом на земном шаре, где они находятся в это время суток.
Работа на карточках.
Слайд 19
Слайд 20
Итог урока В течение всего урока мы говорили о том, для чего день сменяет ночь, кому это необходимо, подтверждали свои находки.
Так почему же происходит смена дня и ночи?
(Земля вращается вокруг своей оси)
Чем отличается день от ночи?
За какое время земля совершает полный оборот? (24 часа, то есть за сутки).
Откройте учебник на стр. 52 и прочтите вывод нашего урока в оранжевой рамке. Какие слова нам нужно запомнить? (день, ночь, сутки).
А теперь подсчитайте сколько у вас солнышек и оцените себя.
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за внимание! Слайд 21
Домашнее задание Откройте дневники, запишите домашнее задание.
Дома вы будете выполнять задание в рабочей тетради на с. 17 №4,5.
Слайд 22
Окружающий мир, 2 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока: Смена дня и ночи
Тип урока: урок изучения нового и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
Обеспечить усвоение детьми связи между  сменой дня и ночи и  вращением Земли вокруг своей оси,
Способствовать формированию ключевых компетентностей (познавательной, информационной, коммуникативной)
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с вращением Земли вокруг своей оси,  как причиной смены дня и ночи.
Актуализировать знания о явлениях природы.
Развивающие:
Способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развивать умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Формировать основных компонентов УУД (умение ставить учебную задачу, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
Содействовать познанию мира.
Формировать навыки самоанализа.
Технологии: игровая, информационная, развивающая, проблемная (выбор оптимальной модели обучения для данных конкретных условий).
Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические, (выполнение учащимися практических действий)
Оборудование: 
презентация Рower Point.
 учебник 2 класс /А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутин/+ тетрадь
глобус,  фонарик
Карточки: с самостоятельной работой.
Раздаточный материал.





С Ю
В З