Конспект урока по познанию мира на тему Смена дня и ночи (1 класс)
Тема: Смена дня и ночи
Предмет: Познание мира
Основные задачи урока:
Обобщить знания о назначении солнца, о земле.
Проводить групповые наблюдения за явлениями природы.
Проводить практическую работу с глобусом и картой.
Наблюдать за изменениями Земли.
Формировать представления о глобусе как модели Земли, о причинах смены дня и ночи, времён года.
Продолжить формирование умений моделировать предметы и явления, обобщать информацию и делать выводы.
Развивать рационально-логическое, наглядно-образное мышление и воображение учащихся.
Учить работать в микрогруппах, создавая ситуацию успешности.
Ход урока
1. Разминка.
2. Повторение.
Повторение знаний о Солнце и Земле.
1 ученик – рассказ о солнце.
Дополнительные вопросы:
Что такое природа?
Назови признаки живой природы.
2 ученик – рассказ о земле.
Как вести себя во время грозы?
Назови органы чувств.
3 ученик – рассказ о том, как представляли люди землю в древности.
Назови пословицу о здоровье, чистоте.
Как беречь глаза?
4 ученик – рассказ о форме Земли.
Как беречь уши.
Назови предметы неживой природы.
3. Актуализация знаний.
Работа по книге
- Что изображено на рисунках?
- Наблюдали ли вы такие явления?
На смену тёмной ночи встало утро,Прозрачное, умытое росой,Всё выше солнце – вот и деньА вечер уж за ним шагает словно тень.
- О чём стихотворение? Знаете ли вы почему происходит смена дня и ночи?
На странице 18 прочитайте рассуждения ребят.
- С кем вы согласны?
Отгадайте загадку:
На ноге стоит одной,Крутит-вертит головойНам показывает страны,Реки, горы, океаны. (Глобус.)
- Что такое глобус?
- Для чего нужен глобус?
Изготовление моделек глобусов из пластилина.
Чтение текста на стр. 18.
Показать на моделях Северный и Южный полюса, экватор, Северное и Южное полушария.
Наблюдение на теллурии смены дня и ночи.
Просмотр презентации «Смена дня и ночи»
- Почему же день сменяет ночь?
Работа на карте с карточками УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ. Расположить карточки на карте.
Физкультурная минутка «Делай так».
4. Актуализация знаний.
Решите задачу: что взять с собой?
У Лены с Мишей зимние каникулы. Родители отправляют их в путешествие. Миша летит в Австралию с папой, а Маша с мамой в Санкт-Петербург. Соберите в сумки необходимые им вещи.
Детям предлагается список вещей: купальник, пляжные тапочки, плавки, очки от солнца, солнцезащитный крем, шорты, футболка, пальто, сапоги.Выслушиваются ответы детей:
1 группы: вещи для Лены.2 группы: вещи для Миши.
- Одинаковый ли набор вещей для Лены и Миши?
- Почему получились разные сумки?
- Почему на Земле в одно и то же время в С-Петербурге зима, а в Австралии – лето?
- Что мы не знаем?
- Что же сегодня на уроке мы будем узнавать?
5. Тема: Смена времён года.
Работа с теллурием.
- Почему происходит смена времён года?
6. Кроссворд.
Обернулась в лёд водаПерестал медведь реветь:В спячку впал в бору медведь.Кто скажет, кто знает,Когда это бывает? (Зима.)
Я раскрываю почкиВ зелёные листочки,Деревья одеваю,Посевы поливаю. (Весна.)
Я соткано из знояНесу тепло с собоюЯ реки согреваю,«Купайтесь!» – приглашаю. (Лето.)
Несу я урожаиПоля вновь засеваюПтиц к югу отправляюДеревья раздеваю. (Осень.)
(День летнего солнцестояния, зимнего солнцестояния, равноденствия осеннего и весеннего.)
7. Работа в рабочих тетрадях.
Стр. 25, № 13.
- Как вы думаете? Везде такие сезоны?
Рассказ Маши Петровой про сезоны.
Книга, откуда взят материал.
8. Итог.