МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Дисциплина «Административная география»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Дисциплина «Административная география»

для специальности 210801.01 Оператор связи
(код по ОКСО)

























Москва 2014 год


ОДОБРЕНА
Предметной (цикловой) комиссией преподавателей БЖ, ОТ и физическая культура



Протокол № ______

от «___»______________2014г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования
210801.01 Оператор связи







Председатель предметной (цикловой) комиссии

______________ /А.А. Шпильков/
Подпись Ф.И.О.



Заместитель директора по УМР


______________ / И.Г. Бозрова/
Подпись Ф.И.О.






Составитель: Крот Николай Николаевич, преподаватель 1 категории
ГБОУ СПО КС № 54





















СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка________________________________________4
Перечень практических работ__________________________________7
Практические работы_________________________________________8










































Пояснительная записка

Методические указания к практическим работам по курсу «Административная география» для обучающихся по профессии 210801.01 Оператор связи составлены на основе Рабочей программы учебной дисциплины «Административная география» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО. Практические занятия по дисциплине «Административная география» являются одной из форм учебного занятия, составной частью учебного процесса, направленной на приобретения ими умений и навыков:
давать характеристику географического положения России, определять крайние точки, часовые пояса;
использовать в своей профессиональной деятельности политико-административную карту России, административную карту региона.
В свою очередь, методические указания являются необходимой частью модульного образования и предполагают поэтапное выполнение определенных видов работ, направленных, в конечном итоге, на выполнение практических заданий по дисциплине «Административная география» для подготовки специалистов в соответствии с ФГОС в рамках общепрофессиональной учебной дисциплины в объёме - 45 часов. При этом на каждую практическую работу, отводится время, определённое в календарно-тематическом планировании, основанном на рабочей программе и учебном плане колледжа. Методические указания обозначают перед учащимися цели и задачи, содержат материалы для полноценного выполнения заданий и изучения курса, а так же примеры и такие виды отчётности обучающихся, как контрольные вопросы, позволяющие оценить степень овладения навыками, и сама выполненная практическая работа.
Цель и задачи практических занятий: приобретение специалистами практических навыков, необходимых для решения вопросов, связанных с профессиональной деятельностью.
Основные этапы подготовки и проведения практических занятий:
1. Подготовка к практическому занятию:
2. Получение инструкций по выполнению практического задания
3. Выполнение практического задания
4. Представление отчета о проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по работе.
Практическая работа заключается в выполнении студентами, под руководством преподавателя, комплекса учебных заданий направленных на усвоение научно-теоретических основ учебного предмета, приобретение практических навыков овладения методами практической работы с применением современных информационных и коммуникационных технологий. Выполнения практической работы студенты производят в электронном (письменном виде) и т.д.. Отчет предоставляется преподавателю, ведущему данный предмет, в электронном и печатном виде.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов.
2. Правила выполнения практических работ:
Студент должен прийти на практическое занятие подготовленным к
выполнению работы.
Студент, не подготовленный к работе, не может быть допущен к ее
выполнению.
Каждый студент после выполнения работы должен представить отчет о
проделанной работе с анализом полученных результатов и выводом по
работе.
Отчет о проделанной работе следует делать на листах формата А4 с одной стороны листа. Содержание отчета указано в описание практической работе.
В заголовках граф таблиц обязательно проводить буквенные обозначения величин и единицы измерения в соответствии с ЕСКД.
Расчет следует проводить с точностью до двух значащих цифр.
Исправления выполняются на обратной стороне отчета. При мелких
исправлениях неправильное слово (буква, число и т.п.) аккуратно зачеркивают и над ним пишут правильное пропущенное слово (буква, число).
Вспомогательные расчеты можно выполнить на отдельных листах, а при необходимости на листах отчета.
Если студент не выполнил практическую работу или часть работы, то он может выполнить работу или оставшуюся часть внеурочное время, согласованное с преподавателем.
Оценку по практической работе студент получает, с учетом срока
выполнения работы, если:
- расчеты выполнены правильно и в полном объеме;
- сделан анализ проделанной работы и вывод по результатам работы;
- студент может пояснить выполнение любого этапа работы;
- отчет выполнен в соответствии с требованиями к выполнению работы.
Зачет по практическим работам студент получает при условии выполнения всех предусмотренных программой работ после сдачи отчетов по работам при удовлетворительных оценках за опросы и контрольные вопросы во время практических занятий.
В результате освоения дисциплины и выполнения практических заданий на основе требований ФГОС обучающийся должен уметь:
- давать характеристику географического положения России, определять крайние точки, часовые пояса;
- использовать в своей профессиональной деятельности политико-
административную карту России, административную карту региона.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- географическое положение России;
- административно-территориальное деление Российской Федерации
(субъекты федерации, их внутреннее административно- территориальное устройство);
- классификацию стран (формы правления, административно-
территориальное устройство);
- международные почтовые организации (Всемирный почтовый союз,
Совет почтовой эксплуатации, Региональное содружество в области связи).
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете спецтехнологии по профессии «Оператор связи».
1. Основное оборудование
- Стол ученический
- Стул
- Стол компьютерный
- Стол учительский (компьютерный)
- Доска ученическая магнитная
2. Материалы
- географические атласы.
3. Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- комплект географических карт.
- экран
4. Дидактические материалы:
Комплекты раздаточного материала по всем темам курса
Дидактические папки по темам курса
5. Экранно-звуковые пособия:
презентации по темам курса
электронные плакаты
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
1. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
2. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Дополнительные источники:
электронные учебники, географические карты.
Интернет-ресурсы:
http://bibliotekar.ru/regionalnaya-economika/index.htm
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Перечень практических работ.
№ занятия

Наименование практической работы
Кол-во часов
Стр.

Тема 1.1. Экономико-географическая характеристика РФ
4


1.
Практическое занятие №1
Выделение часовых поясов РФ на контурной карте.
1
8

2.
Практическое занятие №2
Сравнительная характеристика по картам географического положения одного из регионов России
1


3.
Практическое занятие №3
Обозначение границ, пограничных государств, нанесение координат крайних точек РФ на контурной карте.
2


Тема 1.2. Административно-территориальное деление России
6


4.
Практическое занятие №4
Обозначение на контурной карте субъектов РФ и их административных центров
2


5.
Практическое занятие № 5
Составление систематизирующей таблицы «Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ»
2


6.
Практическое занятие № 6
Создание презентации по теме Изменение административно-территориального деления России
2


Тема 2.1. Политико-административное и административно-территориальное устройство зарубежных стран
8


7.
Практическое занятие № 7
Сравнение политико и экономико-географического положения зарубежных стран и стран СНГ
2


8.
Практическое занятие № 8
Обозначение в рабочей тетради государственных территорий с международным и смешанным режимом.
2


9.
Практическое занятие № 9 Обозначение в рабочей тетради регионов, где применяется переход на летнее время, где переход был отменен, и где перехода никогда не было.
2


10.
Практическое занятие № 10 Региональное содружество в области связи (РСС).
2



Всего:
18














Тематика практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Выделение часовых поясов РФ на контурной карте.
Цель занятия: Развивать навыки работы с картой часовых поясов. Определить уровень знаний, умений по изученной теме.
Вид занятия: практическое занятие
Продолжительность занятия – 45 минут.
Задачи:
Определить положение России на карте часовых поясов.
Определить разницу во времени по карте часовых поясов
Приводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения.
Формировать умение работать с картой.
Объект исследования – Россия на карте часовых поясов: поясное, декретное время, летнее, зимнее время, линия перемены дат.
Основное содержание: Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат. Способы действия учащихся: работать с картой часовых поясов и текстом, решать простейшие задачи по карте часовых поясов для ориентации во времени и пространстве. Ценностный компонент урока: значимость умения работать с картой часовых поясов для каждого человека и хозяйства страны. Ход занятия: По тексту учебника выясните, что такое местное солнечное время, поясное время и часовые пояса, по предложенному рисунку ознакомиться с картой часовых поясов мира и установить положение России на этой карте. Определение разницы во времени отдельных территорий
Вариант 1.
1) Определите местное время в городах Санкт-Петербург, Владивосток, Тула, Новосибирск и Калининград, если в Москве 12 часов 00 минут.
Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Омске, Москве, Норильске, Анадыре и Екатеринбурге, если в Красноярске 19 часов 15 минут.
Вариант 2.
1) Определите местное время в городах Калининград, Уэлен, Екатеринбург, Москва, Иркутск, если в Омске 18
часов 00 минут. Все расчёты запишите в тетрадь.
2) Определите поясное время в Чите, Мурманске, Якутске, Самаре и Петропавловске-Камчатском, если в
Красноярске 10 часов 20 минут
Для определения местного времени необходимо:
1. Определить меридиан пункта, время которого нам известно;
2. Определить меридиан пункта, время которого необходимо найти;
3. Определить расстояние в градусах между двумя пунктами;
4. Определить разницу во времени ( в минутах ) и при необходимости перевести в часы и минуты;
5. Определить местное время искомого пункта: для этого, если пункт, время которого необходимо
определить, находится к востоку о пункта, время которого нам известно, то разница во времени
прибавляется, а если к западу - то вычитается.
Например:
Нам известно, что в Самаре 12 часов 00 минут. Необходимо определить местное время в Магадане.
1. меридиан Самары - 51є в.д.;
2. меридиан Магадана - 151є в.д.;
3. расстояние в градусах: 151є - 51є = 100є
4. разница во времени: 100є Ч4ґ = 400ґ = 6 часов 40 минут;
5. местное время в Магадане: 12 часов 00 минут + 6 часов 40 минут = 18 часов 40 минут
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Название работы
Цель работы
Ответ на вопросы.
Контрольные вопросы
1. В скольких часовых поясах располагается Россия? В каком часовом поясе расположена ваша местность (область, республика, край)? 2. Что такое местное солнечное время? 3. Для чего необходима карта часовых поясов? Какие особенности характерны для карты часовых поясов? 4. Определите время в Анадыре, Красноярске, Омске, если в Москве 12 ч, 20 ч, 24 ч. 5. На сколько часов и в каком направлении необходимо перевести стрелки часов, если мы перелетаем из II часового пояса в VII, IX?
Литература
1. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
2. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Практическое занятие № 2

Тема: Сравнительная характеристика по картам географического положения одного из регионов России

Цель занятия: получение практических навыков в проведении аналитической работы на основе картографических и статистических данных субъектов Федерации.
Вид занятия: Работа с политико-административной и географической картой РФ.
Продолжительность занятия – 45 минут.
Объект исследования Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.
Задачи:
Выявление на основе анализа карт особенностей географического положения макрорегиона
Оценивание положительных и отрицательных сторон географического положения Центральной России и Европейского Северо-Запада.
Выявление и анализ условий для развития хозяйств
Задание
Используя карты атласа, охарактеризуйте географическое положение заданного вам региона России по следующему плану:
В процессе практического занятия заполняется т а б л и ц а:
Показатели
Центральная Россия
Европейский Северо-Запад

1) Положение региона на карте России.



2) Размеры территории.



3) Вид региона по географическому положению.



4) С какими странами и с какими регионами России и где граничит?



5) Какими морями каких океанов и где омывается регион?



6) Особенности географического положения.



7) Положение региона относительно важнейших транспортных путей.



8) Вывод о географическом положении региона.



Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Название работы
Цель работы
Ответ на вопросы.
Контрольные вопросы
1. Назовите изменения, которые произошли в географическом, геополитическом и геоэкономическом положении России.
2. Каковы особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
3. Какие основные географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

























Практическое занятие № 3

Тема: Обозначение границ, пограничных государств, нанесение координат крайних точек РФ на контурной карте.
Цель занятия:
Выявить географическое положение России. Оценить место России среди других государств мира. Формировать умение показывать границы России и пограничные государства.
Определять и наносить координаты крайних точек РФ на контурной карте
Вид занятия: практическое занятие
Продолжительность занятия – 90 минут.
Основное содержание: Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других стран мира. Государственная граница России. Ход занятия: 1. Обведите границу России.
2. Астрономические границы проводятся по линиям градусной сети параллелям и меридианам. Обозначьте границы Российского сектора Арктики, подпишите названия архипелагов и островов, которые в нем находятся.
3. Орографические границы проходят по горным хребтам. Подпишите названия гор и рек, по которым проходит граница России.
4. Гидрографические границы по рекам и озерам.
5. Обведите морские границы России с США и Японией. Морские границы также могут быть отнесены к гидрографическим.
6. Протяженность территории Российской Федерации
7. Обозначьте крайние точки России и их географические координаты.
8. По градусной сети карты рассчитайте протяженность территории России с севера на юг по 50° в.д. и по 120° в.д. и с запада на восток по 70° с.ш. и по 50° с.ш.
9. По карте определите, на каком расстоянии от морей Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океанов находятся города: а) Пермь; б) Красноярск.
Заполните таблицы и ответы на вопросы.
Таблица 1
Особенности географического положения России
Следствие выделенных особенностей географического положения




Таблица 2
Преимущества большой территории
Недостатки большой территории





Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Название работы
Цель работы
Ответ на вопросы.
Контрольные вопросы
1. Покажите на карте границы России и пограничные государства. 2. Покажите на физической карте крайние точки России и установите их географические координаты. 3. Докажите, что Россия самое большое государство в мире. 4. Выявите особенности географического положения России.
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].





















Практическое занятие № 4

Тема: Обозначение на контурной карте субъектов РФ и их административных центров
Цель занятия: развитие умения работать над литературными, картографическими, статистическими материалами и библиографическими указателями.
Вид практического занятия: Работа с политико-административной картой РФ.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Задачи:
1. Обозначить на контурной карте субъекты РФ со столицами и
областными центрами.
2. Обозначить административные центры субъектов РФ.
3. Знать административно – территориальное и политико –
административное деление. Называть субъекты РФ и их столицы.
4. Знать объекты , связанные с географическим положением, определять
специфику географического положении и административно –
территориального устройства.
Методические указания к занятию:
1. Статистический материал является органической частью работы и должен базироваться на последних данных текущих лет, взятых из статистических ежегодников или статистических сборников. Показатели прежних лет носят сравнительный характер для отображения динамики развития.
Задания
1. Составить список субъектов, входящих в предложенный федеральный округ.
2. Определить субъекты с наименьшими и наибольшими показателями ВРП и выбрать оптимальный масштаб (например, масштаб: в 1 клетке – 10 млрд рублей).
3. На основе статистического материала произвести расчеты и результаты отразить в следующей таблице.
Таблица 1
Субъект ФО

Административный центр
ВРП,
в млн руб.
ВРП/масштаб
Численность
населения

ВРП/душу
населения


1

2
3
4
5








3. Обозначить на контурной карте по показателю ВРП (выраженному через масштаб, т. е. определенным количеством клеток) так, чтобы контуры субъектов максимально напоминали действительное их очертание и отражали реальное соседство между субъектами федерального округа.
4. Показатель ВРП на душу населения отразить на карте цветом, т. е. произвести типологию регионов по этому показателю, выделив богатые, средние и бедные регионы. Цвет, которым отражается ВРП на душу населения, должен изменяться в зависимости от величины показателя, например бедные регионы раскрасить желтым цветом, средние – оранжевым, богатые – красным.
5. Обозначить на карте административные центры субъектов РФ
Контрольные вопросы
1. Назовите соседей республики Якутия.
2. Какие республики находятся на Северном Кавказе?
3. С какими странами граничит республика Бурятия?
4. На территории какого края расположена республика Адыгея?
5. С какой страной граничит Челябинская область?
6. Какая автономная область находится на границе с Китаем?
7. Каким морем омывается республика Дагестан?
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Название работы
Цель работы
Ответ на вопросы.
Литература
1. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
2. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].















Практическое занятие № 5

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Политические и экономические права и обязанности субъектов РФ»

Цель занятия: исследовать основы конституционно-правового статуса субъектов РФ.
Вид практического занятия: Работа с конституцией, политико-административной картой РФ
Продолжительность занятия – 90 минут.
Задачи:
1. Проанализировать элементы конституционно-правового статуса
субъектов РФ;
2. Рассмотреть юридическое выражение конституционно-правового
статуса субъектов РФ.
Объект исследования – конституция РФ конституция РФ.
Задание:
1. Рассмотреть принципы образования территории субъектов РФ:
территориальный принцип;
национальный принцип;
национально-территориальный (смешанный) принцип.
2. Определить виды субъектов РФ.
3. Классифицировать субъекты РФ по признакам:
не обладают государственным суверенитетом;
не имеют права на самоопределение в силу принципа
территориальной целостности РФ;
статус граждан РФ одинаков на всей территории РФ независимо
от субъектов РФ, в котором проживает гражданин;
осуществляют полномочия в соответствии с федеральным
законодательством;
все субъекты РФ равноправны.
На основе собранного материала заполните таблицу.
Таблица 1.
№ п/п
Вид субъекта РФ
Особенности конституционно-правового статуса субъекта
Статьи Конституции РФ, содержащие соответствующие положения.


Методические указания к занятию:
1. Статистический материал является органической частью работы и должен базироваться на последних данных текущих лет, взятых из статистических ежегодников или статистических сборников. Показатели прежних лет носят сравнительный характер для отображения динамики развития.
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Название работы
Цель работы
Ответ на вопросы.
Контрольные вопросы
1. Покажите на карте границы России и пограничные государства. 2. Докажите, что Россия самое большое государство в мире. 3. Выявите особенности географического положения России.
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

























Практическое занятие № 6

Тема: Создание презентации по теме «Изменение административно-территориального деления России».

Цель работы: развитие умения работать над литературными, картографическими, статистическими материалами.
Вид занятия: практическое занятие.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Задание.
1. создать презентацию, отражающую изменение административно –территориального деления России.
2. составить текст доклада к презентации.
Предмет: анализ истории изменения административно-территориального деления России.
Объект: Конституция РФ, статистические материалы.
Методические рекомендации:
Подготовка презентации предполагает следующие пошаговые действия:
1. Разработка структуры презентации
2. Создание презентации в Power Point
3.. Защита презентации
Презентация должна полностью соответствовать тексту вашего доклада:
в первую очередь Вам необходимо составить сам текст доклада,
во вторую очередь – создать презентацию.
Структура презентации:
Структура презентации должна соответствовать структуре доклада:
1. Титульный слайд (1 слайд)
2. Актуальность темы дипломного проекта (1-2 слайда)
3. Цель и задачи дипломного проекта (1-2 слайда)
4. Методы решения задач (1-10 слайда)
5. Результаты решения задач (1-10 слайда)
6. Личный вклад дипломника в решение задач (1 слайд)
7. Финальный слайд (1 слайд)
Рекомендации к составлению презентации (Power Point)
1. Не перегружайте слайд информацией, рекомендуемая норма 12-15 слов;
2. Не используйте изображения с низким качеством;
3. Используйте одинаковое оформление в ходе всей презентации;
4. Для фона и цвета применяйте контрастные цвета;
5. Используйте не более трех цветов на слайде: 1 – фон, 2 – заголовок, 3 – текст;
6. Рекомендуемый шрифт для заголовка не менее 24 пт., для основного текста – не менее 20 пт.;
7. На всех слайдах выбирайте одинаковый тип и размер шрифта для текста;
8. Не перегружайте презентацию анимационными и звуковыми эффектами;
9. Не располагайте текст на изображении;
10. Текст на слайдах должен быть простым и содержать ключевые данные, которые должны быть вами раскрыты;
11. Размер презентации должно составлять 20-30 слайдов.
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Разработанная презентация.
Текстовая часть доклада.
Ответ на вопросы.
Контрольные вопросы
1. Покажите на карте границы Федеральных округов России.
2. Покажите на карте субъекты Центрального Федерального округа России. 3. Покажите на карте края РФ.
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



















Практическое занятие № 7

Тема: «Сравнение политико и экономико-географического положения зарубежных стран и стран СНГ»
Цель занятия: умение работать с источниками информации, в том числе интернетом, поиск статистических данных об экономическом развитии сравниваемых стран, выработка умения анализировать найденный материал.
Вид занятия: практическое занятие
Продолжительность занятия – 90 минут
Задачи:
1. Выбор сравниваемых стран и определение их географического положения на карте мира.
2. Поиск и определение сравниваемых экономических показателей.
Объект исследования – зарубежные страны и страны СНГ.
Методические указания к занятию:
Понятие «политико-географическое положение какой-либо страны» означает положение ее по отношению к другим государствам, проводящим миролюбивую политику, или к очагам международной напряженности, международным союзам, к районам региональных конфликтов, к военным базам. Это понятие родственно понятию «экономико-географическое положение», так как политика и экономика тесно связаны между собой. Под экономико-географическим положением понимают положение страны, района, населенного пункта относительно торговых путей, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков, а также положение их относительно транспортных путей.
На отдельных этапах истории экономико-географическое положение оказывало заметное влияние на развитие отдельных государств. Так, в свое время считалось, что причиной отсталости Германии является ее удаленность от Атлантического океана, который признается главным путем мировой торговли. По мере развития общественного производства страна становится менее зависимой от природных факторов, поэтому экономико-географическое положение изменяется и зависит от развития транспорта, торговли, международных связей.
Экономико-географическим положением нельзя объяснить отсталость одних стран и процветание других. Например, Япония, изолированная от США и стран Западной Европы, занимает очень видное место в мировом хозяйстве. Но неблагоприятное экономико-географическое положение все же оказывает влияние на развитие страны. Например, страны, лишенные выхода в Мировой океан, несут большие финансовые расходы по транспортировке грузов. Сходные трудности испытывают и островные государства, лежащие в стороне от важнейших морских дорог: Сейшельские острова, Маврикий и др.
Задачи
Используя карты атласа, охарактеризуйте географическое положение выбранных вами стран по следующему плану:
Положение по отношению к соседним странам.
Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
Положение по отношению к главным топливно-сырьевым базам, промышленным и сельскохозяйственным районам.
Положение по отношению к главным районам сбыта продукции.
Изменение ЭГП во времени.
Общий вывод о влиянии ЭГП на развитие и размещение хозяйства страны (региона).
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Название работы
Цель работы
Презентационную работу
Контрольные вопросы
1. Покажите на карте страны СНГ.
2. Покажите на карте развитые капиталистические страны. 3. Покажите на карте островные государства.
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].













Практическое занятие № 8

Тема: Обозначение в рабочей тетради государственных территорий с международным и смешанным режимом.

Цель занятия: развитие умения работать над литературными, картографическими, статистическими материалами и библиографическими указателями.
Вид практического занятия: Работа с политико-административной картой мира.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Задачи:
1. Обозначить на контурной карте мира международные территории.
2. Обозначить на контурной карте мира пространства со смешанным
правовым режимом.
3. Обозначить на контурной карте мира территории со специальным
международно-правовым режимом.
Методические указания к занятию:
Территория в международном праве – это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними.
В пределах перечисленных пространств различают:
1. Государственная территория часть земного шара (включая атмосферу), находящаяся под суверенитетом какого-либо государства.
2. Международная территория – это пространство с международным режимом, расположенное за пределами государственных границ, на которое не распространяется суверенитет или юрисдикция ни одного государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с нормами международного права. К международным территориям относятся открытое море и морское дно под открытым морем, воздушное пространство над ним, Антарктика, космическое пространство, Луна и другие небесные тела.
3. Пространства со смешанным правовым режимом – это территории, находящиеся под суверенитетом или юрисдикцией определенного государства, но которые открыты для использования другими государствами в соответствии с международными договорами. К таким пространствам относятся континентальный шельф, исключительная экономическая зона, прилежащая зона, а также отдельные территории, например, остров Шпицберген, Аландские острова.
4. Территории со специальным международно-правовым режимом это территории, находящиеся под суверенитетом определенного государства, но на который распространяются специальные международно-правовые нормы. Например, международные и трансграничные реки, международные проливы и каналы, демилитаризованные зоны, подмандатные, подопечные и несамоуправляющиеся территории и т.д.
Задания
1. Составить список государств не имеющих морских границ.
2. Составить список государств со смешанным правовым режимом .
3. Составить список государств со специальным международно-правовым режимом.
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Оформленные контурные карты.
3 списка государств согласно задания.
Ответить на вопросы.
Контрольные вопросы:
Что такое территория в международном праве?
Что такое международная территория?
Что такое пространство со смешанным правовым режимом?
Что такое территория со специальным международно-правовым режимом?
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
















Практическое занятие № 9

Тема: Обозначение в рабочей тетради регионов, где применяется переход на летнее время, где переход был отменен, и где перехода никогда не было
Цель занятия: развитие умения работать над литературными, картографическими, статистическими материалами и библиографическими указателями.
Вид практического занятия: Работа с политико-административной картой мира.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Задачи:
1. Обозначить на контурной карте мира регионы, где применяется переход на летнее время.
2. Обозначить на контурной карте мира регионы, где переход на летнее время был отменен
3. Обозначить на контурной карте мира регионы, где перехода на летнее время никогда не было.
Методические указания к занятию:
Летнее время время, вводимое на летний период, сдвинутое обычно на 1 час вперёд относительно времени, принятого в данном часовом поясе. Вводится во многих странах с целью более рационального использования светлого времени суток и экономии электроэнергии на освещение. В остальной период года время «сдвигают» обратно, возвращаясь к официально принятому времени для зимнего периода года.
Задания
1. Составить список государств, где применяется переход на летнее время.
2. Составить список государств, где переход на летнее время был отменён.
3. Составить список государств, где перехода на летнее время никогда не было.
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Оформленные контурные карты.
3 списка государств согласно задания.
Ответить на вопросы.
Контрольные вопросы:
Что такое летнее время?
Эффективность летнего времени?
Негативные последствия введения летнего времени?
Литература
1. Атлас мира. Страны и континенты. – М.: ПКО «Картография» Федеральной службы геодезии и картографии России: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003.- 96 с.
2. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
3. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].






































Практическое занятие № 10

Тема: Региональное содружество в области связи (РСС).

Цель занятия: развитие умения работать с Интернет-ресурсами, картографическими и статистическими материалами.
Вид практического занятия: Работа с политико-административной картой мира.
Продолжительность занятия – 90 минут.
Задачи:
1. Обозначить на контурной карте мира страны, входящие в РСС.
2. Обозначить на контурной карте мира страны, являющиеся наблюдателями РСС.
Методические указания к занятию:
Региональное содружество в области связи (РСС) было создано 17 декабря 1991 г. в Москве главами администраций связи (АС) независимых государств. В этот день они подписали Соглашение о создании РСС - организации, призванной осуществлять сотрудничество новых независимых государств в области электрической и почтовой связи на добровольных началах, принципах взаимоуважения и суверенности. В год создания в РСС входило 11 администраций связи.
В настоящее время насчитывается 19 участников, в том числе 12 полноправных членов (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина) и 7 наблюдателей (Администрация связи Латвийской Республики; Корпорация "Ителла групп" (Финляндия); АО "Эсттелеком" и АО "Эстонская почта", Эстонская Республика, Администрация связи Республики Болгария, Администрация связи Республики Словения, Международная организация космической связи "Интерспутник").
Задания
1. Составить список государств входящих в РСС.
2. Составить список государств являющихся наблюдателями РСС
3. Составить перечень задач, решаемых РСС.
Содержание отчета.
Отчет должен содержать:
Оформленные контурные карты.
2 списка государств согласно задания.
Ответить на вопросы.
Контрольные вопросы:
Предназначение РСС?
Основные направления деятельности РСС?
Руководящие органы РСС?
Литература
1. Атлас. География России. – М,: ПКО «Картография» Роскартография 2002. – 52с.
2. География. - Справочное пособие/ Авт, - сост. М.В. Мирутенко. – 2-е изд.- М.: Дрофа, 1998. – 160с.
Интернет-ресурсы
1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].









13PAGE \* MERGEFORMAT14115









c logo шапка2Рисунок 1c logo шапка2tђ Заголовок 1еђ Заголовок 2Ъђ Заголовок 3ђ Заголовок 4Ыђ Заголовок 515