Презентация по ОБЖ на тему Промышленная безопасность
Выполнил Варцабюк ЮА Рис. 2.4. Распределение количества ЧС по федеральным округам Рис. 2.8. Распределение количества ЧС по субъектам Российской Федерации Сибирского федерального округа Высокая освоенность территории на юге региона обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, нарушение экологического равновесия. Наличие в регионе на больших площадях крупных месторождений со значительными запасами нефти и газа предопределяет возможность возникновения в этих районах ЧС, связанных с взрывами, разливами нефти, пожарами и экологическим загрязнением местности. Для Сибирского федерального округа характерны природные ЧС, обусловленные неблагоприятными и опасными гидрометеорологическими явлениями, экзогенными геологическими процессами и лесными пожарами. В 2012 г. в Сибирском федеральном округе зарегистрировано наибольшее количество ЧС (112), из них: 28 техногенного характера, 79 природного характера и 5 биолого-социальных(табл. 1.2). Общее количество ЧС выросло в 2 раза (с 52 в 2011 г. до 112 в 2012 г.). Вместе с тем, в Сибирском федеральном округе в 2012 г. возникло наибольшее число природных ЧС –79. В целом в округе наблюдается рост числа погибших в ЧС на 66% (с 59 до 98 чел.) и пострадавших на 31% (с 173 до 227 чел.). Уральский регион представляет собой мощный индустриальный комплекс, который включает в себя: горнорудную промышленность, черную и цветную металлургию, машиностроение, металлообработку, нефтеперерабатывающую промышленность, энергетику, лесную и деревообрабатывающую промышленность, топливную индустрию, химическое производство, легкую и пищевую промышленность. На территории округа размещено более 900 потенциально опасных объектов. В 2012 г. наименьшее количество ЧС (23) на территории Российской Федерации зарегистрировано в Уральском федеральном округе:22 ЧС техногенного характера и 1 ЧС природного характера(табл. 1.2).Прослеживается уменьшение количества погибших в ЧС в 2 раза (с 44 чел. до 81 чел.), при этом количество пострадавших сохранилось на прежнем уровне (157 чел. в 2011 г. и 153 чел. в 2012 г., соответственно). В Уральском федеральном округе не отмечено биолого-социальных ЧС. 1. Научно-технический прогресс и развитие производительных сил общества приводят ко всё возрастающему насыщению техносферы рукотворными (техническими) объектами, в которых аккумулированы искусственно созданные энергетические запасы, представляющие потенциальную опасность для человека и окружающей его среды. Любое отклонение от такого процесса “более естественно”, чем искусственные рамки совершения полезной работы, что может привести, в конечном счете, к самопроизвольному высвобождению накопленной энергии из технического объекта – к аварии. Поэтому любой технический объект, имеющий или использующий искусственный запас энергии, потенциально опасен. Cкорость нарастания численности технических объектов в техносфере сопоставима или больше общего возрастания их надежности (хотя вновь строящиеся ОПО и имеют более высокую надежность, однако надежность эксплуатирующихся ОПО только снижается со временем). Сравнительная оценка уровней потенциальных опасностей осуществляется путем сопоставления средних величин индивидуального риска по стране и в субъектах Российской Федерации (федеральных округах), при этом уровень потенциальной опасности в федеральных округах и субъектах Российской Федерации принимается относительно: оптимальным (зеленый цвет на картах и в таблице), если соответствующее значение средней величины индивидуального риска более чем на треть меньше значения средней величины индивидуального риска по стране; допустимым (желтый цвет на картах и в таблице), если соответствующее значение средней величины индивидуального риска отличается не более чем на треть от значения средней величины индивидуального риска по стране; неприемлемым (красный цвет на картах и в таблице), если соответствующее значение средней величины индивидуального риска более чем на треть превышает значение средней величины индивидуального риска по стране. Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации обусловленные: террористическими актами, техногенными, природными и биолого-социальными чрезвычайными ситуациями; Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации обусловленные пожарами Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации обусловленные происшествиями на водных объектах Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации обусловленных совокупностью факторов
Рис.1.35. Динамика отношения значений средних величин индивидуального риска по стране (R), обусловленногоЧС, пожарами и происшествиями на водных объектах, к соответствующим показателям 2004 года (R2004) непродуманные проектные и технические решения, недопустимый уровень износа основных производственных фондов, некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту, низкая технологическая и трудовая дисциплина. не отвечает современным задачам система подготовки и переподготовки специалистов для эксплуатации опасных производственных объектовкоррупционные проявления в деятельности надзорных органов позволяют субъектам хозяйственной деятельности избежать устранения нарушений требований промышленной безопасности.использованию продления сроков эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений опасных объектов без участия проектировщиков и изготовителей оборудования.отсутствует адекватная экономическая ответственность за нарушение требований промышленной безопасности и последствия таких нарушений, что существенно снижает стимулы модернизации и технического перевооружения опасных производственных объектов. На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн. тонн. Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. В настоящее время 50 процентов химически опасных объектов в Российской Федерации - это организации, применяющие хлор или аммиак.Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10 - 15 раз выше затрат, необходимых для превентивных мер. освобождение территории общей площадью 1100 кв. километров от потенциального воздействия опасных объектов;создание условий для обеспечения мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения в зоне влияния опасных объектов и территорий;разработка и внедрение современных методов, средств защиты и технологий производства для обеспечения защиты населения и среды от негативных влияний и угроз, вызванных факторами химического и биологического характера (до 80 процентов требуемого количества);осуществление модернизации и технического перевооружения 30 опасных химических и биологических объектов;сокращение количества источников химической опасности на 17 единиц;создание условий для обеспечения паспортами не менее 90 процентов общего количества опасных биологических объектов; Целями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера являются:а)минимизация рисков чрезвычайных ситуаций природного, техногенного характера и террористических актов;б)обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства в пределах научно обоснованных критериев приемлемого риска;в)повышение уровня защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера;г)создание условий для безопасности жизнедеятельности населения, устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и ее отдельных территорий. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации О.П.О. и направлен на предупреждение аварий на О.П.О. и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих О.П.О., к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Его положения распространяются на все организации независимо от организационно правовой формы и форм собственности.В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий;обоснование безопасности опасного производственного объекта - документ, содержащий сведения о результатах оценки риска аварии на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, условия безопасной эксплуатации опасного производственного объекта, требования к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации опасного производственного объекта; Первый заместитель председателя Комитета по промышленности Государственной Думы РФ Валерий Драганов назвал тему парламентских слушаний «вопросом сохранения жизни и здоровья граждан». В действующей сегодня системе надзора он выделил три фундаментальных проблемы: недопустимый уровень техногенной аварийности, отсутствие стимулов для модернизации производства и избыточное административное давление. В целом, поправки в закон позволят:1) качественно повысить эффективность государственного регулирования в области промышленной безопасности;2) создать действенные стимулы для модернизации национальной экономики и, одновременно, надежному управлению технологическими рисками производственной деятельности; 3) устранить избыточные административные барьеры при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности в отраслях промышленного производства; 4) существенно снизить неоправданные издержки организаций, эксплуатирующих или предполагающих эксплуатацию опасных производственных объектов, на выполнение формальных требований и административных процедур. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности;II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности;III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности;IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности;Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. 1.Классы опасности опасных производственных объектов, указанных в пункте 1 приложения1 к настоящему Федеральному закону (за исключением объектов, указанных в пунктах 2, 3 и 4 настоящего приложения),устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и2 настоящего приложения. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:1)получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются,уничтожаются получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов :а)воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;б)окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно - восстановительной экзотермической реакции;в)горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;г)взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;д)токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;е)высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:средняя смертельная доза при введений в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;ж)вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр; К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;;3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов, эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.К опасным производственным объектам не относятся объекты электросетевого хозяйства. Для объектов по хранению химического оружия, объектов по уничтожению химического оружия и опасных производственных объектов спецхимии;для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти:взрывы газа и (или) пыли;внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли;горные удары;прорывы воды в подземные горные выработки; Для опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата, опасных в части выбросов продукции с содержанием сернистого водорода свыше 6 процентов объема такой продукции;Для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;для опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, рассчитанное на максимальное количество расплава10 000 килограммов и более;для объектов ведения подземных горных работ, для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, для объектов переработки угля (горючих сланцев); для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;для подвесных канатных дорог;для объектов, на которых ведутся открытые горные работы, объем разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1 миллиона кубических метров в год, а также объектов, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых (за исключением объектов переработки угля (горючих сланцев);для элеваторов, опасных производственных объектов мукомольного, крупяного и комбикормового производства; Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являютсяпредприятия или их цехи,участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент РФ или по его поручению Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Территориальный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности:Енисейское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 1.Обязательные требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, и формы оценки их соответствия указанным обязательным требованиям устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.2.Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:до начала применения на опасном производственном объекте;по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.3.Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности могут быть предусмотрены возможность, порядок и сроки опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте без проведения экспертизы промышленной безопасности при условии соблюдения параметров технологического процесса, отклонения от которых могут привести к аварии на опасном производственном объекте."; Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте;организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;разрабатывать декларацию промышленной безопасности;заключать договор страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственного объекте;выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. Работники опасного производственного объекта обязаны:соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Разработка декларации промышленной безопасности (для ОПО I и II класса) предполагаетвсестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Обязательность разработки возможна в случаях, когдаРасстояние от промышленного объекта до селитебной зоны составляет менее 500 м;Вблизи промышленного объекта находятся места большого скопления людей (стадионы, кинотеатры, больницы и т.п.);На расстоянии менее 500 м находятся транспортные развязки;Имеются другие территориальные особенности, влияющие на безопасность. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности, Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.Декларация промышленной безопасности проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке.Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством РФ. Обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ОПАСНОГО ОБЪЕКТА ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА В РЕЗУЛЬТАТЕ АВАРИИ НА ОПАСНОМ ОБЪЕКТЕ 1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее - обязательное страхование).2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающиевследствие:1) причинения вреда за пределами территории Российской Федерации;2) использования атомной энергии;3) причинения вреда природной среде. потерпевшие - физические лица, включая работников страхователя, жизни, здоровью и (или) имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварии на опасном объекте, юридические лица, имуществу которых причинен вред в результате аварии на опасном объекте. Положения настоящего Федерального закона, применяемые к потерпевшему - физическому лицу, применяются также к лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца); авария на опасном объекте – повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ илиповреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса, сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим; нарушение условий жизнедеятельности – ситуация, которая возникла в результате аварии на опасном объекте и при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью; Владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.2. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом. "Статья 5. Опасные объекты 1. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся расположенные на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права:1) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов;2) гидротехнические сооружения, подлежащие внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;3) автозаправочные станции жидкого моторного топлива;4) лифты, подъемные платформы для инвалидов, эскалаторы (за исключением эскалаторов в метрополитенах).2. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, не относятся объекты, указанные в части 1 настоящей статьи и расположенные в границах объектов использования атомной энергии.". 1. Страховая сумма по договору обязательного страхования составляет от 6 миллиардов 500 миллионов рублей (если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3000 человек) до 10 млн.рублей; 1) два миллиона рублей - в части возмещения вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти каждого потерпевшего (кормильца);2) не более 25 тысяч рублей - в счет возмещения расходов на погребение каждого потерпевшего;3) не более двух миллионов рублей - в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего;4) не более 200 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности каждого потерпевшего; 5) не более 360 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - физического лица, за исключением вреда, причиненного в связи с нарушением условий жизнедеятельности;6) не более 500 тысяч рублей - в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего - юридического лица. 4. В случае смерти потерпевшего страховая выплата в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется независимо от выплат, причитающихся по другим видам страхования.5. Размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного имуществу, определяется в соответствии с правилами обязательного страхования с учетом реального ущерба, причиненного повреждением имущества. 8. По договору обязательного страхования страховщик не возмещает:1) вред, причиненный имуществу страхователя;2) расходы потерпевшего, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих гражданско-правовых обязательств;3) вред, причиненный имуществу потерпевшего, умышленные действия которого явились причиной аварии на опасном объекте;4) убытки, являющиеся упущенной выгодой, в том числе связанные с утратой товарной стоимости имущества, а также моральный вред. 9. Страховщик освобождается от обязанности осуществить страховую выплату, если вред потерпевшим причинен в результате аварии на опасном объекте, произошедшей вследствие диверсий и террористических актов. Страховщик вправе предъявить регрессное требование в пределах произведенной страховой выплаты к страхователю, если:1) вред был причинен вследствие невыполнения страхователем предписаний (указаний) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своей компетенции функции по контролю и надзору в области безопасности соответствующих опасных объектов, и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, данных в соответствии с их компетенцией; 2) умышленные действия (бездействие) работника страхователя повлекли за собой причинение вреда потерпевшим, в том числе в результате контролируемых взрыва, выброса опасных веществ, сброса воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций. Проведение плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты, осуществляется со следующей периодичностью:а) в отношении опасных производственных объектов I или II класса опасности не чаще чем один раз в течение одного года;б) в отношении опасных производственных объектов III класса опасности не чаще чем один раз в течение трех лет.";В отношении опасных производственных объектов IV класса опасности плановые проверки не проводятся;На опасных производственных объектах I класса опасности устанавливается режим постоянного государственного надзора Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области промышленной безопасности опасных производственных объектов количество проведенных проверок составило 84 185. В ходе проверок выявлено 456 768 нарушений требований промышленной безопасности. Количество административных штрафов, наложенных по результатам проведенных проверок, составило 40 601. Количество административных приостановлений деятельности составило 2 898. В целях предупреждения и профилактики ЧС техногенного характера Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в 2012 г. осуществлялись надзорные мероприятия за соблюдением организациями требований промышленной безопасности с целью предотвращения аварий и катастроф, оценки состояния промышленной безопасности на подконтрольных предприятиях. Потенциальные опасности в отраслях промышленности Радиационная опасность. В 2012 г.Ростехнадзором осуществлялось регулирование ядерной и радиационной безопасности на 10 действующих атомных станциях (АЭС). В 2012 г. нарушений в работе АЭС, классифицируемых как аварии, не было. В газовой промышленности технологические процессы на объектах связаны с добычей, подготовкой, транспортировкой и переработкой взрывопожароопасного углеводородного сырья, вследствие чего объекты, в соответствии с действующим законодательством, относятся к разряду взрывопожароопасных. Оценивая техногенные опасности, связанные с эксплуатацией объектов ОАО «Газпром», следует отметить, что главной причиной аварий на газовых объектах является коррозионное растрескивание металла труб под напряжением, вызвавшеев 2012 г. около 30 % всех аварий; немногим более 23% аварий было обусловлено браком строительно-монтажных работ (в частности, браком сварки)(рис. 1.18). Одна из аварий явилась следствием преднамеренного взрыва заряда бризантного вещества на 180-м километре магистрального газопровода «Майкоп – Самурская – Сочи». В нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности основными причинами возникновения ЧС являются: разгерметизация технологического оборудования, разрушение резервуаров, возможные разливы нефти и нефтепродуктов с возгоранием в результате значительного износа оборудования, а также возгорания при нарушении норм и правил эксплуатации технологических аппаратов с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями, нагретыми выше температуры самовоспламенения. К потенциально опасным объектам в отрасли относятся: объекты магистральных нефтепродуктопроводов; нефтепроводы; пункты подготовки нефти; нефтяные скважины; резервуарные парки; пункты нефтепереработки; пункты подготовки и различные транспортные средства для транспортировки нефти и нефтепродуктов. В угольной промышленности основные предпосылки возникновения ЧС обусловлены загазованностью горных выработок и нарушением систем пылевзрывозащиты в шахтах, незначительными пространствами горных выработок в местах проведения работ. При таких условиях высока вероятность образования пожаро-, взрывоопасной концентрации пылегазовой смеси вследствие нарушения проветриваемости горных выработок и нарушения систем пылевзрывозащиты, которая может привести к взрыву и пожару в подземных выработках. Газ метан вызывает отравление людей и, как правило, сопровождается взрывами, пожарами, обрушением сводов и завалами работающих. К основным потенциально опасным объектам относятся: обогатительные фабрики; хранилища запасов ГСМ; горно - взрывные цеха. Опасности в горнодобывающей промышленности и подземном строительстве. Количество ЧС техногенного характера на опасных производственных объектах yгoльнoй, горнодобывающей, металлургической промышленности снизилось на 24% (с 38 в 2011 г. до 29 в 2012г.). В 2012 г. подразделениями ВГСЧ МЧС России на обслуживаемых объектах ликвидировано 29 аварий, в том числе: подземных пожаров – 9, пожаров на поверхности обслуживаемых объектов – 6, взрывов и вспышек метана – 4, обрушений горной массы – 4, прочих аварий – 6 (рис. 1.23). На обслуживаемых ВГСЧ МЧС России предприятиях в 2012 г. смертельно травмировано 42 человека. Дело заведено по статье «нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека» (по ней грозит до трех лет лишения свободы). Нарушений этих выявилась масса, их описание заняло 1 148 томов уголовного дела. Если сказать кратко – к подобным ЧП на станции вообще никто никогда не готовился. Люди работали и отдыхали в помещениях, расположенных ниже затопляемой отметки, система оповещения находилась там же (поэтому она сразу вышла из строя), а главное - за жизненно важными агрегатами практически никто не следил. Вместо специального мониторинга и своевременного обслуживания все ограничивалось «визуальным осмотром». Это бывший директор филиала ОАО «РусГидро» Николай Неволько, - первый зам. директора – главный инженер станции Андрей Митрофанов, - заместитель главного инженера по технической части Геннадий Никитенко, - заместитель главного инженера по эксплуатации Евгений Шерварли, - начальник службы мониторинга оборудования Александр Матвиенко, - начальник лаборатории технической диагностики Владимир Белобородов - ведущий инженер участка мониторинга оборудования службы мониторинга оборудования Александр Клюкач.