Интегрированный урок музыки и русского языка Интонация в слове и музыке


Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Поима Белинского района Пензенской области
Интегрированный урок русского языка и музыки
Тема: «Интонация в слове и музыке».
Разработали:
Матвеева Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы и Воробьёва Марина Николаевна, учитель музыки
ПОИМ - 2013
Цели урока:
Русский язык
Образовательные:
познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, с понятием «восходящей» и «нисходящей интонации;
учить:а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки препинания в конце предложения.
Развивающие:
развивать умения работать в группах, орфографическую зоркость, внимание к слову, фразе, чувство интонации.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви к своей Родине, патриотизм, культуру поведения и общения на уроке.
Методы и приемы: интерактивный метод (работа в группах), беседа, наблюдение, слово учителя, словарная работа, синтез.Цели урока:
музыка
Образовательные:
усвоить и закрепить знания об интонации, её характерных особенностях и основных признаках;
раскрыть влияние слова на музыку;
провести параллель между словом и музыкой.
Развивающие:
развивать музыкальные способности и способности сравнивать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать любовь к классической музыке, любовь к Родине, родной земле, родным звукам.
Методы: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки, метод интонационно-стилевого постижения музыки, метод эмоциональной драматургии, метод художественного контекста.
Виды музыкальной деятельности: хоровое пение, музыкально-ритмические движения, слушание, наблюдение, обобщение.
Оборудование:
презентация к песне «С чего начинается Родина…»;
Гимн Поиму;
портрет П.И.Чайковского;
аудиозапись 2 части IV симфонии П.И.Чайковского;
портрет С. В. Рахманинова;
«Родная песенка», музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского;
синтезатор;
музыкальный центр;
компьютер и мультимедийная аппаратура;
презентация творческих работ учащихся на тему: «Моя малая родина».
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
Психологический настрой на урок
Выход под музыку.
Звучит мелодия песни («С чего начинается родина...»), запускается презентация.
На этом фоне беседа.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Он совместит в себе два предмета: русский язык и музыку, потому что эти предметы имеют точки соприкосновения. На данном уроке связующими звеньями межпредметных отношений выступят понятие «интонации», значение слова в музыке и тема Родины.
II. Слово учителя
- Ребята, под какую музыку вы вошли в класс? («С чего начинается родина...»)
Это значит, что сегодня мы будем говорить о Родине.
- Что такое “РОДИНА”? (Родина – место, где родился человек).
- Существуют два понятия “Родины” - малая и большая. Как вы думаете, что такое “малая родина”? А “большая Родина”? (“малая родина” - место, где родился и вырос человек, а “большая Родина” - страна, где родился и живет человек).
- Подберите синонимы к слову “Родина”. (Отчизна, Отечество, Держава).
- Запишем новое словарное слово Отчизна. (в памятку)
Нашей малой родиной для многих из вас всегда будет являться село Поим.
- Скажите, с какими предметами у вас ассоциируется родина? (Дом, семья, село, школа, учитель, друзья).
- А с какими звуками можно связать это понятие? (Пение петуха, мычание коров, хруст снега, шелест листьев, звук школьного звонка).
- Родина... Когда я задумываюсь над этим словом, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало новой жизни. Оно сулит погожий день, душевное равновесие, воодушевление. А вы, ребята, задумывались ли над тем, с чего начинается Родина?
- Ребята, давайте ответим на вопрос «С чего начинается Родина?» словами этой же песни. (С картинок в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе, с той песни, что пела нам мать...)
Подготовительная функция. Распевание – «Любимая сторонка, родная сторона»
- Теме Родины посвящено много произведений, и прозаических, и поэтических, и музыкальных… Прошу вас исполнить «Гимн Поиму». (Хоровое исполнение стоя).
Здравствуй, наш край Поимский,
Край васильков и высоких хлебов!
Любим тебя и тобою гордимся.
Славься, привольный, вовеки веков!
Птицы рассвет уже огласили –
Нового дня наступает пора.
Милый наш край, мы тебя полюбили –
Свято храним мы простые слова:
«Не проедешь, друг мой мимо,
Не пройдешь путем иным.
Далеко ты от Поима,
Да запросишься в Поим».
Будем достойно и верно
Преумножать все богатства твои.
В сердце своем сбережем благоверноПрадедов наших всю святость земли.
- Ребята, Гимн Поиму существует, а герба нет. Может, у кого-то из вас возникнет желание создать герб нашего села. Принесите ваши эскизы на следующий урок, самые лучшие работы будут отобраны для музея.
III. Слушание
- Один мальчик 6 лет написал такие стихи:
О, Родина, как я тебя люблю,Я не могу покидать тебя,Я живу здесь, здесь и умру.О, Родина, моя дорогая земля…
Этим мальчиком был П.И. Чайковский. Он пронёс это чувство любви к Родине через года. Чайковский любил народные песни с детства, и мы с вами много слушали их и сами исполняли. Сможете ли вы по интонации узнать народную мелодию? («Во поле береза стояла…»)
- А теперь давайте послушаем 2 часть 4 симфонии П.И.Чайковского и проследим за интонациями.
(Звучит 2 часть 4 симфонии П.И.Чайковского.)
- Как изменилась мелодия в симфонии? (Темп, пауза) Изменилась интонация – изменился характер музыки.
Рихард Вагнер как-то сказал: «Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль».
Это бесспорно, ведь музыка рождается под влиянием чувства, мысли, слова, фразы, текста.
- Тема сегодняшнего занятия по русскому языку предполагает знакомство с предложениями по цели высказывания. Мы поработаем над нахождением и правильным произношением этих предложений, так как у них особая восходящая и нисходящая интонация.
В этой связи важно вспомнить о языке. Язык – средство общения, а цель общения – рассказывать о чем-либо, спрашивать о чем-нибудь и побуждать к какому-либо действию. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
IV. Объяснение нового материала
В тетрадь записываем: число, классная работа, тему «Звучащий голос Родины: интонации в музыке и предложения по цели высказывания, восходящая и нисходящая интонации».
- Запишите в столбик три слова:
Повествовательные
вопросительные
побудительные
Вопрос классу: Какая морфема объясняет нам лексическое значение каждого слова?
Ученики: корень.
Давайте выделим корень в этих словах, подобрав однокоренные.
Повествовательные -весть-Вопросительные -вопрос-Побудительные -буд- (будить, побуждать)
А теперь прошу всех записать три предложения.
Я ученик 5 «А» класса.
В какой школе ты учишься?
Уважайте труд учителя!
Вы видите, что каждое предложение произносится с определенной целью, т. е. они разные по цели высказывания. Охарактеризуйте каждое из них.
Какое содержит сообщение?
Какое – вопрос?
Какое – настойчивое пожелание?
Учитель: Обратим внимание на знаки препинания в конце предложения. Какие из этих знаков вам хорошо известны?
Ученики: ТОЧКА. Она встречается в повествовательных и побудительных предложениях.
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК встречается в вопросительных предложениях.
Учитель: Какой из знаков не часто нам встречается?
Ученики: многоточие.
Учитель: С помощью этого знака передается волнение, прерывистость речи, паузы, незаконченность мысли.
V. Наблюдение (Работа с выдержкой из школьного сочинения)
Есть в Пензенской области среди живописных равнин село Поим.
Это моя малая родина. Разве можно не любить ее? Здесь проходит мое детство. Вокруг все родное: родные голоса, родные лица, отчий дом, родные поля и леса, небо и воздух. Каждое утро тропинка меня приводит в школу. Это второй мой дом. Легко ли мне учиться? Наверное, нет, но мне всегда придут на помощь учителя, поддержат в трудную минуту товарищи. Куда ни взглянешь, всюду родное и близкое моему сердцу. Я буду любить Поим всю жизнь.
Люди! Не забывайте свою малую родину!
- О чем этот текст? (О Родине)
-В чем заключается идея автора? (В том, что надо любить и ценить свою родину)
Задание:
Прочитайте текст.
Приведите примеры повествовательных, побудительных и вопросительных предложений и прочитайте их выразительно.
Объясните ваш выбор.
Вы, наверное, заметили, что мы произносим эти предложения с различной интонацией. Эта интонация может быть и восходящей, и нисходящей в зависимости от характера предложений по цели высказывания. Давайте понаблюдаем на примере.
VI. Наблюдение по памятке
(Восходящая и нисходящая интонации)
Внимание на памятку
При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, а в конце голос понижается. Паузы не обязательно совпадают со знаками препинания.

Школа, друзья, учителя /– это частица моей родины.//
В вопросительных предложениях голосом выделяется слово, в котором содержится вопрос. Середина предложения читается ровным тоном, а в конце голос повышается. В вопросительных предложениях используются вопросительные слова: Кто? Что? Когда? Куда? Зачем? Почему?... и частица ли. Они всегда выделяются голосом.


Куда уходит детство?
В побудительных предложениях голосом выделяются слова, выражающие дружеский совет, настойчивое требование, просьбу, пожелание... Предложения, выражающие приказания, произносятся с понижающейся интонацией, а предложения, выражающие просьбу, - с повышающейся интонацией.

Не торопитесь взрослеть!
VII. Музыкальная физкультминутка.
Стоя на месте, дети выполняют разминку на слова:
Я, ты, он, она –
Вместе – целая страна.
Вместе – дружная семья,
В слове «МЫ» – сто тысяч «Я».
Большеглазых, озорных,
Черных, рыжих и льняных,
Грустных и веселых
В городах и селах!
VIII. Групповая самостоятельная работа (весь класс по 4 человека- 2-3 минуты)
Задания 1 экспертной комиссии по карточкам.
Прочитайте с правильной интонацией предложения
2010 год объявлен Президентом Российской Федерации годом Учителя.
Почему именно этой профессии посвящен целый год?
Уважайте труд учителя!
Задания 2 экспертной комиссии по карточкам.
Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа.
Петя, мне нужно позвонить учителю? Да, учителю.
Нет, не тебе.
Да, нужно.
Да, позвонить.
Мы вновь обращаем к интонации в музыке.
IX. Беседа
- Ребята, вам задание: по интонации узнать попевку «Кто дежурные?»
- С какой интонацией я начинаю? (С вопросительной)
- Какие еще мы слышим интонации? (Восклицательные и утвердительные)
- Как вы думаете, помогают ли слова в песне лучше прочувствовать характер музыки?
- Что роднит слово с музыкой?
- Что происходит, если остается музыка без слов?
- Можно ли без слов определить характер музыки?
X. Слушание
С. В. Рахманинов – один из русских композиторов, который беззаветно любил свою Родину, и эта любовь давала творческие силы для создания великих творений.
С. Рахманинов «Вокализ»
- Какие чувства вызывает прослушанное произведение?
- Какие картины всплывают в памяти во время прослушивания? (Картины родины).
- Какие интонации вы услышали? (Близко располагающиеся звуки, распевность, широта мелодии)
XI. Работа с текстом
- Почитайте четверостишие.
Льется солнышко веселое Золотыми ручейками Над _садами и над _селами, Над _ полями и лугами.
- Что описывается в нем? (Родная природа)
-Какие чувства вызывает это четверостишие? (Чувство нежности, восторга, радости, любви).
-Какую метафору использует автор? (Льется солнышко)
-Какие яркие определения (эпитеты) помогают нарисовать картины природы? (Солнышко веселое, золотыми ручейками)
-Какое сравнение показывает автор? (Льется ручейками)
- Какие слова с ласкательными суффиксами встретились в четверостишии? (Солнышко, ручейками).
- С какой целью они употреблены? (Чтобы показать авторское отношение к родной природе, его любовь и нежность)- Найдите орфограммы и объясните их.
- Что из себя представляет четверостишие? (простое предложение).
- Спишите его и сделайте синтаксический разбор.
XII. Синтаксическая пятиминутка
- Что из себя представляет четверостишие? (простое предложение).
- Спишите его и сделайте синтаксический разбор.
XIII. Исполнение
Сейчас вы работали со стихотворным текстом. Какое отношение он имеет к музыке?
- Исполним в концертном виде. («Родная песенка», музыка Ю.Чичкова, слова П.Синявского)
Во время исполнения на экране будут показаны ваши лучшие рисунки.
Льется солнышко веселое Золотыми ручейками Над садами и над селами, Над полями и лугами. Припев: Здесь идут грибные дождики,Светят радуги цветные. Здесь простые подорожники С детства — самые родные.
Тополиные порошицы Закружились на опушке, И рассыпались по рощице Земляничные веснушки. И опять захороводили Стайки ласточек над домом, Чтобы снова спеть о Родине Колокольчикам знакомым.
XIV. Синтез
- Понравился ли вам урок?
-Какие темы объединяли на сегодняшнем уроке русский язык и музыку? (Тема интонации в речи и музыке, тема Родины и проследили влияние слова на мелодию)
- Какую идею попытались донести до каждого? (Надо любить свою Родину)
- Какие предложения по цели высказывания?
- С какой интонацией они произносятся?
- С какими интонациями в музыке мы с вами встретились? (Вопросительные, утвердительные интонации народных песен)
-Слова помогают восприятию музыки?
-Как называется музыка без слов? (Вокализ)
XV. Оценки за урок.
XVI. Домашнее задание:
Параграф 29, упражнение 138 (поупражняйтесь с интонацией в предложениях).
Исполните «Родную песенку» дома перед родителями и расскажите о композиторах Чайковском и Рахманинове.
- Ребята, мы очень надеемся, что сегодняшний урок для вас не пройдет бесследно. Вы многое смогли усвоить и повторить, и очень хочется, чтобы звуки Родины для вас оставались самыми родными. Подобных уроков у вас будет множество – вам предстоит еще учиться, учиться и учиться… А учитель поможет вам пройти по нелегкой, но интересной дороге знаний.
Выход из класса по мелодию «Чему учат в школе»