Урок литературного чтения Л.Н.Толстой басня Как мужик убрал камень
Конспект урока по литературному чтению
Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» (Басня)
Организационный момент
Повторение пройденного. Проверка домашнего задания.
- Как называется раздел, который мы изучаем? («Чудесный мир классики».)
- С произведениями каких писателей-классиков познакомились? (Ершов П.П., Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н.)
- Назовите произведения.
- Послушайте пословицы:
«Добрые умирают, да дела их живут».
«Добрый человек всегда правдой живет».
«Мудрым никто не родился, а научился».
«Учение образует ум, воспитание – нравы».
- Имя какого писателя-классика может быть связано с этими пословицами? (Л.Н.Толстой).
- Докажите.
Дополнение:
* родился в 1828 г., умер в 1910 г.;
* всю свою жизнь посвятил литературе;
* полное собрание сочинений состоит из 90 томов;
* родился и жил в основном в Ясной Поляне;
* там он открыл школу для крестьянских детей;
* он сам написал для них учебник «Азбуку»;
* интересы были самыми разносторонними: был способен к иностранным языкам, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной, юридическими науками, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Всю свою жизнь Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. Он говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом.
- Что вы узнали нового из последних прочитанных произведений о нем? (уважение к матери, любить, беречь их, просить прощение, если обидели).
Толстой внимателен ко всем людям, независимо от их положения; умеет переживать, чувственный, ценит близких, важность взаимоотношений в семье.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
- Давайте вспомним, с какими произведениями Толстого мы знакомы. Попробуйте их узнать по небольшим отрывкам. (5 человек по порядку читают отрывки «Поурочные разработки», стр. 93-94 (карт. 4-8).- Назовите жанр этих произведений (рассказы, были).
- А что еще писал Л.Н.Толстой для маленьких детей? (сказки: «Три медведя», «Липунюшка», «Волга и Вазуза», «Два брата»).- А еще? (былины: «Святогор-богатырь», «Вольга-богатырь», «Микулушка Селянинович»).- А еще Лев Николаевич писал … Посмотрите на доску и прочитайте название произведения, с которым вы сегодня познакомитесь - «Как мужик убрал камень». – Что это? (басня).
- Какие цели поставите себе на уроке?
* познакомиться с новым произведением;
* доказать, что это басня;
* узнать что-то новое о творчестве Л.Н.Толстого;
* чему учит это произведение.
- Когда слышите слово «басня», чье имя вы сразу вспоминаете? (И.А.Крылов).
- Вспомним особенности басни: (на доске)
* небольшое произведение в прозе или в стихах
* герои – чаще всего животные, растения, предметы, но подразумевают людей
*высмеивают недостатки людей (жадность, глупость, лесть, наглую самоуверенность, ложь)
* есть мораль (нравоучение, вывод, поучение – где объясняется смысл басни)
* много метких выражений.
Дополнение. Структура басни: 1) основная часть (картина)
2) мораль (вывод) – в начале либо в конце.
Итак, мы должны прослушать это произведение и доказать, что это басня.
Прослушивание басни
АудиоприложениеРабота по теме урока.
- Ваши впечатления.
- Теперь прочитайте вслух по предложениям выразительно.
Анализ прочитанного:
- Где происходит действие?
- Кто в нем участвует? Герои?
- Какую задачу решали?
- Зачем надо было убрать камень?
- Кого призвали? – Кто такие инженеры?
- Где можно найти толкование слова? (толковый словарь)
(«Инженер – специалист с высшим техническим образованием).
Составление плана.
- Что предложил первый инженер? Прочитайте.
- Что предложил второй инженер? Прочитайте.
- Почему не пришлось воспользоваться их помощью, ведь они имели хорошее образование, разбирающиеся (на первый взгляд) в своем деле? Сколько рублей они предлагали? Что больше и на сколько?
- Кто и как решил проблему? А сколько он попросил за работу? Во сколько раз?
- Что помогло мужику решить ее?
- Чем были удивлены инженеры?
- Давайте сравним мужика и инженеров (чтобы лучше понять главных героев) с помощью подбора антонимов к словам. Работа в паре – в тетради:
Бедный – (богатый), умный – (глупый), самоучка - (образованный), одаренный - (бездарный), делает дело – (набивает цену).- Что можно сказать о главных героях?
- Какие черты характера свойственны мужику? Выбрать и выписать (ум, хитрость, благородство, находчивость).
- Какое словосочетание есть в басне?
- Как вы думаете, в чем заключается главная мысль басни Толстого?
(Важна не столько сила, сколько смекалка).
- Вернемся к особенностям басни и отметим «+» есть ли все в это в произведении Толстого.
Толстой – педагог широко использовал этот древний жанр, всем понятный и доступный, похожий на сказку. Скупые на слова, басни через иносказание (аллегорию), образ, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание морали.
Рефлексия
Работа в группах
Каждой группе лист с пословицами. - Выбрать того, кто будет читать, советуйтесь, вам надо выбрать те из них, которые отражают главную мысль басни.
Обмен высказываниями.
Итог урока
- Что нового для себя вы взяли с урока?
- Чему учит нас басня Толстого? Что этот урок дал для жизни?
- Что еще хотел сказать Толстой? Почему слово мужик? (уважение к простым людям, без которых не было бы на земле всего, что нам нужно).
- За что вы бы себя похвалили?
Домашнее задание
- Найти и прочитать выразительно басни Л.Н.Толстого, уметь назвать главную мысль (мораль).