Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень».


Тема: Басня Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень».
Цели урока:
предметные
-изучить басню Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень»,
-сформировать понятие о басне, о морали басни.
метапредметные-сформировать опыт творческой деятельности;
-развивать интерес к художественному слову,
-развивать умение выразительно читать,
-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
личностные
-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лицемерия, неприятие лести, уважение к мнению других.
Оборудование:
Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, портрет Л. Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, иллюстрация к басне Л. Н.Толстого «Как мужик убрал камень», карточки - басни Л. Н. Толстого, карточки для выполнения заданий в парах (2 вида) и для этапа рефлексии.
Технологическая карта урока
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Самоопределение кдеятельности.
Организационный момент. Включение в рабочий ритм.
-Ребята, я предлагаю вам встать в круг и взяться за руки.
-Что вы ощущаете?
-Это поддержка ваших товарищей сегодня на уроке.
-Ведь нам сегодня необходимо показать гостям, как вы умеете читать, рассуждать, дружно работать. Подготовка класса к работе
Дети встают вкруг, взявшисьза руки.
-Тепло личностные:
самоопределение;
регулятивные: целеполагание;
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация знаний и
фиксация затруднений в
деятельности. Выявляет уровень знаний.
Определяет типичные недостатки.
- Какой раздел изучаем на уроке литературного чтения?
- Какие произведения мы относим к классике?
- Произведения каких русских классиков читали на уроках?
Проверка домашнего задания по произведению Л. Н. Толстого «Детство»: пересказ автобиографического рассказа или сочинение про маму
- Чем запомнился вам рассказ маленького мальчика?
- Что вы чувствуете, когда слышите слово «мама»?
Работа с терминами в группах по карточкам
-Объединитесь в группы. Прочитайте и соедините стрелочками правильное определение жанров литературы Выполняют задание,
тренирующее отдельные
способности к учебной
деятельности, мыслительные
операции и учебные навыки
- Классики
-Выдающиеся, образцы литературы и искусства
- А. С. Пушкина, М. Ю.Лермонтова, Л. Н. Толстого
- Отношение к матери, к родителям, ко всем людям
Работают в группах. Определяют по объяснению вид жанра:
Басня – краткий иносказательный, нравоучительный рассказ, стихотворение.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.
Быль - рассказ о действительном происшествии. Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические - анализ объектов сцелью
выделения признаков
3.Постановка учебной
задачи. Активизирует знания учащихся.
Создаёт проблемную ситуацию.
- Как понимаете определение «басня»: что значит «краткий»?
«иносказательный»?
«нравоучительный»?
- Сравните с понятием «пословица»
- Как может быть написана басня?
-Кто из классиков написал огромное количество басен в виде стихотворений?
- Какую особенность написания басен мы выделяли, когда читали басни Крылова?
- Что такое мораль басни?
- Сегодня мы будем читать басню Толстого «Как мужик убрал камень». Какую цель поставим перед собой? Ставят цели, формулируют
(уточняют) тему урока
-Короткий
Смысл спрятан, о нём нужно догадаться
Поучительный, воспитывающий
- П. изречение – предложение, более короткий жанр, но тоже поучительный
- Как рассказ или стихотворение.
- Иван Андреевич Крылов.
- Искали мораль.
-Главная поучительная мысль
- Найти мораль басни. Регулятивные: целеполагание;
познавательные:общеучебные:
самостоятельное выделение –
формулирование
познавательной цели;
логические: формулирование проблемы
4.Построение проекта
выхода из затруднения. Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
- О чем может идти речь в басне?
- Как узнаем мораль басни? Составляют план достижения
цели и определяют средства
(алгоритм, модель и т. д.)
Дети высказывают свои предположения
- Прочитаем басню.
Обсудим поведение героев. Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
познавательные-
моделирование, логические -
решение проблемы, построение
логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижениегипотез
и их обоснование;
коммуникативные –
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации.
5.Первичное закрепление. Устанавливает осознанность
восприятия. Первичное обобщение.
Организация первичного ознакомления с текстом
- Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер– специалист с высшим техническим образованием.
Порох– взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта),
Подле камня (возле).
Выдумка– вымысел, изобретение.
-О какой проблеме говорится в басне?
-Что предложил 1 инженер?
Что предложил 2 инженер?
-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
-Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
-Как решил эту задачу мужик?
-Почему ему дали еще 100 руб?
-Как вы себе представляете мужика?
-Какими чертами характера обладал мужик?
- В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?
- Прочитайте пословицы. Какая из них более точно передаёт мораль прочитанной басни? Решают типовые задания с
проговариванием алгоритма
вслух
Чтение сильным учеником
Остальные учащиеся следят за чтением и отмечают непонятные слова.
-В одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу.
-Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей;
другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.
- «Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и заровняю землею».
-За умную выдумку.
- Умный, смекалистый, находчивый, не жадный.
Важна не столько сила, сколько смекалка. Главное ум, а не сила.
Читают пословицы, делают выбор и аргументируют свой ответ:
1. Сколько голов, столько умов.
2. Ума за морем не купишь, коли дома его нет.
3.Сила ломит всё, а ум силу.
4. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
5. Ленивые руки, не родня умной голове.
6. Каков мастер, такова и работа.
7. Недаром говорится, что дело мастера боится. Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
познавательные:
общеучебные –умение
структурировать знания, выбор
наиболее эффективных способоврешения
задания, умение
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание,
рефлексия способов и условийдействия;
коммуникативные:
управление поведением
партнёра – контроль, коррекция,оценка
действий партнёра.
6.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону. Организует деятельность в парах поприменению
новых знаний.
1. Прочитайте басню по ролям и определите её мораль
2. Прочитайте басню по ролям. Какое произведение она вам напоминает? Сравните эти две басни.
3. Прочитайте басню по ролям. Определите мораль этой басни. Вспомните русскую народную пословицу, которая бы отражала мораль этой басни. Самостоятельная работа.
Осуществляет самопроверку,
пошагово сравнивая с эталоном.
Басни для выполнения задания по работе в парах:
1. Отец и сыновья
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принесть веники говорит:
- Сломайте!
Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному пруту.
Они легко переломали прутья поодиночке.
Отец и говорит:
- Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да все врозь - вас всякий легко погубит.
2. Ворон и лисица
Достал ворон кусок мяса и сел на дерево. Увидела это лисица, захотелось и ей мяса. Подошла она и говорит:
- Эх, ворон, как посмотрю на тебя - такой ты красивый, что тебе только царём и быть. И верно, был бы царём, если б ещё и петь умел.
Ворон разинул рот и закричал изо всех сил. Мясо упало, лисица его подхватила и говорит:
- Ах, ворон! Если б тебе ещё ума побольше, быть бы тебе царём.
3: Рыбак и рыбка
Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:
— Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь – тебе пользы больше будет.
Рыбак и говорит:
— Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит. Регулятивные:
контроль,коррекция,
выделение иосознание того,что
уже усвоенои что
ещё подлежит усвоению,осознание
качества и уровняусвоения;
личностные:
самоопределение.
7.Рефлексия деятельности
(итог урока) Организует рефлексию
-Продолжите предложения:
Сегодня я узнал…            
Меня удивило…                
Было трудно…                  
Я понял, что…                
Я теперь могу….              
Мне захотелось….          
Я научился…
У меня получилось…
Я смог ….
Я попробую…
Было интересно… Организует рефлексию
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень ихсоответствия
Зачитывают свои впечатления
Проговаривают ответы устно, сдают листочки Коммуникативные:
умение сдостаточной полнотой иточностью выражать свои мысли;
познавательные:
рефлексия;
личностные:
смыслообразование.
8. Домашнее задание Объясняет выполнение домашнего задания
1. Пересказ басни
с. 121
2. Найти и приготовить выразительное чтение другой басни Л. Н. Толстого
3. Сочинить басню на тему «Один ум – хорошо, а два -лучше»
Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были! По выбору записывают домашнее задание в дневник Личностные:
самоопределение, умение делать выбор.