Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 2 класса, в соответствии с требованиями ФГОС, с УУД на каждый урок.
МБОУ «Иланская средняя общеобразовательная школа №2»
г. Иланского Красноярского края
Рассмотрено
на педагогическом совете
МБОУ «Иланская СОШ №2»
Протокол №1
«30» августа 2016г. Утверждаю
Директор МБОУ «Иланская СОШ №2»
____________ Сорокина Н. П.
Приказ № 126
от «31» августа 2016 г.
Рабочая программа
учебного предмета
«Музыка»
для 2 класса А
Разработана
учителем начальных классов
Бондар О.И.
2016-2017учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования, с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, программы по музыке для учащихся. 1-4 кл. общеобразовательных учреждений (авторы:Е. Д Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, издательство «Просвещение», 2011 г.),основной образовательной программы начального общего образования, учебным планом МБОУ «Иланская СОШ №2» на 2016-17 учебный год, календарным учебным графиком на 2016-17 учебный год.
Цели: развитии духовного потенциала подрастающего поколения и формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всём многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно–творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
УМК
Музыка. 2 класс, учеб.для общеобразоват. учреждений / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение,2013, 2014г.
Музыка. 2 класс, рабочая тетрадь / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2015г.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 2 класс: пособие для учителя / сост. Е.Д. Критская. – М.: Просвещение, 2011г.
Музыка. Фонохрестоматия. 2 класс: [Электронный ресурс] / сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011г. 1 электрон.опт. диск (CD-Rom).
Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012г.
Распределение часов в течение учебного года
Период обучения Количество часов
1 четверть 8
2 четверть 8
3 четверть 10
4 четверть 8
Итого за год: 34 часа
Учебно-тематический план
№ п/п Название раздела Количество часов
1. Россия – Родина моя 3
2. День, полный событий 6
3. «О России петь – что стремиться в храм» 5
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 4
5. В музыкальном театре 5
6. В концертном зале 5
7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 6
Всего 34
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Музыка» во 2 классе отводится 34 часа в год (в неделю – 1 час).
Формы текущего контроля успеваемости: устный ответ, хоровое пение.
Виды и количество неурочных форм занятий
Формы занятий Темы занятий Кол-во часов
Урок-путешествие 1. Святые земли русской: Князь А. Невский, Сергий Радонежский. Кантата С. Прокофьва «А. Невский 2
2. Музыкальный театр. М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы Урок - игра 1 Обобщающий урок. «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов. 3
2. С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике 3 Русские народные инструменты. «Светит месяц», «Калинка» Р.н.п. Урок - сказка 1. Расскажи сказку. «Нянина сказка», «Мама» П.Чайковский.
«Сказочка» С.Прокофьев.
2. В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка». 2
ИТОГО 7
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» во 2 классе
Обучение музыкальному искусству во 2 классе начальной школы должно обеспечить учащимся возможность:
осознавать роль музыки в жизни человека;
различать особенности простых (песня, танец, марш) и сложных (опера, балет, симфония) жанров музыки;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение;
выявлять жанровое начало (песня, танец марш);
различать характер музыки;
узнавать интонации знакомых музыкальных произведений;
различать звучание знакомых музыкальных произведений;
передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, в различных видах творческой деятельности;
Данные требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования:
1. Личностные результаты:
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
2. Предметные результаты:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо одному виду) музыкально-творческой деятельности;
общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно- творческой деятельности.
3. Метапредметные результаты:
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной внеурочной деятельности.
Содержание курса
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций.
.
Тематическое планирование
№ Темы уроков Планируемые результаты
Даты уроков Корректировка
дат уроков Неурочные формы
предметные результаты метапредметные результаты личностныерезультаты
Раздел 1.
Россия Родина моя (3 ч)
Мелодия. М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке».
Узнают: что такое мелодия и аккомпанемент, назовут, кто сочиняет музыку.
Научатся: размышлять
о музыке, какую она рисует картину (на примере музыки М. П. Мусоргского), слушать музыку, проводить интонационно-образный анализ музыки, исполнять хоровое произведение (петь хором) Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя; планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные:использовать общие приёмы решения познавательной задачи.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника Показывает наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир 1 четверть
05.09
Здравствуй, Родина моя! Ю.Чичков, сл. К. Ибряева. Моя Россия. Г. Струве,
сл. Н. Соловьёвой. Узнают: смысл понятий: запев, припев, хор, солист, исполнитель, Родина, песня, танец, марш, мелодия.
Научатся: петь хором и с солистом на примере песен Ю. Чичкова «Здравствуй, Родина моя!» и Г. Струве «Моя Россия», воплощая характер и настроение песен о Родине, слушать музыку, устно отвечать на вопросы по содержанию музыкальных произведений Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способоврешения учебно-практическихи познавательных задач; участвовать в обсуждении проблемных вопросов; предлагать творческие варианты решения поставленной задачи; использовать полученные знания в самостоятельной работе.
Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию Проявляет чувство гордостиза культурное наследие своего народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношенияк себе, другим людям, Отечеству, миру в целом 12.09 Гимн России. А. Александров, сл. С. Михалкова. Узнают: символы России (флаг, герб, гимн), особенности исполнения гимна, значение понятий: гимн, символы, памятники архитектуры.
Научатся: слушать и исполнять гимн, исполнять музыкальное произведение в хоре, выполнять интонационно-образный анализ музыки Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать и понимать собеседника Осознает гражданскую идентичность в соответствии с традициями семьи и народа 19.09 Раздел 2.
День, полный событий (6 ч)
Музыкальный инструмент-фортепиано.
Пьесы: «Детская музыка» С. Прокофьев, «Детский альбом» П. Чайковский. Узнают: понятия: форте, пиано, фортепиано, рояль, пианино, музыкальный язык, музыкальный аль-бом, интонации.
Научатся: называть имена композиторов (Петр Ильич Чайковский, Сергей Сергеевич Прокофьев), музыкальные инструменты,
определять, как они связаны между собой (на при-мере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского и «Детской музыки» С. С. Прокофьева) Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск информации об истории и устройстве фортепиано.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Проявляет эмоционально-ценностное отношение к музыке; расширяет свою ценностную сферу
в процессе общения с музыкой 26.09 Природа и музыка. «Прогулка» М. Мусоргский.«Утро-вечер» С. Прокофьев.
Научатся: определять, какая из пьес С. Прокофьева изображает утро, а какая – вечер, характеризовать их выразительные возможности на примере пьес «Прогулка» М. Мусоргскогои С. Прокофьева.
Узнают: понятия песенности, танцевальности и маршевости, мелодия, регистр, изобразительность в музыке, что такое регистр, о песенности, танцевальности и маршевости в музыке русских композиторов, об изобразительности в музыке Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:ставить вопросы; формулировать проблемы; осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников); применять и представлять информацию.
Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной Проявляет наличие стремления к красоте и гармонии; приобретает эстетический взгляд на мир; оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношенияк себе, другим людям, Отечеству, миру в целом 03.10 Танцы, танцы, танцы. «Камаринская», «Вальс», «Полька» П. Чайковский. «Тарантелла» С. Прокофьев Узнают: названия танцев: полька, вальс, тарантелла, камаринская, понятия: танцевальные ритмы, пластика движений, танцевальные жанры.
Научатся: различать народный и классический танец, определять ритмы танцев; выполнять музыкально-ритмические движения; слушать музыку Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализует творческий потенциалв процессе коллективного танца 10.10 Эти разные марши. Звучащие картины. «Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский.
«Марш», «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев. Узнают: отличительные черты маршевой музыки: поступь, интонация шага.
Научатся: определятьна слух маршевую музыку, выделять среди произведений пьесы маршевого характера, сравнивать музыкальные ритмы движений деревянных солдатикови мальчика, кузнечиков
и месяца на примере пьес П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результат действия с требованиями конкретной задачи.Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Коммуникативные:обсуждать совместно вопросы с партнером по учебному взаимодействию перед принятием решения Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взглядана мир в его художественном разнообразии 17.10 Расскажи сказку. «Нянина сказка», «Мама» П.Чайковский.
«Сказочка» С.Прокофьев.
Узнают: значение музыкальных терминов: мелодия, аккомпанемент, вступление, о сказочных образах в музыке.
Научатся: находить сходство и различие музыкальных сказок («Нянина сказка» П. И. Чайковскогои «Сказочка» С. С. Прокофьева), рисовать то, что услышали, и сочинять сказку к своему рисунку Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные:ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач; рисовать услышанное.
Коммуникативные: ставить вопросы; учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки Стремится к формированию ассоциативно-образного мышления; имеет позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей 24.10 Урок - сказка
Обобщающий урок. «Колыбельная медведицы»
Е.Крылатов.
Узнают: значение музыкальных терминов: темп, динамика, построение музыки, музыкальная форма.
Научатся: слушать и выразительно исполнять колыбельные песни на примере пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского «Мама» и песен композиторов Е. Крылатова, А. Ос-тровского, Р. Паулса, различать особенности построения музыки (двухчастная, трёхчастная форма) и его элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев) Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять плани последовательность действий.
Познавательные: ставить и формулировать проблему; осуществлять запись, фиксацию информации о музыкальном мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Коммуникативные: обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; принимать участие в групповом исполнении песен Проявляет духовно-нравственные и этические чувства, уважительное отношение к матери 2 четверть
07.11 Урок - игра
Раздел 3.
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч)
Великий колокольный звон. Звучащие картины.
М. Мусоргский «Праздничный трезвон»
Узнают: названия колокольных звонов, что такое музыкальный пейзаж, звучащие картины, голоса-тембры.
Научатся: определять голоса-тембры колоколов, сравнивать их на примере музыки М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева «Вставайте, люди русские»из кантаты «Александр Невский», «Праздничного трезвона», передаватьв пластике движенийи в игре на музыкальных инструментах разный характер колокольных звонов, сопоставлять средства музыкальной выразительности музыки и живописи Регулятивные: выражать в словесной форме образный смысл и общий замысел произведений; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: выделять необходимую для решения познавательной задачи информацию; рассматривать живописные полотна и определять, какая музыка звучит на картинах, какими средствами живописи художник
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Сохраняет внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, чувства со-причастности к истории своей Родиныи народа 14.11 Святые земли русской:
Князь А. Невский,
Сергий Радонежский. Кантата
С. Прокофьва «А. Невский» Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: хор, кантата, триптих, народные песнопения, церковные песнопения, житие.
Научатся: называть имена святых, исполнять темы «Песни об Александре Невском» и «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский»С. С. Прокофьева, рассказывать о национальных героях, аргументируя, почему их любят, чтят и помнят потомки, обсуждать, какая музыка должна звучать в честь национальных героев Регулятивные: соотносить свои действия с поставленной целью и результатами.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебных задач информации.
Коммуникативные: выслушивать мнения и идеи одноклассников и использовать их в дальнейшей деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; проявлять активностьво взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Проявляет этические чувства, чувство со-причастности к истории своей
Родины и народа; оценивает и сознательно выстраивает эстетические от-ношенияк себе, другим людям, Отечеству, миру в целом 21.11 Урок-путешествие
Молитва. П.Чайковский
«Утренняя молитва», «В церкви»
Узнают: значение понятий: молитва, икона.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».
Узнают: значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки.
Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе Укрепляет культурную, этническуюи гражданскую идентичностьв соответствии с духовными традициями семьи и народа 28.11 С Рождеством Христовым! Музыка на Новогоднем празднике. Узнают: значение понятий: молитва, икона.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки на примере пьес из «Детского альбома» И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».
Узнают: значение понятий: народные церковные праздники, сочельник, колядки.
Научатся: выразительно исполнять рождественские песнопения Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: узнавать, называть и определять явления окружающей действительности.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе Укрепляет культурную, этническуюи гражданскую идентичностьв соответствии с духовными традициями семьи и народа 05.12 Урок - игра
Добрый тебе вечер. Рождественская песенка слова и музыка П. Синявского
Сформированность первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека. Регулятивные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий.
Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового)воплощения различных художественных образов.
Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыков сотрудничества с учителем и сверстниками Изучение закономерностей музыки (интонации, жанры, стиль
язык)
12.12 Раздел 4.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Русские народные инструменты. «Светит месяц», «Калинка» Р.н.п.
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: оркестр русских народных инструментов, вариации, наигрыш, пляска, фольклор, песня-игра, песня-диалог.
Научатся: называть народные инструменты, на которых играют музыканты, определять на слух русские народные инструменты, импровизировать в игре на народных инструментах, разыгрывать песни «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли», выразительно исполнять русские народные песни, танцы, инструментальные наигрыши Регулятивные:обдумывать замысел и реализовывать его в исполнении; определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Познавательные: использовать общие приёмы решения исполнительской задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения их существенных признаков.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничествас партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализует творческий потенциалв процессе коллективного танца, игры, музицирования 19.12 Урок - игра
Плясовые наигрыши. «Камаринская» - Р.н.п.
С. Прокофьев
«Ходит месяц над лугами».
Узнают: значение понятий: авторская музыка в народном стиле.
Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструментах, понимать и слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере пьес из «Детского альбома» П. И. Чайковского («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская») и «Детской музыки» С. С. Прокофьева («Ходит месяц над лугами», «Вечер») Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликтына основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реализует творческий потенциал в процессе сочинения 26.12 Музыка в народном стиле.
«Выходили красны девицы» -Р.н.п.
«Реченька» А. Абрамов,
сл. Е. Карасева
Узнают: значение понятий: авторская музыка в народном стиле.
Научатся: сочинять мелодию на заданный текст, импровизировать в игре на народных инструментах, понимать и слышать характерные народные интонации, ритмы, тембры, приёмы развития на примере прибауток В. Комаркова, слова народные; Реченька А. А. Абрамова Регулятивные: самостоятельно ставить цель в предстоящей творческой работе.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленной учебной задачи информации.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работать в паре, группе; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликтына основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии Проявляет эмоционально-ценностное отношение к искусству; реализует творческий потенциал в процессе сочинения 3четверть
16.01 Проводы зимы.
Встреча весны.
Масленичные песни
«Блины» Р.н.п.
Весенние заклички
«Ой, кулики, жаворонушки». Узнают: значение понятий: русский народный праздник, фольклор, песенка-закличка, выразительность, историю и содержание народных праздников.
Научатся: выразительно исполнять обрядовые песни, работать с учебником и дополнительной литературой; выполнять игровые и театрализованные действия Регулятивные:выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные:использовать общие приёмы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные:задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролейв совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию Укрепляет культурную, этническую и гражданскую идентичностьв соответствии с духовными традициями семьи и народа 23.01 Раздел 5.
В музыкальном театре (5 ч)
Музыкальный театр. М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.
Научатся: называть имена композиторов, названия произведений (опера М. Коваля «Волк и семеро козлят», балет С. Прокофьева оперы, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла «Золушка»), выразительно исполнять темы героев Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации.
Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную музыкальную (певческую, исполнительскую, слушательскую) деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, с точки зрения музыкального содержания и средств его выражения Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет позитивную самооценку своих музыкально творческих возможностей 30.01 Урок-путешествие
.В гостях у сказки. Балет С. Прокофьева «Золушка». Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, музыкальный театр, музыкальный диалог, хор, солист, балет, балерина.
Научатся: называть имена композиторов, названия произведений балет С. Прокофьева оперы, сопоставлять и сравнивать характеры действующих лиц, передавать настроение музыки, подмечать контрасты музыкальных тем, воплощающих образы добра и зла «Золушка»), выразительно исполнять темы героев Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для решения поставленных учебно-практических и познавательных задач информации.
Коммуникативные:проявлять активность во взаимодействии; вести диалог; слушать собеседника; уметь участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, обсуждать и анализировать собственную музыкальную (певческую, исполнительскую, слушательскую) деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач, Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; имеет позитивную самооценку своих музыкально творческих возможностей 06.02 Урок - сказка
Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.
«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев. Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: симфонический оркестр, дирижёр, дирижёрские жесты.
Научатся: представлять себя в роли дирижёра и дирижировать разными маршами из опер и балетов, участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля Регулятивные:контролировать и оценивать свою учебную деятельность. Познавательные: обдумывать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизациии пластическом интонировании.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; учитывать эмоциональное восприятие музыки других учащихся; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания Реализует творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального музицирования 13.02 Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.
Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра 20.02 Увертюра. Финал. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинка
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, солист, хор, контраст, увертюра, финал.
Научатся: проводить сравнительный анализ стихотворного и музыкального текстов, понимать смысл терминов «партитура», «увертюра» на примере музыки М. И. Глинки, слушать и понимать музыку Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные:ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию во взаимодействии Проявляет наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи, театра 27.02 Раздел 6.
В концертном зале (5 ч)
Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: концертный зал, сюжет, тема, тембр, партитура, инструменты симфонического оркестра.
Научатся: различатьна слух инструменты симфонического оркестра, сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки, следитьпо партитуре за развитием музыки, выделять изобразительность и выразительность в музыке Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; концентрировать волюдля преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизировать эмоциональное состояниедля решения поставленных учебных задач.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе Стремится к развитию эмоционального восприятия музыкальных произведений; проявляет интерес к от-дельным видам музыкально-практической деятельности 06.03 Обобщающий урок по теме «Мир симфонического оркестра» определять и сравнивать характерное настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Регулятивные:рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах Познавательные: осуществлять поиск необходимой для реализации учебно-познавательной задачи информации.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью; контролировать свои действия в коллективной работе узнавать тембры инструментов симф. оркестра в звучании оркестровой партитуры, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, 13.03 Картинки с выставки. М. Мусоргский«Песня о картинах».Г. Гладков. «Музыкальное впечатление».
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: сюита, музыкальный портрет, о музыкальном творчестве М. П. Мусоргского для детей.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыки, выделять выразительность и изобразительность в музыке на примере фортепианных пьес М. П. Мусоргского «Картинки с выставки»; определять музыкальные портреты и образы на основе анализа пьес-картинок М. П. Мусоргского Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения поставленных задач. Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции Проявляет наличие эмоционального отношения к искусству; стремится к развитию ассоциативно-образного мышления 20.03 «Звучит нестареющий Моцарт». Увертюра. «Свадьба Фигаро» В.-А. Моцарт.
Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра, о жизни и творчестве В. А. Моцарта.
Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-практические действия в соответствии с правилами ролевой игры «Играем в дирижёра» Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог; слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов 4 четверть
03.04 Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт. Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: опера, симфония, рондо, симфоническая партитура, контраст, увертюра, о жизни и творчестве В. А. Моцарта.
Научатся: анализировать и сравнивать музыкальные произведения на примере симфонии № 40, оперы «Свадьба Фигаро», «Рондо в турецком стиле» В. А. Моцарта и произведений М. И. Глинки Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; выполнять учебно-практические действия в соответствии с правилами ролевой игры «Играем в дирижёра». Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; конструктивно вести диалог; слушать и понимать собеседника; управлять коммуникацией: определять общую цель и пути её достижения; осуществлять взаимный контроль; Проявляет уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов 10.04 Раздел 7.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье (6 ч)
Музыкальные инструменты (орган). И.-С. Бах. «Менуэт», «За рекою старый дом», «Токката» Узнают: значение понятий и музыкальных терминов: интонация, темп, тембр, мелодия, динамика, лад, регистр, ритм, орган, органная музыка,
менуэт, аккомпанемент.
Научатся: слушать и отличать на слух тембр органа, анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусствана примере музыки И.-С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах») Регулятивные:выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничествас партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функцийи ролей в совместной деятельности Проявляет интереск отдельным видам музыкально-
практической деятельности, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов 17.04 Все в движении. Попутная песня. «Тройка» Г. Свиридов.
«Попутная песня» М. Глинка. Узнают: значение понятий: изобразительностьи выразительность музыки, темп, контраст, о характере движения в музыке и способах его выражения композиторами
Научатся: анализировать и сопоставлять музыкальные произведения разных композиторов, осознавать взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных
произведениях на примере «Тройки» Г. В. Свиридова, «Попутной песни» М. И. Глинки Регулятивные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно.
Познавательные:осуществлять поиск необходимой информации для реализации поставленных учебно-практических и познавательных задач.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью к учителю, партнеру по сотрудничеству; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Демонстрирует наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения, взаимодействия со сверстниками при решении различных творческих (музыкальных) задач 24.04 Музыка учит людей понимать друг друга.«Колыбельная, «Весенняя» В. Моцарт. Узнают: значение понятий: песня, танец, марш, композитор, исполнитель, слушатель.
Научатся: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя на примере музыкальных произведений Д. Б. Кабалевского («Кавалерийская», «Клоуны», «Карусель» и др.); выполнять интонационно-образный сравнительный анализ произведений Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя в соответствии с поставленной учебной задачей; Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; моделировать (выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов (музыкальные пьесы Д. Б. Кабалевского) с целью решения конкретных задач).Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Проявляет этические чувства, уважительное отношение к окружающим людям, положительное отношение к музыкальным занятиям 02.05 Два лада. Легенда. Природа и музыка. «Весна. Осень»
Г. Свиридов. «Жаворонок»
М. Глинка.
Узнают: значение понятий (музыкальных терминов): музыкальный лад, тембр, краска, мелодия.
Научатся: на слух определять мажор и минор, называть и давать характеристику средствам музыкальной выразительности на примере картины М. Нестерова «Два лада», картин В. Борисова-Мусатова «Цветущиевишни» и «Осенняя песнь», музыкальных произведений «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского, «Весна» и «Осень» Г. В. Свиридова; Регулятивные:применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей Познавательные: ставить и формулировать проблему; ориентироваться в информационном материале учебника; осуществлять поиск необходимой для решения учебной и познавательной задач информации; Коммуникативные:задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию Стремится к развитию навыков художественного восприятия произведений искусства; проявляет эмоциональную отзывчивость, духовно-нравственные и этические чувства 15.05 Мир композитора. П.Чайковский,
С. Прокофьев. «Печаль моя светла».
Узнают: значение понятия (музыкального термина) музыкальный лад, особенности звучания музыкальных произведенийи отдельных мелодий, написанных композиторами в минорном ладе, о знаках альтерации в нотной записи и их назначении.
Научатся: понимать основные музыкальные термины и понятия музыкального искусства, рассуждать о выразительных средствах, использованных композиторами для выражения своего отношения к природе в музыкальных произведениях Регулятивные:вносить необходимые дополнения и изменения в план; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками илисамостоятельно; оценивать процесс и результат действия; вносить необходимые коррективыв действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок. Познавательные:формулировать познавательную цель; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: задавать вопросы; формулировать собственное мнение и позицию Проявляет наличие эмоционального
отношения к искусству, уважение к чувствам и настроениям другого человека, положительное отношение к музыкальным занятиям 22.05
Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. Узнают: могут ли иссякнуть мелодии в результате обсуждения проблемного вопроса; (вспомнят) изученные на уроках музыкальные сочинения (ориентируясь на рисунки, характерные мелодии известных произведений) и назовут их авторов, исполнителей и исполнительские коллективы (симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, дуэт, трио, квартет, ансамбль, квинтет); услышат отзывыНаучатся проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, к музыкальным конкурсам и фестивалям, составлять афишу и программу заключительного урока-концерта Регулятивные:применять установленные правила в планировании способа решения; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата; составлять план и последовательность действий; осуществлять констатирующийи пт действия с требованиями конкретной задачи. Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: предлагать помощь и договариваться о распределении функций в совместной деятельности; конструктивно и плодотворно работать в группе Сохраняет внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; воспринимает музыкальное произведение на основе эмоционально-чувственного развития, сопереживания, 29.05Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка» во 2 классе
Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина/ - М. «Просвещение».2013 г.
Таблицы:
Ермеева, М.В. Методические рекомендации: наглядные пособия по музыке: начальная школа / М.В. Еремеева. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. 1. Нотный стан-нотоносец. 2. Фортепиано. Звуки низкие, средние, высокие. 3. Динамика. Диапазон. 4. Темп. 5. Длительность звука. Пауза. 6. Доли. Такт. Размер. 7. Музыкальные жанры. 8. Музыкальные формы. 9. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. 10. Народные музыкальные инструменты.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. (CDROM)
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/Материально технические средства.
Проектор, ноутбук, интерактивна доска, доска с магнитной поверхностью.