РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета Искусство ИЗО 5 класса Калугиной Любовь Ильиничны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сиренькинская средняя общеобразовательная школа»



«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО учителей ЕМЦ
____________ Тихонова Г.А.
Протокол № _1_
от «___»__________2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Сиренькинская СОШ»
____________ Максимова М.Н

от «___»__________2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ«Сиренькинская СОШ»
___________Файзетдинов Т М.
Приказ № __
от «___»__________2014 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
Искусство ИЗО 5 класса
Калугиной Любовь Ильиничны


Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол №1
От «_29_»_08_2014 г.





2014-15 уч. год



Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена и соответствует федеральному компоненту государственному стандарту общего образования и объёмом времени, отведённым на изучение предмета по базисному учебному плану, а также с учётом учебной программы «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», автор Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, 2008.
При создании данной программы руководствовалась приказом Минобразования России от 05.03.04 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; методическим письмом МО и НРФ «О преподавании учебного предмета в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»; приказом МО и Н РФ №2080 от 24.12.10 «Федеральный перечень учебников допущенных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 уч. год»; рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Согласно санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г №189) считать удовлетворительной.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Закон РФ «Об образовании»;
Закона РТ «Об образовании»;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки от 30.08.2010 г № 899 «О внесении изменений в федеральный базисный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом образования российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312»;
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Программа «Изобразительное искусство» 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений /В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др.-М.:Дрофа,2007.-46.
Образовательная программа школы МБОУ «Сиренькинская СОШ» на 2012-13 уч. год;
Приказ МБОУ «Сиренькинская СОШ» от 25.08.2011 г. №80. Положения школы «О рабочей программе педагога».
Учебник:
- «Изобразительное искусство» 5-9 кл.: программа для общеобразовательных учреждений /В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др.-М.:Дрофа,2007.-46.
Дополнительная литература:
– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. – М. : Мозайский, 2009;
– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. – М. : Детская литература,2001;
– Вачьянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания | А. М. Вачьянц. – М. : ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 2007;
– Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. – М. : Айрис-Пресс, 2007.

В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Изобразительное искусство», автор В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. 35 часа.
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах.
Одной из главных целей преподавания изобразительного искусства ставится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, осознание и своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности переживания. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения.
Задачи – дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусств с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Содержание программы
5 класс
Древние корни народного искусства – 9 часов – Древние образы в народном искусстве – 1; Декор русской избы – 1; Единство формы, конструкции и декора в народном жилище – 1; Внутренний мир русской избы – 1; Конструкция и декор предметов народного быта и труда – 2; образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки- 1; Народный праздничный костюм – 1; Народные праздничные обряды – 1
Связь времён в народном искусстве – 7 часов – Древние образы в современных народных игрушках – 1; Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла - 1; Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла - 1; Искусство Золотой Хохломы. Истоки и современное развитие промысла - 1; Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла - 1; Промыслы нашего края - 1;Роль народных художественных промыслов в современной жизни – 1.
Декор – человек, общество, время – 10 часов- Зачем людям украшения? – 1;Украшения в жизни древних обществ – 1; Декор и положение человека в обществе – 1; Декоративное искусство Западной Европы – 1; Одежда говорит о человеке – 1;Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества – О чём рассказывают гербы – 1; О чём рассказывают эмблемы – 1; Декоративное искусство и мы – 1; Великие портретисты- 1.
Декоративное искусство в современном мире – 9 часов- Современное выставочное искусство – 2; Современное декоративное искусство - витраж - 2 ;Древние образы в современном декоративном искусстве – 1; Современное декоративное искусство - мозаика- 2; Создание коллективной декоративной работы – 1;Современное декоративное искусство – 1.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса (базовый уровень)
Учащиеся должны знать:
основные виды и жанры изобразительных искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира.
Учащиеся должны уметь:
применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Учебно – методический комплект, реализующий программу « Изобразительное искусство и художественный труд» в 5 классе включает:
– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. – М. : Просвещение, 2008;
– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. – Ижевск, 2008;
– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. – М. : Просвещение, 2006;
– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. – М. : Агар, 2008;
– Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5–8 классы. / Н. Н. Фомина. – М. : Просвещение, 2005;
Количество часов на 1 полугодие – 17, количество часов на второе полугодие – 18; всего – 35 часов, в неделю – 1 час
Календарно - тематическое планирование составлено на основе программных требований « Программы для общеобразовательных учреждений» Министерства образования РФ.


Учебно – тематическое планирование 5 класс


Тема урока
Кол – во часов
Тип урока
Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
Виды контроля, измерители
Планируемые результаты освоения материала
Домашнее задание
Дата проведения









План
Факт

1
Древние образы в народном искусстве
1
Интегрированный
Индивидуальные задания

Познакомить учащихся с понятием и языком ДПИ. Открыть содержательный смысл художественного образного языка. Его связь с явлениями жизни. Изобразить композицию из различных элементов древнерусской символики
Подобрать иллюстрации с изображением русской избы в книгах русских сказок
6.09


2
Декор русской избы
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Устные ответы
Изучение языка ДПИ, знакомство с сюжетно-декоративной композицией. Изобразить украшение наличника.
Подбор зрительного материала по теме: «Древние образы народного искусства»
13.09


3
Единство формы, конструкции, декора в народном жилище
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Вопросно-ответная работа
Выявление символического значения декоративных элементов, развитие конструктивной фантазии. Изобразить фасад дома, украшенный резьбой в стиле древних мастеров.
Подобрать репродукции, открытки по теме: « интерьер народного жилища»
20.09


4
Внутренний мир русской избы
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Вопросно-ответная работа
Познакомить с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное. Нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

Выполнить рисунок в графике
27.09


5,6
Конструкция, декор предметов народного быта и труда
2
Комбинированный, урок практической работы
Индивидуальные задания, творческая работа
Вопросно-ответная работа, викторина «ДПИ»
Сформировать навыки создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета. Познакомить с основами бумажной пластики. Сделать изображение любого предмета крестьянского быта. Нарисовать прялку декоративной формы.
Закончить рисунок принести картон, клей, ножницы. Декоративно оформить поделку
4.10-11.10


7
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Устные ответы
Познакомить с основными видами орнамента и принципами композиционного построения. Выполнения эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
Изобразить символы древнего искусства, знать их значение
18.10


8
Народный праздничный костюм
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Вопросно-ответная работа
Познакомить с особенностями народного праздничного костюма, закрепить навыки создания художественного образа в декоративной композиции. Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России.
Подобрать и записать старинные русские поговорки и пословицы
25.10


9
Народные праздничные обряды
1
Повторительно - обобщающий
Групповая работа
Фронтальный опрос
Обобщить знания и навыки по теме: « Древние корни народного искусства», активная беседа по данной проблематике.
Принести пластилин
31.10


10
Древние образы в современных народных игрушках
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Самостоятельная работа
Знакомство с древнерусской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, создание из пластилина своего образа игрушки, сохраняя традиции промысла

Принести цветную бумагу, клей, ножницы
15.11


11
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Самостоятельная работа
Познакомить с народными промыслами России, сформировать навыки составления декоративной композиции, вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма
Подобрать иллюстрированный материал по теме: «Городецкая роспись»
22.11


12
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
1
Комбинированный
Работа в группах
Фронтальный опрос
Познакомить с народными промыслами России, сформировать навыки составления декоративной композиции, выполнение эскиза росписи разделочной доски
Закончить работу в технике гуашь
29.11


13
Искусство Золотой хохломы. Истоки и современное развитие промысла
1
Комбинированный
Работа в группах
Самостоятельная работа
Познакомить с народными промыслами России, сформировать навыки составления декоративной композиции, выполнение элементов травного узора в полосе
Выполнить узор в круге, тарелке
6.12


14
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла
1
Комбинированный
Работа в группах
Самостоятельная работа
Формирование навыков росписи в традициях народного промысла, выполнение эскиза росписи подноса
Подбор иллюстративного материала по декоративному искусству Татарстана
13.12


15
Промыслы нашего края
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Вопросно-ответная работа
Научит видеть черты национального своеобразия в облике людей, в их одежде, украшениях, Познакомить с татарским орнаментом, изображение элементов украшения татарского костюма
Нарисовать татарский костюм
20.12


16
Роль народных художественных промыслов в современной жизни
1
Комбинированный
Выполнение тестовых заданий
Викторина
Выявить отличия и общность народных промыслов, проведение беседы, занимательной викторины
Принести художественные материалы и принадлежности
27.12


17
Зачем людям украшения
1
Комбинированный

Устные ответы
Сформировать понятия социальной функции декоративного искусства в организации общества, знакомство с эволюцией и образным значением одежды
Принести иллюстрированный материал по декоративному искусству Древнего Египта
17.01


18
Украшения в жизни древних обществ
1
Интегрированный
Индивидуальные задания
Индивидуальный опрос
Познакомить с понятием ювелирное искусство, языком декоративного искусства Древнего Египта. Выполнить эскиз ювелирного украшения, используя характерные знаки - символы
Принести иллюстрированный материал по декоративному искусству Древней Греции
24.01


19
Декор и положение человека в обществе
1
Интегрированный
Индивидуальные задания
Индивидуальный опрос
Познакомить с декоративным искусством Древней Греции. Сделать наброски фигур людей в греческих костюмах
Изобразить мифологический сюжет на сосуде любой формы
31.01


20
Декоративное искусство Западной Европы
1
Интегрированный
Творческая работа
Самостоятельная работа
Познакомить с декоративным искусством в стиле барокко, выполнение эскиза интерьера дворца
Принести иллюстрации с изображением средневекового костюма
7.02


21
Одежда говорит о человека
1
Комбинированный
Творческая работа
Беседа
Сформировать умения придерживаться в работе единства формы и декора, выполнение эскиза костюма придворного аристократа
Закончить рисунок
14.02


22
Выражение в одежде принадлежности человека к различным слоям общества
1
Комбинированный
Работа в группах
Вопросно – ответная работа
Познакомить с особенностями средневековой одежды различных слоёв общества, выполнение эскиза композиции «Бал во дворце»
Принести теоретический и иллюстрированный материал по теме «Гербы»
21.02


23
О чём рассказывают гербы
1
Урок - конференция
Творческая работа
Вопросно – ответная работа
Сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов, познакомить с историей герба родного города, придумать свой вариант
Закончить композицию в цвете
28.02


24
О чём рассказывают эмблемы
1
Интегрированный
Творческая работа
Беседа
Познакомить с символическим языком декоративного искусства на примере эмблем, импровизация на тему : «Эмблема школы или города»
Подготовиться к игре викторине по теме : «Декор, человек, общество, время»
6.03


25
Декоративное искусство и мы
1
Комбинированный
Индивидуальные задания
Самостоятельная работа
Познакомить с современным декоративным искусством, изображение натюрморта с декоративной посудой
Выполнить рисунок в живописи
13.03


26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
1
Повторительно - обобщающий

Тесты
Обобщить и проверить знания по теме декор – человек, общество, время. Обобщение урока, подведение итогов
Присмотреться к примерам современного декоративного искусства
20.03


27 - 28
Современное выставочное искусство
2
Комбинированный
Самостоятельная работа
Индивидуальный опрос
Показать тенденции современного декоративного искусства и его отличия от традиционных народных промыслов. Наброски по представлению интерьеров школы с целью декоративного оформления
Выполнить в цвете один из вариантов
3.04-10.04


29 - 30
Современное декоративное искусство. Витраж
2
Урок практической работы
Творческая работа
Самостоятельная работа
Сформировать навыки работы над имитацией техники витража. Выполнить имитацию витража
Принести кальку и фломастеры
17.04-24.04


31
Древние образы в современном декоративном искусстве
1
Повторительно - обощающий
Самостоятельная работа
Фронтальный опрос
Обобщить знания по теме «Древние образы в декоративном искусстве. Изобразить древние образы
Закончить рисунок, творческие индивидуальные задания
1.05


32 - 33
Современное декоративное искусство. Мозаика
2
Комбинированный
Индивидуальные задания
Вопросно- ответная работа Самостоятельная работа

Познакомить с искусством мозаики, повторить материал по созданию композиции. Повторить законы цветоведения, сформировать умения работы в технике мозаика. Выполнение работы в технике мозаика (бабочки, цветы) Выполнить карандашный набросок предложенного элемента композиции
Нарезать цветную бумагу для предстоящей работы, закончить индивидуальные задания
8.05-15.05


34
Создание коллективной декоративной работы
1
Урок творчества
Творческая работа
Самостоятельная работа
Формировать навыки коллективной работы, умение составлять композицию. Создание композиции декоративного панно из выполненных элементов
Повторить материал по теме выставочное искусство
22.05


35
Современное декоративное искусство.
1
Урок закрепления

Беседа
Закрепить знания , умения и навыки, развивать творческие способности учащихся. Обобщение знания по теме года, занимательная викторина

29.05






























15