Опыт работы «Царство красноречия» — средство развития коммуникативных умений и навыков дошкольников с нарушениями речи


Опыт работы
«Царство красноречия» - средство развития коммуникативных умений и навыков дошкольников с нарушениями речи
Слайд 1 Здравствуйте.
Меня зовут Шептунова Ольга Витальевна и я… учитель-логопед. Представляю вашему вниманию опыт работы по проблеме: «Царство красноречия» - средство развития коммуникативных умений и навыков дошкольников с нарушениями речи»
Слайд 2 Красноречие - дар хорошо и красиво говорить, И в тоже время для детей - изобретенье речи.
Изобретенье речи – поиск, находка детского ума.
Находка дорогого стоит и тайною окружена.
Речь для ребёнка – нечто новое: и творчество, и волшебство.
Дитя всегда к нему готовое, лишь «подтолкни» слегка его.
Для того чтобы в перспективе наши дети могли всегда поддержать беседу, они должны научиться, прежде всего, общаться между собой, говорить и слушать, размышлять, искать точное слово, думать над тем, как лучше сказать или спросить, т.е. должны учиться умению общаться
Слайд 3 Почему я обратилась к данной проблеме? 
Безусловно, основополагающими для меня стали Стандарт и концепция модернизации, в которых акцент делается на значимости коммуникативной компетентности личности для своевременной успешной социализации.
Думаю, ни для кого не секрет, что ритм современной жизни не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого поведения ребенка, а многие из них попросту не компетентны в этом вопросе. Да и современные СМИ в большинстве своём демонстируют агрессивные формы речевого поведения
По данным современных психолого-педагогических исследований (Ф.А. Сохина, A.M. Бородина, М.М. Алексеевой и др.) большинство дети не умеют использовать доступные вербальные и невербальные средства, не владеют способами построения диалога, не устанавливают взаимодействия друг с другом в ходе диалога, т.е. не умеют слышать, слушать друг друга, инициативно высказываться. С подобной проблемой мы сталкиваемся и в нашем ДОУ. Для дошкольников с нарушениями речи проблема формирования и развития коммуникативных способностей особенно актуальна. В результате мониторинга сформированности интегративного качества «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» было выявлено большое количество детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития коммуникативных умений.
Кроме того отмечается недостаточная разработанность практических методов коммуникативного образования средствами развития диалогической речи.
Думаю, что и мои коллеги, сталкиваются с подобными трудностями.
Игры со словом нужны детям как никогда, потому что визуальная культура – кинотелевидеокомпьютерная – пытается вытеснить литературную, вербальную, а на развитие интеллекта это сказывается не лучшим образом. И пока дети ещё малы и не подсели на компьютеры, нужно их учить слову (и доброму, и злому, чтобы отличали), учить устному общению.
Слайд 4 Я стала искать пути и механизмы, которые помогли бы решению данной проблемы.
Цель и задачи которые представлены слайде (не зачитывать)
Слайд 5 Мой опыт вырос не на пустом месте, прежде чем он сформировался, мною были изучены научные исследования, актуальный практический опыт коллег.
Одним из основополагающих в моем опыте стал деятельностный подход, на который акцент сделан в исследованиях А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского и других ученых, позволивший в сочетании с содержанием и используемыми средствами деятельности добиться ээффективных результатов в моей работе.
Слайд 6 Далее более подробно я представлю практическую часть моего опыта
В чём же состоит его новизна?
Прежде всего, в том, что мною разработана программа «Царство красноречия» и система методического сопровождения к ней,
Цель программы «Царство красноречия» направлена: на овладение детьми с нарушениями речи, коммуникативных умений и навыков в конексте деятельностного подхода.
Содержание программы включает 2 блока:
Блок «Мы играем – диалог развиваем»
Блок «Искусство общения»
и разработанные мною средства реализации программы, представляющие красочные пособия
Слайд 7 Система методического сопровождения включает по слайду назвать….
Слайд 8 Блок программы «Мы играем - диалог развиваем» разработан мной с использованием инновационной технологии О.А. Бизиковой. Меня привлекла данная технология тем, что основными методами являются игровые. Формирование и развитие навыков диалогического общения объединяет 3 блока диалогических единств: «вопрос-ответ», сообщение-реакция на сообщение» и «побуждение-реакция на побуждение».
В процессе своей работы я варьирую последовательность диалогических единств и совмещаю их друг с другом в зависимости от основных этапов логопедической работы, а так же в рамках лексических тем. Например,….. Я применяла разные виды театральных игр, пересказ по ролям, инсценирование прозаических литературных произведений и режиссерские игры по мотивам произведений, использовала их для постепенного перевода детей от готовых реплик к построению своих.
Для этого вначале подбираю произведения с преобладанием какой-либо одной диалогической пары. Позже мы брали произведения, где разные диалогические пары переплетаются. Мною использовались народные сказки и произведения писателей: «Как лечить удава», «Хочу быть слоненком» Г. Остера, «Неладно скроен, да крепко сшит», «Божья коровка» К. Ушинского, «Спор животных» (русская народная сказка), «Приключения Мишки Ушастика» Ч. Янчарского и другие. Мы приглашали на спектакли (кукольные и игровые) детей младших групп, устроивали театральные посиделки.
Мною были разработаны перспективные планы и конспекты занятий с использованием различных игр и игровых диалогов. Так в рамках темы «Сад- огород» я провожу занятие «В гостях у бабушки Маши», изучая тему профессии мы с ребятами встречаем журналиста Кешу (конспект «Журналист Кеша в гостях у ребят»), систематизируя знания по теме дикие животные мы отправляемся в зимний лес (конспект «Путешествие в зимний лес»). Так же для обеспечения эффективности реализации разработанного мною содержания программы я систематизировала картотеки подвижных и дидактических игр, оформила подборки произведений художественной литературы, текстов для театрализации и инсцинирования.
Слайд 9 Одной из главных задача Блока «Искусство общения» была задача развивать у детей чувство коммуникативной целесообразности высказывания.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, я отобрала только те вопросы, которые касаются устной формы речевой деятельности
Мы проводили риторические игры, решали риторические задачи.
Например….. Мы учились с детьми вести диалог по телефону. Для этого использовали игры с телефоном, в которых я демонстрировала ребятам различные ситуации, связанные с телефонными переговорами: звонок другу, звонок маме (бабушке), звонок в поликлинику, цветочный магазин и многие другие. Обыгрывая ситуации, мы знакомились с этикетом телефонного разговора, с традиционными речевыми фразами. Затем дети сами разыгрывали сходные ситуации.
Слайд 10 Моей педагогической находкой стали авторские пособия и дидактические игры: многофункциональное пособие речевое дерево- для чего данное пособие позволяет варьировать работу над коррекцией звукопроизношения, на этапе развития фонематического слуха, дифференциации звуков, при формировании понятия родственных слов, а так же систематизировать знания детей о временах года.
логопедический куб для чего? пособие предназначено для систематизации знаний о структурных единицах русского языка: звуках, слогах, словах, предложениях. Так же данное пособие используется мною и в других вариациях игр, например «Накорми животных», «Чей хвост», «Что я надену».
Пособие часы времён года – способствует более полному и целостному формированию у детей представлений о временах года и происходящих сезонных изменениях. С применением данного пособия проводят игры «Назови признаки», «Расскажи», «Это бывает».
Дидактическая игра «Золотые ворота» для чего? Проводится мною с целью закрепления умения детей использовать в речи различные варианты выражения приветствия, благодарности, прощания, просьбы-разрешения.
Игровые диалоги с дядюшкой АУ.
Особая роль на занятиях была отведена дядюшке АУ (дидактической кукле), герою который стал непосредственным участником многих занятий. Он является посредником между детьми и мной. Он провоцировал ребят на активное, заинтересованное включение в конкретную ситуацию общения. Например….  Я не раз разыгрывала вместе с Дядюшкой АУ, как не надо поступать в той или иной речевой ситуации. Например, у Дядюшки АУ день рождения. Он встречает гостей, принимает подарки. На один из сувениров АУ реагирует так:
- Спасибо, но у меня есть бегемотик.
 Коммуникативная задача: посоветуйте Дядюшке АУ, какие речевые средства можно использовать, чтобы не обидеть гостя.
Дети предлагали следующие варианты ответов:
- Спасибо! Этот бегемотик украсит мою коллекцию.
- Большое тебе спасибо! Мне очень нравится этот бегемотик, такого у меня нет.
- Большое спасибо! Я давно хотела, чтобы у меня был такой бегемотик, в шляпе и с зонтиком. Он такой забавный!
Иногда дети сами играют  роль Дядюшки АУ  и руководят куклой. 
Замечу, что на первых порах детям гораздо проще было давать советы, делать замечания кукле, нежели своему сверстнику.
Слайд 11 Для достижения устойчивых результатов тесно сотрудничаю с родителями, используя различные формы работы с ними. Был проведен круглый стол на тему "Играя, развиваем", оформлены различные стендовые консультации, подготовлены практические и открытые занятия с целью повышения компетентности родителей в данном вопросе. Родители принимали активное участие в совместных речевых досугах, тематических праздниках.
Слайд 12 Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, в своей работе активно использую инновационные формы и методы работы. Так совместно с родителями был реализован проект «Рукописная книга». В ходе, которого родители были включены в образовательный процесс. При работе над лексической темой я предлагала детям вместе с родителями подобрать загадки на данную тематику, потешки, нарисовать рисунки, изготовить поделки, составить рассказ описание или рассказ из личного опыты ребёнка, прочитать соответствующую художественную литературу, сделать фотоколлажи. Весь материал ребёнок и взрослый оформляли, а затем всё скреплялось в папку. В последующем эта папка совместных детскородительских работ на выходе из проекта стала «Рукописной книгой воспитанников МБДОУ детского сада №4».
Слайд 13 А эффективна ли моя работа? Думаю, что да. Об этом свидетельствуют
Результаты целенаправленной и систематической работы в течение двух лет и повышение уровня развития диалогической речи детей. (Динамика на слайде)
Положительные отзывы и ответы родителей на вопросы анкеты, которая была им предложена. Где они отмечали что изменилось поведение ребенка, он стал более внимательным и вежливым в общении: - со сверстниками, - со взрослыми. Приводя примеры, родители отмечали, что ребенок:
- стал внимательнее к окружающим (62,5%);
- употребляет в речи новые вежливые обороты (68,8%)
- замечает невежливое общение других (75%)
Некоторые писали. "Речь ребенка стала похожа на речь взрослого человека своей обоснованностью", "Стал интереснее рассказывать о новом, делиться своими впечатлениями", "Стала более общительной".
Слайд 14 Так же эффективность реализации опыта подтверждена участием и победами моих воспитанников в конкурсах, викторинах различной направленности на муниципальном, областном и всероссийском уровнях
Слайд 15 В 2015 году имя моей воспитанницы      Дианы Вылуск          было внесено в  книгу   "Ими гордится Россия" национальной образовательной программы "Интеллектуально-творческий потенциал России" 
Слайд 16 Результативность моей работы позволяет мне делиться своим опытом с педагогами ДОУ, города и области, через проведение семинаров, мастер-классов, участия в конференциях, семинарах, а конкурс Учитель года, я вообще считаю универсальной площадкой для транслирования своего опыта.
Слайд 17, 18 Заинтересованность, которую я вижу у своих коллег, позволяет мне еще шире транслировать то, что я знаю, умею в педагогических сообществах, в средствах массовой информации в публикациях
Слайд 19 Помните парадоксальное высказывание Чёрной Королевы из сказки Льюиса Кэролла "Алиса в Зазеркалье"? "Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрее". В детстве казалось, что это чепуха, но сегодня приходится признать правоту Её Величества. 
Учить и воспитывать детей в нашем стремительно меняющемся мире нелегко: развиваются технологии, экономика; приходят на смену прежним новые перспективные профессии, преобразуются образовательные стандарты. Даже жизненно необходимые навыки — и те меняются, как того требует время. Именно поэтому я нахожусь в режиме постоянного профессионального роста и повышения квалификации.
Слайд 20 И тот положительный отклик, который я получаю на своем сайте, и общественная оценка моей деятельности в грамотах, дипломах, говорят о важности и необходимости моего опыта реализации программы «Царство красноречия»
Слайд 21 И в заключении хотелось бы сказать:Развивая речь ребёнка Мы не только открываем для ребёнка неограниченные возможности общения, но и вселяем в него уверенность в собственные силы, способствуем развитию его познавательных способностей.
Слайд 22 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ