Урок русского языка олимпийской тематики Характеристика художественного стиля 11 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Личадеевская средняя общеобразовательная школа»
администрации Ардатовского муниципального района
Урок русского языка
«Характеристика
художественного стиля речи»
(олимпийский урок русского языка)
11 класс
Подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Тулякова Наталья Александровна
2013
Тема: Характеристика художественного стиля речи
Класс: 11
Цели урока:
обобщение теоритических знаний по теме «Художественный стиль речи».
Задачи:
образовательные:
- закрепить навыки орфографические, орфоэпические, стилистического анализа текста,
- развивающие:
способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать.
- воспитательные:
способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности,
обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету и истории страны (зимние олимпийские игры в Сочи), патриотизма,
Время: занятие рассчитано на 45 минут
Форма: открытый урок
Тип занятия: объяснение нового материала
Оборудование: мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
материал для интерактивной доски по теме урока;
слайды с этапами урока и заданиями;
аудиозапись с гимном олимпиады в Сочи -2014 (отрывок).
У учащихся: учебник, тетрадь, раздаточный материал
Раздаточный материал:
тексты №1, № 2 , № 3 «Сказка про олимпиаду» для анализа;
листы для проверочной работы по теме;
Опережающее домашнее задание:
Домашнее задание: словарная работа (10 слов на олимпийскую тематику)-найти лексическое значение и поставить ударение.
Эпиграфы к уроку:
« Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,—
для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
К.Паустовский
«Быстрее, выше, сильнееее»
Ход урока
Организационный момент – 3 мин.
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!
А) Постановка цели урока учащимися СЛАЙД 1
- Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить?
(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны).
В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока
Сегодня на уроке мы повторим стили речи, которые уже изучали ранее, а еще повторим и обобщим знания по художественному стилю речи, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка – это художественный стиль речи.
Урок будет не совсем обычный, правильно вы заметили, он будет содержать олимпийскую тематику. С 7 по 23февраля в Сочи проходит зимняя олимпиада, что войдет в историю нашей страны. И мы с вами наблюдаем за этим величайшим событием у экранов телевизоров.
2. Этап проверки домашнего задания- 6 мин.
У вас было опережающее домашнее задание в виде словарной работы, где вы должны были соотнести термин с его лексическим значением и поставить ударение в слове.
Давайте проверим домашнее задание (к доске вызывается ученик, который на интерактивной доске стрелочками соединяет термин и лексическое значение, расставляет ударение, остальные проверяют самостоятельно):
Слова взяты мною из орфоэпического минимума на 2014 год- слова разных частей речи (задание ЕГЭ –А-1)СЛАЙД 2
Лыжня – след, оставляемый лыжами на снегу.
Гражданство – политическая и правовая принадлежность к числу граждан государства, обуславливающая совокупность прав и обязанностей и защиту со стороны государства.
Эксперт – специалист, производящий экспертизу.
Вручить – отдать в руки, непосредственно, лично кому-л.
Занять – в ходе соревнований, состязаний оказаться на каком-л. месте.
Обогнать – двигаясь быстрее, опередить.
Согнутый – сведённый под углом в суставе (о конечностях).
Наверх – на верхнюю часть чего-л., по направлению к верху чего-л.
Красивее –нравящийся своим внешним видом, поражающий зрение правильностью очертаний, сочетанием тонов, соотношением линий.
Шарфы - предмет одежды в виде полосы ткани, предохраняющий шею и горло от действия холода.
- Ребята оцениваем работу в тетрадях по критериям 10 заданий («5»- 0 , «4» -1-2, «3» -3-4-5, «2» -6 и более)
3. Объяснение нового материала -
- Открываем тетради, записываем дату (сегодня 21 февраля), классная работа, тема урока «Характеристика художественного стиля»
СЛАЙД 3
- Вспоминаем стили речиСЛАЙД4(на слайде имеются названия стилей речи, их нужно правильно разместить)- 1 ученик; немного пояснить постановку.
- Сегодня мы работаем с художественным стилем речи. В чем заключается характеристика и особенности художественного стиля.
Я предлагаю вам три текста разных стилей для сравнения. Ваша задача- определить стиль речи, аргументировав свой ответ:
№ 1.Фигу́рноеката́ние — конькобежный вид спорта, относится к сложнокоординационым видам спорта. Основная идея заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов на коньках по льду с переменами направления скольжения и выполнением дополнительных элементов (вращением, прыжками, комбинаций шагов, поддержек и др.) под музыку.
Фигурное катание как отдельный вид спорта сформировалось в 1860-х годах и в 1871 году было признано на I Конгрессе конькобежцев. Первые соревнования состоялись в Вене в 1882 году среди мужчин фигуристов.
С 1924 года фигурное катание неизменно входит в программу зимних Олимпийских игр (словарь спортивных терминов)
№ 2. Здоровье и сила, красота гармонично развитого человеческого тела,
хорошая координация движений и выносливость – разве не к этому долженстремиться каждый юноша и девушка, вся молодежь нашей страны?
Ощущение здоровья, бодрости и силы помогает учиться и работать, а
осознание своей ловкости и неутомимости, способность выполнять трудные
и опасные дела, делают человека смелым и настойчивым. И не страшны
такому человеку ни переправы через бурные горные речки, ни подъемы навысоту, ни спуски в подводные глубины. (часть С)
( текст публицистического стиля, представляет собой сообщение. В тексте ярко выражена авторская позиция и оценка автором явления, о которм он сообщает. В отрывке широко используется высокая лексика. Употребляются морально-этические слова и выражения. Отрывок написан в жанре статьи).- Что вам напоминает текст? Какая проблема в нем затрагивается? Какие аргументы вы бы привели при написании сочинения-рассуждения? («Господин из Сан-Франциско», )№ 3. «Сказка про олимпиаду» (тексты у каждого на столе).
-какой текст официально-делового стиля, связанный с олимпийской тематикой, вы бы привели в пример?
Для фиксирования в тетрадях.
- В учебнике на стр.118 во втором абзаце есть пункты по которым характеризуется каждый из стилей:
1)функция -ЭСТЕТИЧЕСКая2)сфера использования-Художественное произведение
3) основные черты - эмоциональность!
Образность!
4) жанры-рассказ, повесть, роман, притча, лирическое стихотворение, новелла
5) языковые средства-широкое использование изобразительно-выразительных средств.
6) в художественном стиле речи имеют место быть и другие стили речи
4. ЗареплениеВернемся к тексту «Сказка про олимпиаду»
(учащиеся по пунктам доказывают принадлежность данного текста к художественному).
- Какие эмоции вызывает текст?
Вывод: делают учащиеся.
(сегодня на уроке мы рассмотрели основные характеристики художественного стиля речи, посмотрели, чем отличается он от других стилей. Таким образом, см.выше)
5. Этап проверки знаний
ТЕСТ - ПРОВЕРКА
1.Особенности художественного стиля:
А) индивидуально-авторский подход;
Б) сообщение информации и воздействие на мысли читателей и слушателей через средства массовой информации;
В) сообщение информации о разнообразных явлениях окружающего мира;
Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств
языка.
2. Функция художественного стиля:
А) сообщение, информация; В) передача мыслей и чувств;
Б) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.
3. Жанры художественного стиля:
А) романс; В) докладная;
Б) комедия; Г) словарная статья.
4.Символы зимней олимпиады Сочи -2014:
А) мишка В) леопард
Б) зайка Г) слоник
5.Основные черты художественного стиля:
А) серьезность В) образность
Б) эмоции Г) абстрактность
Ответы:
1.а,г 2.б, в 3.а,б 4. А,б,в 5.б,в
6. Подведение итогов занятия
Оценку получает сегодня каждый с учетом результатов проверочной работы и активности на уроке.
7. Домашнее задание
Стр.192 учебника
упр. 254 (опережающее задание на следующий урок)
написать мини-сочинение «Открытие олимпиады»
Использованная литература
А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.
М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов
общеобразовательных
учреждений
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.
Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».