Конспект урока по теме «Правописание гласных О-Ё после шипящих в различных частях речи».
Урок русского языка по теме «Правописание гласных О-Ё после шипящих в различных частях речи».
Ход урока
Цели урока:
Образовательная: научить грамотно писать слова с о-е-ё после шипящих в морфемах различных частей речи;
Развивающая: продолжать развивать культуру речи учащихся, развивать орфографическую зоркость, умение работать по инструкции.
Воспитательная: воспитывать уважение и интерес к предмету.
Задачи урока: закрепить алгоритм выбора нужной буквы по опорному конспекту; способствовать формированию переключения с одного вида деятельности на другой; воспитывать умение слушать учителя, ответы друг друга.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, опорные конспекты, раздаточный материал(тесты)
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
2. -Учитель: Начнем урок с «синтаксической пятиминутки» и повторим программный материал 9 класса. Какую большую тему мы с вами изучаем весь год?
-Ученики:Сложное предложение (внешняя доска)
-Ученик на доске записывает предложение:
Замерли соловьиные трели; беспросветная черная туча совсем надвинулась, и стал виден освещенный зарницами полуразрушенный дом с отломанным крыльцом.(18)
-Учитель: а) составить схему, дать характеристику предложения (сколько простых предложений? Дайте устную характеристику 3 простого, чем осложнено?)
б)найдите и сгруппируйте орфограммы, которые мы с вами повторяли на предыдущих уроках, готовясь к экзаменам (правописание приставок (слайд № 1), правописание безударных гласных в корне(слайд № 2), Н-НН в различных частях речи(слайд № 3)
-Учитель: Какая орфограмма осталась? («Буквы О, Ё после шипящих»).
Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?
-Ученики: повторить и закрепить правописание гласных О, Ё после шипящих в разных частях слова разных частей речи
-Учитель: Итак, тема урока : (на экране появляется О.К.- слайд № 4) (Открыть доску с темой)
Мы с вами знаем, что русский язык- это система, в которой всё взаимосвязано, и ничего нельзя упускать и забывать. Так вот какие разделы науки о языке нужно знать, чтобы не ошибаться в выборе гласной после шипящих?
-Ученики: нужны знания по морфологии, словообразованию, т.е. нужно правильно определять часть речи и морфему).
Беседа по конспекту.
-Учитель: Для какой группы слов не обязательно определение части речи?
-Ученики: корни.
-Учитель: Отдельно вспомним разницу в написании существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг (получили ожоги, ожёг руку) и предложный падеж местоимения ЧТО: о чём, на чём, слова причём, нипочём. А какая гласная пишется после шипящих не под ударением?
-Ученики: е.
3.Распределительный диктант
Задание: Распределите слова по нужным столбикам (Обратить внимание на отличие причастий от отглагольных прилагательных новичок, шов, дирижер, освещенный, циркачом, должок, напряженный, пшенка, щечка, шорох, тушеный , ночевка, груженый, печенка, ретушер, холщовый, дешевый, стажер, челка, горячо, тушевка, груженый, челн, крыжовник, речонка, ухажер. (25 слов)
Ученик у доски:
ё
о
о
ё
ё
корень
корень
исключение
суффиксы и окончания сущ., прил.
Суффикс -ёр
В глаголах и отглагольных формах
1
2
3
4
5
пшенка челн челка дешевый щечка печенка
шорох крыжовник шов
новичок циркачом должок холщовый горячо речонка
ухажер стажер ретушер дирижёр
освещенный напряженный тушеный ночевка груженый тушевка
4.Слова-исключения (работа по лексике)
Учитель: Посмотрите, в каком столбике меньше всего слов? (исключения) А приведите сами примеры на эту группу слов. Достаточно. Чтобы лучше запомнить слова-исключения, в корне которых после шипящих пишется о, давайте прочитаем юмористический рассказ, в котором собрано более 20 таких слов. (Слайд № 5)
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора – обжора, жокей, жонглёр, мажордом и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался какой-то шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры – обжоры. Все были шокированы происшедшим.
Учитель: Значение всех слов понятно? Кстати, а какой раздел науки о языке изучает слово и его значение? (лексика). Давайте уточним лексическое значение слов ШОРНИК, ШОМПОЛ, МАЖОРДОМ, ЧОПОРНЫЙ, ШОРЫ по словарю. Какой словарь понадобится? Вспомним, с какими словарями мы работали недавно на практическом занятии? Для чего нужен словарь синонимов? (делает речь богаче и разнообразнее). Пока ученик работает по словарю (дать словарь), раз уж разговор зашел о лексике, мы напишем
5.Лексический диктант
Учитель: Каждый раз на уроках развития устной и письменной речи, когда пишем изложения ( а мы не забываем, что форма сдачи экзамена за 9 класс- это изложение) мы говорим о том, как важно расширять свой словарный запас, не допускать лексических повторов, а, значит, не делать речевых ошибок. Вот и сейчас мы будем подбирать синонимы и по данному лексическому значению определять слова с сегодняшней орфограммой и распределять их в 2 столбика: О/Ё. (Ученики работают самостоятельно в тетрадях)
Задание:кондитерское изделие (шоколад), плод дуба (желудь), профессиональный наездник (жокей), тихий разговор (шепот), ткань (шелк), веревка (бечевка)
часть туловища (плечо), ученик (стажер), молоко с сахаром (сгущенка), тихий звук (приглушенный), модник (щеголь).
Учитель:Продолжаем работать с лексикой и развивать свою речь, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы к словам: (слова с эмоционально-экспрессивной окраской)
Жердь-ж_рдочка, верблюд- верблюж_нок, черта- ч_рточка, девочка-девч_нка, галка-галч_нок, лягушка-лягуш_нок, шапка- шапч..нка, бочка-боч_нок, внук-внуч_к. (20 слов)
Проверим лексическое значение по словарю.
6.Выборочный диктант
Учитель: Вы неплохо справляетесь, молодцы. А теперь мне бы хотелось посмотреть, так же хорошо вы отличаете эту орфограмму в устной речи, выделяете ли её на слух? Я читаю текст, а вы выписываете только слова с орфограммой «О-Ё»
В раннее весеннее утро, когда солнце еще не горячо и в воздухе свежо, ребята во главе со стажером провели в старом саду борьбу с листожором на алычовых деревьях. Теперь ребята спешат к камышовому шалашу, чтобы повидаться со сторожем Кузьмичом. По тенистой аллее они бегут, не обращая внимания на шорохи и шепот листьев. Навстречу молодежи выходит старичок. Голову Кузьмича покрывает шапчонка, из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Держится дед молодцом. Кузьмич показывает ребятам самодельные щетки, которые он сам делает и сбывает по дешевке, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.
7. Исправь ошибки!
Учитель: А в продолжении текста найдите и исправьте ошибки (устно или поменяйтесь тетрадями, проверим------ по времени) ( 18слов+ 12)
(слайд № 6)
Дед рассказывает, как поймал медвежёнка и научил его танцовать. Рассказ старика смешён: подражая медвежонку, он выступает роли дирижора. Веселое настроение прерывает Кирилл, который поручает первой бригаде размежовку участка под крыжовник, а второй дает задание облицевать кирпичем теплицу. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущёнку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него внимания.
(слайд № 7)
(медвежонка, танцевать, смешон, дирижёр, размежёвка, кирпичом, бочонок, тушёнка, печенка, копчености, зайчонок, увлеченные)
8. Задание и по синтаксису, и по орфографии «Соберём мозаику» (слайд № 8) (Ученики работают самостоятельно в тетрадях)
Из предложений, приведенных ниже, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы.
Возьмите из данных предложений:
Юношу влечёт наука. (Сказуемое)
Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях. (Определение в форме мн. ч. П.п. поставьте в форму И.п. ед.ч.)
3)В тайге был слышен таинственный шёпот и шорох. (Однородные подлежащие)
К реке, текущей бурным потоком, подошла группа туристов. (Словосочетание, в котором главное слово - сущ. с предлогом, а зависимое - причастие)
Вдоль шоссе раскинулись необъятные просторы полей. (Обстоятельство, выраженное сущ. с наречным предлогом)
6) Чёрной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (Определение, выраженное прилагательным в форме ж.р., ед.ч., Т.п.)
7) По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (Словосочетание сущ. +прил. в форме ж.р., ед.ч., Т.П.)
Должно получиться: Влечёт камышовый шёпот и шорох к реке, текущей вдоль шоссе чёрной извилистой лентой.
9.Проверочная работа (тест)
И в заключение урока - проверка знаний.
1) Для всего класса – тест по вариантам
10.Домашнее задание: Стр. 99 (Практика), № 206 (4 колонка)
Вы сегодня хорошо поработали. МОЛОДЦЫ!
(слайд № 1)
Правописание приставок
ПРИ
1.пространственную близость
Прибрежный
2.приближение, присоединение, прибавление
Приделать, прислониться, примкнуть
3.Неполноту действия(=чуть-чуть)
Притворить дверь, пригнуть
4. Доведение действия до конца
Пристрелить, придумать
+
заимствования: привилегия, примадонна, примитив, приоритет, приватный. и др. (проверять по словарю)
+
Русские слова без приставок: природа, причина, прибор, притязание. (проверять по словарю)
ПРЕ
1.= «ПЕРЕ»
Превращать, преображать, преобладать
2.= «ОЧЕНЬ, ВЕСЬМА» Преуспевать, прескверный +
заимствования: преамбула, прецедент, претензия, престиж, президент, препарат и др. (проверять по словарю)
+
Русские слова без приставок: прельщать, препона, прекословить. (проверять по словарю)
Различать близкие по звучанию слова:
Предать друга - придать вид, прибывать на станцию - пребывать в городе, преклонить колени - приклонить ветку, претерпеть трудности - притерпеться к обстоятельствам, преходящий момент -приходящий почтальон, презирать врага, призреть сироту,
Приставки на З-, С-
На З-
з - звонкий согласный звук
раззвонить, воззвать, беззвездный, безветренный, бездарный
З
Здесь, здание, здоровье
На С-
с- глухой согласный звук
расстелить, рассмотреть, рассказать, беспощадный, растратить НО! расчёт, расчесть, рассчитать, рассчитывать бессчетные
С
Сгореть, сдирать, сживаться
И. Ы после приставок
И
1)После приставок
КОНТР-контригра
ТРАНС-трансиранский
ПАН-панисламский
СУБ-субиндекс
ДЕЗ-дезинформация
ПОСТ-
СУПЕР-суперигра
МЕЖ-межинститутский
СВЕРХ-сверхинтересный
2)взимать
3) сложносокращенные слова (пединститут, двухимпульсный)
Ы
Сг.+И.. = Ы
Безымянный, предыюльский, разыграть
«ПОЛ-»
Дефис
Правило «Юли»
Пол-Рязани, пол-лимона, пол-арбуза
–
Пол+ согл опр +существит
Пол фруктового сада
+
ПОЛУ (полупрозрачный)
Полкилометра, полчаса, полвторого и др.
(слайд № 2)
Правописание гласных в корне
1.Непроверяемые (слов. слова)
Винегрет, привилегия
2.Проверяемые
А) смыслом Б) ударением
Скрипеть дверью- скрепить булавкой. Подарить- подарок.
3.Чередующиеся
Написание зависит
1) от ударения 2) от суффикса А 3) от последующей согласной 4) от лексического значения
(НО выгарки, изгарь,
ГОР-ГАР пригарь) БЕР-БИРа СКАК-СКОЧ (НО скачок -скачу) РАВН( =равный,одинаковый, наравне)-
РОВН (=ровный, прямой, гладкий)
(равнина)
ЗАР-ЗОР (НО зоревать) ЖЕГ-ЖИГ а РОС-РАСТ-РАЩ МАК (=погруж. в жидк., делать мокр)
КЛОН-КЛАН БЛЕСТ-БЛИСТа (НО отрасль, росток, ростовщик, МОК (=пропускать жидк.)
ТВАР-ТВОР ЧЕТ-ЧИТа (НО сочетать Ростислав)
(НО утварь) сочетание) ЛАГ-ЛОЖ (НО полог) ЗАПОМНИТЬ:
СТЕЛ-СТИЛа пловец, пловчиха, плывуны
ДЕР-ДИРа
ПЕР-ПИРа В остальных случаях ПЛАВ
МЕР-МИРа
КОС-КАСа
(слайд № 3)
Правописание Н и НН в различных частях речи
Прилагательные, образов. от существит.
Н
1)-ИН-
( Лебединый.)
2)-АН-, (ЯН) (материал)
( Кожаный, глиняный.)
(НО! стеклянный, деревянный,
оловянный)
3)В прилагательных без суффикса. ( юный, румяный, зеленый)
3) В кратких прил, образованных от полных , имеющих Н (стройный-стройна, юные лица - лица юны)
---------------------------------------------------------
Отглагольные прилагательные
Определить часть речи.
1.Образов. от гл. несов. вида
2. Нет приставки ( НЕ не влияет на
написание: некошеный)
(НО! нежданный, негаданный,
невиданный, неслыханный,
нечаянный, желанный,
деланный (вид)
3. Нет зависимых слов
Н
-.-.-.-.-.-.-
1.Крашеный забор, некрашеный
забор
2. Соленые огурцы
3. Кованый сундук
В кратких прилагательных –НН
НН
1)-ЕНН-
( НО! ветреный)
(Соломенный).
2)-ОНН-
(Организационный)
3)Н- к корню, Н- к суффиксу
( каменный, карманный)
4) ) В кратких прил, образованных от полных , имеющих НН (длинный-
длинна, законное требование - требование законно)
---------------------------------------------------------
Причастия
Определить часть речи.
1.Образов. от гл. сов. вида
2. Есть приставка
( НО! названый брат, посаженый
отец, смышленый ребенок )
3. Есть зависимое слово
+
Отглагольные прилагательные с
-ОВА-, -ЁВА-, -ИРОВА-
Рискованный шаг, балованный ребенок
НО!
Кованый, жеваный (пояснение: в данных случаях ов, ев входят в состав корня).НО!!! Окованный, пережеванный
НН
-.-.-.-.-.-.-.
1.Крашенный краской забор,
покрашенный забор
2. Маринованные огурцы, засоленные огурцы
3. Кованный железом сундук
В кратких причастиях-Н
слайд № 4
Правописание гласных О-Ё после шипящих в различных частях речи.
(Слайд № 5)
По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, Жора – обжора, жокей, жонглёр, мажордом и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, нанизывая его на шомпол. Жокей с шорником договаривались о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Настроение у всех было мажорное. Будто ехали они на веселое шоу. Вдруг послышался какой-то шорох. Это лопнул шов на шортах Жоры – обжоры. Все были шокированы происшедшим.
(слайд № 6)
Дед рассказывает, как поймал медвежёнка и научил его танцовать. Рассказ старика смешён: подражая медвежонку, он выступает роли дирижора. Веселое настроение прерывает Кирилл, который поручает первой бригаде размежовку участка под крыжовник, а второй дает задание облицевать кирпичем теплицу. Затем мы ставим вместо стола бочёнок и садимся обедать. Из сумок достаём тушонку, сгущёнку, пирожки с печонкой, копчоности. Девчонки заваривают чай. Из-за ближайших кустов раздаётся шорох и показывается зайчёнок. Увлечонные обедом, мы не обращаем на него внимания.
(слайд № 7)
( медвежонка, танцевать, смешон, дирижёр, размежёвка, кирпичом, бочонок, тушёнка, печенка, копчености, зайчонок, увлеченные )
(слайд № 8)
Дополнительное задание: «СОБЕРЁМ МОЗАИКУ»
Из предложений, приведенных ниже, возьмите нужный член предложения и поставьте его в указанную форму. У вас получится предложение, в котором вы графически объясните постановку знаков препинания. Объясните орфограммы.
Возьмите из данных предложений:
1) Юношу влечёт наука. (Сказуемое)
2) Охотничья тропка растворилась в камышовых джунглях. (Определение в форме мн. ч. П.п. поставьте в форму И.п. ед.ч.)
3) В тайге был слышен таинственный шёпот и шорох. (Однородные подлежащие)
4) К реке, текущей бурным потоком, подошла группа туристов. (Словосочетание, в котором главное слово - сущ. с предлогом, а зависимое - причастие)
5) Вдоль шоссе раскинулись необъятные просторы полей. (Обстоятельство, выраженное сущ. с наречным предлогом)
6) Чёрной рекой вилась между отлогими холмами разъезженная машинами дорога. (Определение, выраженное прилагательным в форме ж.р., ед.ч., Т.п.)
7) По горному склону спускалась извилистой лентой быстрая река. (Словосочетание сущ. +прил. в форме ж.р., ед.ч., Т.П.)
Тест
Вариант №1
1. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих :
1) медвежнок, ежвый, мячм
2) клочк, дешвый, стережт
3) рубашнка, щлкать, шлк
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ё после шипящих:
1) плащм, ручнка, жлтый
2) волчнок, со свечй, жнглёр
3) шрстка, ночвка, приглушнный
3. Назовите ряд, в котором все 3 слова-исключения с буквой О:
1) жрнов, за багажм, вооружнный
2) раскорчвка, ухажр, ранч
3) шу, шкировать, шмпол
4. Назовите ряд , в котором все слова- отглагольные части речи:
1) запрещнный, возмущнный, печный
2) парчвый, печнка, обжра
3) дешвый, бочнок, скачк
5. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:
1) протечт 2) запрещнный 3) чрточка 4) парчвый
Вариант №2
1. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих :
1)вооруж..нный, жсткий ,свечй
2)окружнный, гаражм, щтка
3)борщм, лапшй, гребешк
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ё после шипящих:
1) бечвка, стажр, извлечт
2)шк, ш..в шмпол
3)камышвый, речнка, печнка
3. Назовите ряд, в котором все 3 слова-исключения с буквой О:
1)пшнка, течт, сгущнка
2)крыжвник, мажр, шу
3)капюшн, девчнка, жнглёр
4. Назовите ряд , в котором все слова- отглагольные части речи:
1)приглушнный, камышвый, дешвый
2)сушный, большй, кумачвый
3) сгущнка , завершнный, привлечнный
5. Назовите слово, для правильного написания которого не нужно указывать часть речи:
1)зайчнок 2)щлка 3) горяч 4) облегчнный
Вариант №3
1. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих :
1)щлкать, гладкошрстный, шрты
2) чпорный, каблучк, крыжвник
3)чрточка, кумачвый, щлка
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ё после шипящих:
1) протечт, жлудь, щголь
2)ручнка, тушнка, душнка
3) малышм, освещнный, общ
3. Назовите ряд, в котором все 3 слова-исключения с буквой О:
1) капюшн, девчнка, жнглёр
2)окружнный,гаражм, щтка
3)чпорный, штландец, шрты
4. Укажите неверное объяснение орфограммы «О-Ё после шипящих»
1)лучОм - в окончании существительного
2)дешЁвый – в суффиксе прилагательного
3)тушЁнка – в отглагольном существительном
5. Назовите ряд , в котором все слова- отглагольные части речи:
1)ночвка, отражнный, гружный
2)грошвый, большй, свечй
3) плечм, крыжвник, разгорячнный
Вариант №4
1. В каком ряду во всех словах пишется буква О после шипящих :
1) плащм, ручнка, жлтый
2)крыжвник, мажр, шу
3)бережт , завершнный, привлечнный
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ё после шипящих:
1)пшнка, течт, сгущнка
2)чрточка, кумачвый, щлка
3)капюшн, девчнка, жнглёр
3. Назовите ряд, в котором даны слова-исключения с буквой О:
1) жрнов, за багажм, вооружнный
2)шв, шрты, шк
3) плечм, крыжвник, разгорячнный
4. Укажите неверное объяснение орфограммы «О-Ё после шипящих»
1) вооружЁнный– в суффиксе прилагательного, образованного от существительного
2)печЁнка- в корне
3)горячО- в суффиксе наречия
5. Назовите ряд , в котором все слова- отглагольные части речи:
1) приглушнный, камышвый, дешвый
2) тушный, напряжнный, ночвка
3) чпорный, штландец, шрты
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415