Урок русского языка по теме Ознакомление с правилом правописания букв и, ы после ц в различных частях слов( 3 класс)
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Урок русского языка 3 класс.
Тема: Ознакомление с правилом правописания букв и, ы после ц в различных частях слов.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель: формировать умение обозначать звук ы буквами и,ы в различных частях слова.
Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”
Отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Метапредметная – формировать УУД
Познавательные – постановка познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, развитие универсальных логических действий, постановку и решение проблемы.
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные – постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, планирование работы, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, коррекция, оценка.
Личностная - формировать действие самоопределения, смыслообразования, действие нравственно – этического оценивания.
Самостоятельно определять тему и цель урока.
Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.
Использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.
Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.
Предметные УУД:
Наблюдает за способом обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Делает вывод: выбор буквы зависит от того, в какой части слова находится орфограмма. Работает над правописанием слов с этой орфограммой. Выделяет части слова. Применяет пошагово алгоритм действий при выборе буквы ы или и после [ц]. Находит группы родственных слов. Составляет предложения со словарным словом.
Метапредметные УУД:
Задаем вопросы. Подводит анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения. Строит сообщение в устной форме; находит в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществляет синтез как составление целого из частей. Планирует результат своей работы. Графически доказывает правильность своего ответа.
Личностные.
Восприятие русского языка как явления национальной культуры. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе
Оборудование:
1.Мультимедиа, Презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 /[С. В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана–Граф, 2013.
2.Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана–Граф, 2013.
3. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
4.Карточки планирования УД
5.Алгоритм
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть на уроке русского языка .
Желаю вам успехов.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте успеха.
Перед началом работы вспомним правила посадки за партой.
Чему хотите научиться на уроке русского языка?
- Откройте тетради, запишите число:
Двадцать шестое ноября.
Классная работа. –
Минутка чистописания.
Цц
Ребята, найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (двадцать) – Почему звуков меньше?
- Дайте характеристику 5 звуку( звук (ц) -согласный, глухой, непарный,всегда твёрдый, буква ц.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном материале.
(Работа на доске, фронтальная)
Сформулируйте задание.
Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму.
Выб.жал- бег, безударная гласная в корне слова
Грус.ный- грусти, непроизносимые согласные в корне слова.
П_лёт
Лыж_
Ц_фры
Пальц__
Станц_я
Можем ответить на вопрос?
Что умеете делать, а в чем испытываете затруднения?
Что является причиной затруднения? (Не знаем правило, не знаем какой буквой обозначить звук (ы) после ц)
( В чём особенность звука [ц]? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться? )
Чему будем учиться?
Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.
Какова цель нашего урока? ( научиться обозначать звук ы после ц буквами и и ы, сформулировать правило, практиковаться)
Обсудите в парах, какая буква подходит и почему?
Как будет звучать тема урока.
Сформулируйте тему урока?
Ознакомление с правилом правописания букв и, ы после ц в различных частях слов.
Работа по учебнику стр. 121,рубрика «Давай подумаем»
Открываем учебник на с. 121. «Давай подумаем».
Перед вами 3 столбика слов:
Работа в парах
цирк синицысекция
циркульскворцыакация
цифраптенцыстанция
А теперь ты можешь ответить на вопрос?
Прочитайте слова первого столбика. Что общего у всех слов первого столбика? В какой части слова орфограмма? Какой буквой обозначен звук (ы). Обозначьте графически.
Найдите нужную схему, дополните.
ци
Прочитайте слова второго столбика
В какой части слова орфограмма? Обозначьте.
Что заметили?
Найдите нужную схему.
цы
Прочитайте слова третьего столбика.
Что заметили? Какое буквосочетание есть в словах третьего столбика.
Звук [ы] какой буквой обозначается?
Найдите нужную схему.
ция
Вывод: выбор буквы зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.
Слайд
Есть слова исключения:
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц!» (запись в тетрадь)
Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»? Проверим по Толковому словарю.
Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).
Рубрика « Тайны языка» стр.121.
Рубрика «Учись применять правило»
4.Первичное закрепление во внешней речи?
Где пригодится умение обозначать звук (ы) буквой и,ы?
Первичное закрепление с проговариванием во внешней среде.
Учебник с 122 упражнение 1
Работа в парах.
Распределить слова в 3 столбика: в 1- ци в корне, во 2 – слова-исключения, в 3 – с окончанием ы. Какие слова ты не выпишешь?
(слова на ция: традиция, акация)) Почему?
циркач
циклон
нарцисс
цилиндр цыплёнок
цыган
цыплячий
цыкать спицы
куницы
рукавицы
зайцы
концы
Включение в систему знаний .
Значение слов: циклон, цилиндр.
Циклон-вихревое , бурное движение атмосферы. Сопровождающееся сильными осадками.
Цилиндр_ геометрическое тело
Вывод. Чему учились?
Упражнение 2 стр. 122. Выпиши только те слова, в которых нужно вставить букву и?
Применяем правило
Милиция, полиция, цирковой, циклон, цитата, цифра, циркачка.
Чему учились?
Работа в группах.
Составить карточку другу по изучаемой теме.( 5-7 слов)
2.Запиши к каждому слову исключению 2-3 однокоренных слова:
Ц _ган (цыганенок, цыганский ,выцыганить, цыганка)
Ц_плёнок (цыплячий, цып-цып, цыпа)
3.Составить карточку другу по изучаемой теме.( 5-7 слов)
4.Запиши к каждому слову 2-3 однокоренных слова.
Ц_рк_____( циркач, цирковой
Ц_фры циферблат цифрованный цифровать
Цифровой
Оцените работу своей группы.
Домашнее задание
Учебник с. 122 № 2
По желанию:
1) Рабочая тетрадь с.34 №3
2) Составить кроссворд со словами с ЦИ и ЦЫ
Рефлексия Чему научились?
Достигли ли мы поставленной цели?
Какое настроение?Закончите фразу: теперь я умею...
Кого бы вам хотелось сегодня особо отметить?
Какую тему мы изучали? В каких случаях мы пишем «и» после «ц»? Когда пишем «ы»? Назовите слова-исПРИЛОЖЕНИЕ 1
Что изучаю?
Наблюдаю
Применяю
Проверяю
Оцениваю
Делаю вывод:
где ЦЫ?
где ЦИ?