Сценарий урока русского языка на тему «Мягкий знак после шипящих в различных частях речи. Технология деятельностного метода» (Р.Н. Бунеев и др.), 7 класс
Сценарий повторительно-обобщающего урока русского языка
в 7 классе
ОС «Школа 2100»
УМК: Русский язык. 7 класс. Автор Р.Н. Бунеев и др.
Тема: Мягкий знак после шипящих в различных частях речи.
Технология деятельностного метода.
Цели:
обобщить и закрепить материал по теме средствами алгоритмических образцов рассуждения;
проверить уровень его усвоения и подготовиться к контрольной работе;
осуществить новую перегруппировку учебного материала через графическое описание частных и обобщенных правил и проверить способ их усвоения;
развивать способность обучающихся к самооценке;
развивать умение владеть диалогической и монологической формой коммуникации.
Содержание урока и методы, применяемые учителем
Деятельность учащихся
Опрос по изученному материалу о правописании ь после согласных (кроме шипящих). Мотивация к учебной деятельности.
Обобщающая беседа по изученному теоретическому материалу.
- Перечислите случаи, когда ь после не шипящих согласных пишется.
Ь знак пишется на конце слов для обозначения мягкости согласных, например: в слове конь.
-Верно. В сочетании каких согласных пишется ь?
В сочетании согласных после л (например, мольба) и перед м, б, г, к (возьму, авоська).
- Хорошо. Давайте теперь вспомним третий случай. В каких глаголах пишется ь?
В возвратных глаголах перед-ся, в неопределенной форме, например: купаться
- В каких частях речи еще пишется ь знак?
В прилагательных, образованных от названий месяцев с ь на конце слова, кроме январский (от январь). Например: октябрьский (от октябрь)
- Вспомните еще случаи написания ь знака в разных частях речи.
В И.п. и В.п. числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня, например: семьдесят, пятьсот.
- В сочетании каких согласных ь не пишется?
Ь не пишется в сочетении согласных чн, ЧК, чт, нч, нщ, рч, рщ (кончить, чтение)
- В каких числительных и где не пишется ь знак на конце слова?
В числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова (восемьдесят, пятьсот)
- В каких формах глагола ь не пишется?
В возвратных глаголах перед –ся в н. в. и б. в. (моется, вымоется)
-Выполните упражнения на закрепление правописания ь после согласных (кроме шипящих). Выборочный диктант с классификацией.
Скоро начнутся летние каникулы. Ребята поедут в лагерь. Хорошо июньским теплым днем искупаться в речке. Если пораньше встать, можно пойти встретить зорьку. Большую радость получают от общения с природой юные помощники лесника. Они не дают в обиду птенчиков, выпавших из гнезда, оберегают каждый кустик, каждую веточку.
Из данного текста учащиеся отбирают слова с изученными орфограммами и разносят их в две колонки таблицы: с ь знаком, без ь знака, объясняя каждое слово
-Дополнительное задание: распределите нижеприведенные слова в две колонки, продолжив начатую таблицу.
Сентябр..ский, сел..д, прос..ба, меч..та, зон..тик, измороз.., хищ..ник, трос..т.., одуван..чик, вглуб.., вскол..з.., восем..сот, тон..ше, мос..тик, шес..т..десят.., желуд.., гон..щик, болел..щик, поет..ся
ь
Без ь
Лагерь (р,)
Июньским (июнь)
Начнутся (б.в.)
Искупаться (н.ф.)
(В) речке
Пораньше (н,)
помощники
Встать (н.ф.)
птенчиков
Встретить (н.ф.)
веточку
Зорьку (р,)
- Какие слова следует записать в обе колонки сразу? Почему?
Числительные восемьсот, шестьдесят. После первого корня в них пишется ь, а на конце слова ь у не пишется.
Подведение итогов повторения.
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в действии. Повторение и обобщение (систематизация учебного материала по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи». Выявление места и причины затруднения.
Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности с целью обобщения теоретического материала (проблемное задание).
На доске записаны в 2 столбика слова:
Нож мышь
Дач говоришь
Могуч беречь
Невтерпеж отрежь
настежь
- Посмотрите на слова и скажите, по какому признаку их распределили в 2 столбика?
Ученики устанавливают, что слова распределены в столбики по признаку наличия или отсутствия ь после шипящих на конце слова.
-Что мы можем написать над левым столбиком?
Без ь
- Над правым столбиком что напишем?
С ь
- Теперь, когда мы выяснили, что в некоторых случаях ь после шипящих на конце слов пишется, а в некоторых нет, з какую тему урока запишем?
Мягкий знак после шипящих.
- Какую главную задачу нам нужно решить?
Выяснить, в каких случаях пишется или не пишется ь знак после шипящих.
- Чтобы ответить на этот вопрос, заполним таблицу, используя вышеприведенные слова.
Ученики заполняют таблицу словами из предыдущих столбиков
-Слово нож- это какая часть речи? К какому склонению относится? Записываем в графу «Существительное» - 2 скл.
Ученики вписывают существительное в нужную графу.
- Слово дач- какая часть речи? К какому склонению относится? Записываем в соответствующую графу.
Существительное 1 склонения.
- Слово могуч - какая часть речи? Записываем в соответствующую графу.
Краткое прилагательное.
- Слово невтерпеж- какая часть речи? Запишем в графу «исключения» к наречиям. Подумайте- почему?
Наречие.
Таким же образом заполняются и остальные графы таблицы, в которые распределяются слова из 2 столбика. В каждую графу подпишите по 1-2 своих примера. Посмотрите образец таблицы.
Образец таблицы
Части речи
Сущ.
Кр.прил.
Глагол
Наречие
1,2 скл
3 скл
могуч
Н.ф.
2 л.
Пов. Н.
настежь
нож
дач
мышь
искл.:
уж,
замуж, невтерпеж
Подведение итогов.
Прежде чем сформулировать обобщенное правило, ученики (под руководством учителя) записывают его графическую схему.
Часть речи
Сущ. кр. прил. глагол наречие
1,2 скл. 3 скл. 2 л. н.ф. пов. н.
ь ь ь ь ь
кроме:
уж,
замуж,
невтерпеж
- Попробуйте самостоятельно сформулировать правило «Ь знак после шипящих в разных частях речи»
Ученики формулируют правило.
3. Ввод алгоритма. Построение проекта выхода из затруднения.
Эвристическая беседа
-Можем ли мы по данной графической схеме построить алгоритм?
Можем.
- Что нужно сначала сделать?
Определить, какой частью речи является данное слово.
- А потом?
Выяснить, к какому склонению относится данное существительное.
- Какой вывод мы можем сделать, если данное слово-существительное 1 или 2 склонения?
После шипящего ь не пишется. Например: туч (сущ. 1 скл) или грач (сущ. 2 скл)
- А если это существительное 3 склонения?
После шипящего ь пишем. Например, ночь (сущ. 3 скл)
- Если это слово является кратким прилагательным?
Рослее шипящего ь знак не пишем, например: певуч (кр. прил.)
- А если это глагол в неопределенной форме, во 2 лице или повелительного наклонения?
В любом случае пишем ь знак. Например: стеречь (гл. в н.ф.), любишь (гл. во 2 л.), спрячься (гл. пов. накл).
- А если это наречие (кроме: уж, замуж, невтерпеж)?
После шипящего пишем ь знак, например: наотмашь (нар.)
-Запишем обобщенный алгоритм схематично.
Ученики записывают алгоритм в виде схемы и соединяют стрелочками соответствия:
Выясни часть речи
Сущ. Кр. прил. Глагол Наречие
Выясни склонение нет ь 2 л. н.ф. пов. н. есть ь
Кроме: уж,
замуж,
невтерпеж
1,2 скл. 3 скл.
нет ь есть ь
- Можем ли мы сформулировать и образцы рассуждения?
Можем. Устное рассуждение: уж-наречие, исключение, следовательно, после ж ь знак не пишется.
Графическое обоснование: уж (?) – нар., искл. Ь нет (уж).
Реализация проекта выхода из затруднения. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Упражнение № по учебнику с дополнительным заданием: дать устное и письменное обоснование орфограмм.
2.Словарный диктант с комментированием по алгоритму. Ночь, сторож, туч, беречь, свеж, колюч, смазываешь, отрежьте, настежь, невтерпеж, палач, тишь, не плачь, дач, говоришь, стеречь.
Учитель читает слова, а ученики сначала устно, а затем письменно обосновывают написание или отсутствие ь.
Образец устного рассуждения: ночь-сущ. 3 скл, следовательно, после ч ь пишем.
Запись в тетради графического обоснования: ноч ?)-сущ. 3 скл. -ь (ночь).
3.На доске записаны (заранее) пословицы и поговорки. Списать их в тетрадь, найти в них и графически обосновать (в скобках до или после слова) написание слов с искомой орфограммой).
Повинную голову и меч (?) не сечет. Игра не стоит свеч (?). Ученый водит, а неуч (?)сзади ходит. У кого желч (?) во рту, тому все горько. Пожалееш (?) лычка- отдаш(?) решеток. Жжется как крапива, колется как еж (?).
Меч (сущ. 2 скл), свеч (сущ.1 скл), неуч (сущ. 2 скл), желчь (сущ. 3 скл), пожалеешь (гл. 2 л.), отдашь (гл. 2 л.), еж (сущ. 2 скл.).
Проверка задания (в парах).
Ученики проверяют выполненное задание. Консультанты (лидеры) проверяют задание. Проверяемый ученик проговаривает шепотом обоснование написанию каждого слова.
4.Работа в двух группах. Заполнить таблицу, состоящую из 4-х граф, словами из диктанта. Учитель диктует словосочетания, из которых ученики выбирают слова с нужной орфограммой и распределяют их по графам таблицы:
1 группа- слова с ь знаком
2 группа- слова без ь знака.
Грамотная реч(?), острый меч(?), пуститься вскач(?), смаж(?)те колеса, выйти замуж(?), много интересных встреч(?), пора печ(?) пироги, ударить наотмаш(?),говориш(?) неверно, богатырь могуч(?), открыть настеж(?), решение задач(?), спряч(?) те меня, густая рож(?), старый грач(?), ничего не боиш(?)ся, черкес горяч(?), скользкий уж(?), стереч(?) дом.
Образец записи.
сущ.
глагол
наречие
3 скл.
2 л.
н.ф.
пов.н.
речь
говоришь
печь
смажьте
вскачь
рожь
не боишься
стеречь
спрячься
наотмашь
настежь
1 группа:
сущ.1, 2 скл.
кр. прил.
Наречие (искл.)
меч
могуч
замуж
встреч
горяч
задач
врач
уж
Консультанты в группах проверяют записи и исправляют ошибки, проговаривая обоснование написания.
5.Работа в 4-х группах. Самостоятельная работа с проверкой. Образовать от данных слов слова с нужной орфограммой. Изменив форму или однокоренное слово:
1 группа- существительные от
(тихий, ножевой, чаща);
2 группа- краткие прилагательные от (свежий, тягучий, блестеть);
3 группа- глаголы от (сберегать, верить, смазка);
4 группа- наречия от (отмахиваться, нельзя терпеть, скачки).
-Дополнительное задание: с любыми двумя словами составить предложения.
Запись в тетради.
1 группа: тишь (3 скл), нож (2 скл.), чащ ( 1 скл.);
2 группа: свеж, тягуч, блестящ;
3 группа: сберечь (н.ф.), веришь (2 л.), смажьте (пов. н.);
4 группа: наотмашь, невтерпеж (искл.), вскачь.
Ученики выполняют дополнительное задание.
Подведение итогов
Задание на дом. Включение в систему знаний и повторение.
1. Выполнить упр.
2.Из домашнего упражнения выписать и внести в таблицу слова: без ь знака и с ь знаком (графически обосновать написание).
3. Научиться рассуждать по алгоритму.
Рефлексия учебной деятельности.
- На личной лесенке успеха отметить место, на котором вы сейчас находитесь после повторительно-обобщающего урока.
- Готовы ли вы к контрольному уроку по теме?
15