Конспект коррекционного занятия: Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях
Конспект коррекционного занятия Воробьевой А.В. , учителя – дефектолога.
Тема: "Автоматизация твердого звука [р] в словах и предложениях"
Цель: Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [р], автоматизировать и дифференцировать звука [р] в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:- Уточнить артикуляцию и характеристики звука [р] . - Автоматизировать и дифференцировать звук [р] в словах и предложениях.
- Определить позицию заданного звука в слове.
- Формировать представления о цвете, величине.- Формировать умения образовывать множественное число имен существительных; согласовывать прилагательные с существительными в роде числе и падеже.
Коррекционно – развивающие:- Развивать мелкую моторику пальцев рук.- Развивать артикуляционную моторику. - Развивать фонематический слух и восприятие.- Развивать мимические мышцы лица.
Коррекционно – воспитательная:Воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: «Азбука настроений», предметные картинки на звук [ р ], зелёный лист бумаги, два синих фломастера, трафареты (свинья, курица), цветные карандаши, изображения овощей для раскрашивания, нелинованный лист бумаги, зашифрованная с помощью картинок скороговорка: “Труба трубит, труба поёт, трубач по городу идёт”.
Название этапа
Цель
Содержание
Анализ результатов
1.Оргмомент
момент
Создать мотивационную базу занятия.
- Здравствуй Артем! У тебя хорошее настроение? Ты настроен работать ? Найди и выбери из «Азбуки настроений». Покажи сам.
- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука [р] в словах и предложениях. И начнём с разминки.
Артем показал
шарик с улыбкой
2.Артикуляционная гимнастика.
Развить артикуляционную моторику. Развить мимические мышцы лица.
- упражнение “Пулемёт”;
- упражнение “Лошадки”;
- упражнение “Парус”;
-“Ветер подул на парус”.
Изолированное произношение звука
[ р ] .
- Произнеси звук [р] долго, громко.
-А теперь произнеси тихо.
-Артем, повтори слоги
тра-тро-тру-тры атр-отр-утр-ытр
тро-тру-тры-тра отр-утр-ытр-атр
тру-тры-тра-тро утр-ытр-атр-отр
тры-тра-тро-тру ытр-атр-отр-утр
Артем выполнял упражнения старательно.
3.Развитие фонематического восприятия.
Развивать фонематический слух и восприятие.
Определять позицию заданного звука в слове.
Выделять звук [р] в словах. Упражнение «Поймай звук».
Перед тобой разные картинки (рыба, водоросли, дельфин). Посмотри внимательно и покажи картинки в названии которых есть звук [р], определи место звука в слове.
Давай проговорим скороговорку, но ее надо сначала понять ,
как надо произносить. Помни, что сейчас нам важнее сказать правильно. А быстро мы научимся позже.
Труба трубит,
Труба поёт,
Трубач по городу идет.
С заданием Артем справился
У Артема медленно, но получилось.
4.Произношение звука [ р ] в словах и предложениях
Автоматизировать и дифференцировать звук [р]
- А теперь мы с тобой будем составлять картину.
-Представь себе , что это большая зеленая равнина. Послушай ещё раз: “Большая зеленая равнина”.
-В каком по счёту слове ты услышала звук [р]? Повтори за мной это слово “равнина”.
-Дальше ты будешь повторять за мной все слова с этим звуком, и выкладывать на равнину изображения предметов, о которых пойдёт речь.
-Вся равнина заросла густой зеленой травой. По равнине протекает ручей.
- На воде бывают волны. Нарисуй, пожалуйста, волны двумя фломастерами обеими руками сразу.
-В ручье водятся раки и осётры. А еще в нем проживает выдра. По ручью плывет быстрый кораблик. Ветер расправил ему паруса.
-От ручья вглубь равнины уходит тропинка. Длина тропинки сто метров. По краям тропинки растут розы и ромашки.
На берегу ручья растут ракиты и тростник. А подальше на горке кедры. В ветках ракиты поют дрозды. Над кедром пролетает ворон и каркает.
На другом берегу виднеется крыша с трубой. Вероятно, домик за горкой. Вокруг домиком забор. Возле забора сложены дрова. Это Рома рубит дрова топором.
На горизонте видны серые горы. Справа от тропинки роща. В ней подросток собирает в корзину грузди и сыроежки. Мухомор он брать не будет.
Перед рощей огород. Там работает детвора.
Раскрашивание овощей.
- Что они выращивают на огороде, ты узнаешь, когда выполнишь следующее задание: рассмотри рисунок и раскрась на нем овощи, в названиях которых есть твердый звук [ р ].
- Почему ты не раскрасила груши? А огурец?
В огороде растут помидоры, огурцы, морковь и горох. За огородом растет картофель. В огороде Трофим и его друг. Они с трудом носят ведра с водой из ручья, чтобы полить рассаду.
На сочной траве пасутся коровы.
Повторил правильно
Повторил правильно
Артем нарисовал двумя руками волны
Повторил правильно
Повторил правильно
Артем ответил, потому что Груша это не овощ, а в слове огурец мягкий [ р ]
5.Работа с трафаретами
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать умения образовывать множественное число имен существительных; согласовывать прилагательные с существительными в роде числе и падеже.
- А кто еще пасется на траве?
- Обведи трафареты Кто получился?
-Заштрихуй изображение свиньи вертикально сверху вниз, а курицы по диагонали с низу вверх и слева на право.
-Как называют детеныша свиньи?
-Когда курица не одна , а много, как их назвать?
-На сочной траве пасутся коровы и поросенок. Неподалеку куры клюют зерно.
У ручья Маруся стирает в корыте рубашки.
- Красивая у нас получилась картина? Перечисли все предметы, которые мы на ней разместили
-Теперь я картину уберу, а ты перечисли все предметы по памяти.
8.Подведение итогов занятия.
Закрепить пройденный материал
- Какой звук мы сегодня учились проговаривать правильно?
- Ты работала хорошо. Я тебя хвалю. Старайся правильно произносить этот звук и на других занятиях.
Артем был доволен занятием
Рисунок 3Рисунок 7«ђЗаголовок 1«ђЗаголовок 2«ђЗаголовок 3«ђЗаголовок 4«ђЗаголовок 5«ђЗаголовок 6«ђЗаголовок 7«ђЗаголовок 8«ђЗаголовок 915