Программа профильного экологического воспитания в лагере дневного пребывания
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов
«Дневной пансион-84» городского округа Самара
ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
«ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА»
лагеря дневного пребывания детей
при МБОУ Школе «Дневной пансион-84» г.о. Самара
Программа составлена:
Зайцевой Р.Н., учителем английского языка,
Евдокимовой Т.А., воспитателем ГПД.
Самара, 2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание деятельности в рамках реализации программы 5
3. Учебно-тематический план 10
4. Планируемые результаты 13
5. Список литературы 14
6. Приложения 16
«Любовь к родной стране
начинается с любви к природе»
К. Паустовский
Пояснительная записка
Лагерь с дневным пребыванием детей, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и экологическое учение, и воспитание детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме, в условиях непосредственного общения с природой. Именно в таком лагере детям, наряду с отдыхом дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологического императива и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и экскурсионно-практических занятий с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями.
Программа «Зелёная планета» разработана с учётом осуществления принципа непрерывности экологического образования школьников, возрастных особенностей, интересов, склонностей, дарований учащихся и особенностей экологической обстановки Самарской области.
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования – формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.
У детей формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей.
Цель:
- создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного экологического воспитания и формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой, совершенствование умений проведения исследовательской деятельности в условиях природы.
Задачи:
- расширение и углубление знаний учащихся об экологических и природоохранных проблемах ;
- воспитание любви к родному краю, сохранение и передача традиций своих отцов из поколения в поколение;
- формирование практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;
- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы в природе и оценки состояния окружающей среды своего региона;
- повышение экологической культуры учащихся, воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни;
- развитие убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к личному участию в практических природоохранных делах по защите окружающей среды родного края.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Актуальность программы заключается в выполнении важной социальной функции, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации. Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Область применения программы
Лагерь дневного пребывания детей «Алые паруса» при МБОУ Школе «Дневной пансион-84» г.о. Самара.
Программа «Зелёная планета» является краткосрочной, продолжительность – 18 дней, возраст воспитанников - 7-11 лет.
Содержание деятельности в рамках реализации программы
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.
Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.
В программе "Зелёная планета» главное внимание уделено двум направлениям:
- закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;
- укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.
Программой предусмотрены следующие формы и методы её реализации:
познавательные игры и викторины, спортивные игры и соревнования, психологические игры, беседы, семинары, исследовательская работа, «круглые столы» по обсуждению достигнутых результатов, занятия на природе, изготовление поделок, концерты, фестивали, акции, экскурсии в музеи, с целью изучения традиция родного края, практическая работа на пришкольном участке (уход за цветниками).
В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!". Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Педагогом-организатором разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать баллы за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Также особо отличившихся ребят награждают медалями. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество листочков отряда. По итогам победители получают призы и награды.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Кадровое обеспечение
Одной из основных задач организационного и методического обеспечения реализации программы является профессиональная подготовка специалистов. Педагогический коллектив представлен педагогами МБОУ Школы «Дневной пансион-84» г.о. Самары, имеющими опыт работы с детьми при проведении летней кампании.
Методическое обеспечение
1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки мероприятий.
2. Должностные инструкции всех участников процесса.
3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
4. Проведение ежедневных планёрок.
5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Этапы реализации программы
Подготовительный этап
Деятельностью этого этапа является:
- проведение семинаров и совещаний по организации профильной смены для педагогов;
- подготовка методического и дидактического материала для реализации программы.
Организационный этап
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча воспитанников, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
- начало реализации программы лагеря дневного пребывания.
Основной этап
- Реализация программы профильной смены.
Заключительный этап
- подведение итогов смены, проведение фестиваля «Войди в природу другом»,
- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами по деятельности профильной смены в будущем.
Условия реализации программы
Нормативно-правовая база
- Конвенция о правах ребёнка.
- Постановление Администрации городского округа Самара от 05.04.2012 года № 278 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей городского округа Самара».
СанПин 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период летних каникул».
- Инструкция по охране жизнедеятельности детей.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в детском оздоровительном лагере.
Диагностика
Первичная диагностика
- Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в коллективе.
- Анкетирование (см. Приложение)
- Беседы.
Текущая диагностика
- Наблюдение.
-Беседы.
Итоговая диагностика
- Анкетирование детей и родителей
- Творческий отзыв
-Беседы.
Программа «Зелёная планета» опирается на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
3. Принцип демократичности: участие детей в программе развития творческих способностей.
4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Учебно-тематический план
Дата
Содержание деятельности
День первый
«Открытие лагеря»
1. Организационное мероприятие
2. Экологический ликбез «Экология как наука»
3. «Веселыми тропинками лета» - конкурс рисунков
4. Подготовка к выпуску отрядного уголка.
День второй
«Международный день экологии».
1. Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес».
2.Беседа «Правила поведения и ТБ во время прогулок».
и скверы Самары».
День третий
«День Олимпийских надежд»
1. Минутка здоровья «Друзья Мойдодыра и наше здоровье»
2.Залив «Сильных, ловких, смелых» - спортивная эстафета.
3.Большой аврал. Сделаем мир чище.
4.Конкурс плакатов к экологическим датам.
День четвертый
«Пушкинский день»
1. Игра «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина.
2. Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге".
День пятый
«Лесные Робинзоны»
1. Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
3. Большой аврал. Трудовой десант.
4. Конкурс поделок из природного материала
День шестой
«День цветов»
Проект.
1.Остров сокровищ- час интересного общения - «Природное богатство нашего края»
2. Конкурс и викторина о цветах
3. Подготовка и оформление выставки цветочных композиций на клумбах пришкольного участка.
4. Игра «Цветик – Семицветик»
День седьмой
День России.
1.Конкурс рисунков «Широка страна моя родная»
2. Экологический праздник «Русская березка»
День восьмой
«День воды»
1. Минутка здоровья «Солнечный удар»
2.Экологический ликбез «Водная среда обитания»
3.Экскурсия в ботанический сад «Изучение разнообразия растительного и животного мира реки». Растения как индикатор экологической среды.
День девятый
«Экологический фестиваль».
1. Показ театральных постановок на экологическую тему.
День десятый
«День здоровья и спорта»
1. Беседа «Не играй с огнём»
2. Спортивный праздник «Зов джунглей»
День одиннадцатый
«День природы родного края»
1. Экологическая игра «Край наш родной»
2. Конкурс чтецов «Природа моего края»
День двенадцатый
«Полна чудес могучая природа»
1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию».
2. Конкурс «Полна чудес – могучая природа»
3. Экологическое исследование «Деревья-индикаторы окружающей среды».
День тринадцатый
«День книги»
1. Минутка здоровья «Книги о здоровье»
2. Экскурсия в библиотеку. Выставка книг о природе
3. Познавательная игра «Аукцион народных мудростей о природе».
День
четырнадцатый
«День здоровья и спорта»
1. Беседа "Чистая вода - основа жизни на Земле".
2. «Праздник Нептуна» Спортивно-игровая программа с водой.
3. Минутки здоровья "Красивая осанка".
День пятнадцатый
«День Памяти и Скорби».
1.Час интересного общения «Здесь тыл был фронтом».
2.Просмотр кинофильма о войне
3.Конкурс «Этих дней не смолкнет слава!»
4.Возложение цветов к памятным местам
День шестнадцатый
Остров Сокровищ.
«Рациональное использование природных ресурсов»
1. Минутка здоровья «Зеленая аптечка» - первая помощь при укусах насекомых
2. Экологический ликбез «Рациональное использование природных ресурсов».
Исследовательская работа «Потеря воды»
3. Ток – шоу «Рациональное использование природных ресурсов» (конкурс «Вторая жизнь упаковки»)
День
семнадцатый
«Судьба природы в твоих руках»
1.Самый культурный экипаж
Викторина «Хранители природы».
2.Конкурс плакатов на экологическую тему «Мир, в котором ты живешь»
День восемнадцатый
Закрытие смены.
Торжественная линейка.
Беседа по ТБ и правилам поведения во время летних каникул.
Праздничное мероприятие «Лето звонкое, будь со мной!».
Планируемые результаты:
- создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между воспитанниками смены;
- осознание себя как личности, индивидуальности;
- получение навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности;
- формирование целостных, систематизированных знаний по основам эколого-биологических наук, знаний о взаимодействиях природной и социальной сферы;
- понимание и умение объяснять проявления различных экологических процессов в окружающей среде;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- умение осуществлять диагностику и программирование процессов, происходящих в природе, предвидеть последствия своих воздействий на природные объекты;
- формирование твёрдых экологических убеждений у воспитанников в необходимости охраны окружающей среды своего родного края;
- приобретение навыков публичного выступления, защиты идей;
- формирование следующих качеств:
коммуникативные - слушать и понимать других, выражать себя;
презентационные- построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности;
поисковые- находить информацию по каталогам, справочникам, энциклопедиям.
Список литературы
1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2005.
2. Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985.
3. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / – М.: Педагогическое общество России, 2001.
6. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
7. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
8. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОТКРЫТИЕ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ
«ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА»
Цель: создать эффективный, комфортный досуг детей во время летних каникул.
Задачи: 1. Создание условий для развития творческого потенциала младших школьников.
2. Социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры
Оборудование: оформление сцены, костюмы зверей, музыкальное сопровождение.
1.Лето – чудная пора, детвора кричит: «Ура!»
Нам и реки, и леса, дарят летом чудеса.
Кто же чудо совершил, лето в сказку превратил?
Сделал кто весь мир таким: звонким, радостным цветным?
2.Стала вся земля кругом ярким, красочным ковром,
Где под куполом небес зеленеет пышно лес,
А вокруг цветут цветы небывалой красоты.
3.Как приятно бегать нам по ромашковым лугам!
Вот по зеркалу реки заплясали поплавки,
А вокруг – нежны, чисты, лилий белые цветы.
4.Словно солнечные зайчики, золотятся одуванчики,
Пчелки весело летят на медовый аромат.
В мир добра и красоты превращают мир цветы.
5.Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Ведущий: природа богата но богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими, как разумный и заботливый хозяин.
Экологическая сказка: «Зелёный патруль».
Сцена первая.
Лесная поляна в чаще леса, поют птицы, за деревьями промелькнул заяц, за ним пробежала лиса.
Появляется ёжик, ворчит, оглядываясь вокруг: «Нигде покоя не стало. Птиц в лесу не услышишь. Кругом ходят, бродят, гремят, (прислушивается) вот опять кто-то идёт. Надо ноги поскорей уносить». Уходит.
На поляну выходят несколько ребят с большими рюкзаками и в спортивной одежде ( под музыку из кинофильма «Джентльмены удачи» танцуют).
Оглядывают поляну и радостно восклицают:
- О! Какая полянка!
- Хоть сто вёрст обойди, лучше места не найти!
- Подходящее место для тренировки.
- Да, пожалуй, здесь и потренируемся.
Ребята снимают рюкзаки, бросают их на траву и начинают тренировку (каратэ, вольная борьба или тренируются с мячом). После тренировки они достают из рюкзаков еду, воду в пластиковых бутылках. Поев, оставляют весь мусор на поляне и уходят.
Сцена вторая.
На ту же поляну выбегают зайцы (танец зайцев), один наступает на что-то острое, подпрыгивает и поджимает лапу. Следом выбегает лиса и, поскользнувшись на остатках еды, падает. Появляется сорока и кричит: » Перемирие! Перемирие! Объявляется Большой Совет зверей!»
На поляне появляются разные звери. Некоторые из них ободранные, с перебитыми лапами.
На середину поляны выходит медведь и объявляет о начале Совета: «Внимание! Начинаем заседание Большого Совета! Говорите звери». Звери, перебивая друг друга, жалуются:
- В лесу невозможно стало шагу ступить.
- Кругом мусор.
Волк, держась за живот, показывает бутылку из-под лимонада:
-Вчера нашёл, глотнул, второй день животом маюсь.
-И из реки воду нельзя стало пить.
- Рыба дохнет.
Сорока:
-Я летала в город, там дышать нечем, кругом машины тарахтят, а дыму, а дыму!
- Что делать будем?
-Как дальше жить?
-Уходить надо!
-Куда? Везде так. Вон, даже до заветной поляны добрались ( сорока показывает на разбросанный по поляне мусор).
Лиса:
-Надо людям войну объявить!
-Войну! Войну!- закричали звери.
Сорока куда-то улетает, возвращается с криком:
-Идут! Идут! Прячьтесь!
Звери в суматохе убегают, прячутся за деревьями.
Сцена третья.
На поляну выходят несколько ребят в зелёных футболках с надписью « Зелёный патруль». В руках у них большие, наполненные чем-то, мешки.
Они оглядываются вокруг и возмущаются:
-Даже в такой глуши бутылки валяются!
-Такая красота кругом! Как только руки поднимаются мусорить!
- Трудно за собой убрать!
Старший из ребят командует:
- Хватит возмущаться, берёмся за дело, стемнеет скоро.
Ребята дружно собирают разбросанные по поляне бутылки, другой мусор в мешки. Пытаются поднять их и не могут, такие они стали тяжёлые.
- Не донесём.
-Может, половину здесь оставим? А завтра вернёмся?
- Нельзя. Завтра речку пойдём чистить.
- Да и возвращаться сюда далеко.
На поляну вылетает сорока:
- Кто такие? Кто такие?
Ребята удивлённо оглядываются.
Сорока:
-Удивлены? Я и сама удивилась, когда по - человечески заговорила. А случилось это после того, как я на соседнем поле кукурузы поклевала. В городе слыхала, что она генетически изменённая. Вот я и того, генетически изменилась. Зато теперь и с вами и со зверями говорю. Переводчиком могу быть. Вот и все новости. Теперь ваша очередь. Отвечайте: кто такие? Зачем в нашу глушь забрались?
Ребята по очереди объясняют:
- Мы, зелёный патруль.
- Мусор в лесу собираем.
- Речки очищаем.
- Зимой кормушки для птиц развешиваем. Подкармливаем их.
- Изучаем, какие растения в нашем лесу.
Сорока:
- Вас так мало! Что вы можете сделать?
Ребята:
- Нас не так уж и мало.
-Всё больше и больше людей, которые беспокоятся о том, что происходит с природой.
-Учёные разрабатывают способы безопасной переработки бытового мусора.
- На предприятиях строят очистные сооружения.
- Но ещё не все понимают, как важно сохранять природу.
- Поэтому мы здесь.
-Мы собираем мусор, который оставляют горе - туристы.
-Да силы свои не рассчитали, много мусора оказалось в лесу.
Сорока улетает, на лету крича:
-Не уходите, сейчас я вернусь.
Возвращается не одна, а со зверями.
- Я им всё про вас рассказала. Звери хотели идти на людей войной. Но, узнав о «Зелёном патруле», решили вам помочь.
Сцена четвёртая.
Все, взявшись за руки, выходят на край сцены и по очереди декламируют:
- Моя планета - человеческий дом.
Ну, как ей жить под дымным колпаком?
- Где сточная канава - океан.
Где вся природа поймана в капкан.
- Где места нет ни аисту, ни льву.
Где стонут травы: больше не могу!
- Вот она летит, маленькая какая!
Вот она грустит, в думы свои вникая.
- Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет.
Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!
- Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь!
(все вместе)
- Просит прийти на помощь!
Просит прийти на помощь!
Ведущий: Мы будем весело в лагере нашем отдыхать и природу охранять.
Звучит песня Игоря Николаева« Расскажите птицы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сценарий праздника «Русская бёрезка»
Цели и задачи: Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора. Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, танцы.
Действующие лица: Рассказчица в русском сарафане и кокошнике, Берёзка, Леший, Кикимора.
Декорации: На центральной стене зала панно с изображением берёз. С краю домик Лешего. Речка – задрапированная ткань голубого цвета.
Ход мероприятия
Звучит фонограмма русской народной песни “Во поле берёза стояла”. Плавным хороводным шагом, взявшись за руки, в зал входят дети в русских костюмах. Они двигаются “змейкой”, держась за руки (девочка-мальчик, девочка-мальчик) и садятся на стульчики.
Березке русской праздник посвящаем,
О ней теперь мы очень много знаем.
И знанием готовы поделиться.
Нам всем пришлось немало потрудиться.
Ты до того, березонька красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия,
И я немыслим без твоей красы.
-Сегодня мы воздаём хвалу её величеству Берёзе!
Слово учёным:
-Название своё дерево получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “бер”, означающее “светлый, ясный, блестящий, белый”. Именно от “бер” образовалось сначала “берза”, а потом “берёза”.
Хотя мы и считаем берёзу исконно русским деревом, символом России, название его знакомо большинству индоевропейских народов. Оно восходит к корню, уходящему в глубокую древность, и обозначает, как мы уже отметили, не только белизну, но и блеск.
Кстати, название коры берёзы – бересты – связано с тем же корнем.
Слово врачам:
-С лечебной целью используют почки, листья, берёзовый сок и берёзовый гриб (чагу) всех видов берёз. Почки заготавливают зимой и ранней весной до начала их распускания. Листья собирают в мае во время цветения берёзы. Берёзовый сок – весной в период сокодвижения. Используют его в роли лекарства только в свежем виде. Берёзовый гриб можно заготавливать круглый год, хранить не более года.
Вытяжки из почек и листьев берёзы являются витаминоносителями и вместе с вытяжкой из чаги обладают общеукрепляющим действием. Вытяжки из листьев берёзы и почек используются как противомикробные, противовоспалительные, ранозаживляющие и мочегонные средства.
Слово астрологу:
-Для людей, родившихся 24 июня и 22 декабря, берёза является деревом талисманом. Люди, родившиеся в эти дни, как правило, щедры, жертвенны. Любят общество. Трудолюбивы. Красивы, стройны. Не выносят грубости. Любят дарить и получать подарки. В час невзгод, неприятностей найди берёзу, прикоснись к ней, обними ствол руками, прислонись спиной, доверься ей и попроси у неё помощи. Общайся с ней 20-30 минут и тебе станет намного легче, ты обретёшь душевное спокойствие.
Слово экологам:
-К нам поступает много жалоб от несчастных берёз. Особенно весной берёзы плачут горькими слезами. Вот одна из жалоб: “Чтобы напиться моего сока, меня по-варварски разрубили топором. Погубили мою белую кору. До сих пор на мне глубокие, незаживающие раны. По счастливой случайности я не погибла, потому что рядом оказались ученики вашего класса. Они залечили мои раны. Спасибо вам, ребята!”
-Группа экологов доводит до вашего сведения: “Чтобы не повредить хороших деревьев, заготовку сока, почек, листьев и веников рекомендуется вести на участках, специально отведённых для рубки леса. К нарушителям будут применены самые строгие меры наказания.
Люди, не губите берёзы!
Существует такая быль о берёзе:
Издавна на Руси почитали берёзу как священное дерево. Любили её не только за красоту. В старинной русской песне говорится о “делах” этого дерева:
Первое дело – мир освещать,
Второе дело – больных исцелять,
Третье дело – скрип утишать,
Четвёртое дело – чистоту соблюдать.
Рассказчица:
Как будто в свадебном наряде
Берёзка русская стоит.
Ей ветер нежно кудри гладит,
Серёжки солнце золотит.
Под нею раннею весною
Девчата водят хоровод.
Её красавицей лесною
Зовёт недаром наш народ.
В ней столько нежности и света
И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора; Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, леньтяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает): А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдем, погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший: Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица: Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).
Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь): Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Викторина о цветах
1. По древней легенде, цветы эти появились на месте последнего угасшего костра при наступлении ледникового периода как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле воскреснут.
Предсказания цветов оправдались. Но по сей день они под радостной расцветкой скрывают грусть расставания с людьми. Какие это цветы? (Георгины)
2. Эти цветы схожи по форме с зонтиками, и, по легенде, они в древние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начнется в степи дождь, гномик укроется цветком, либо сорвет его и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по зонтику, струйками стекает с него, а гномик остается совершенно сухим. О каком цветке идет речь в этой легенде? (Ромашка)
3. В Китае этот цветок символ долголетия и любви, а в Японии олицетворение застенчивости. В Пакистане, Иране, Индии это символ неуклюжести и глупой гордости. Назовите имя цветка. (Пион)
4. Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Всем цветам дала имя, никого не обидела, и только один цветок остался без имени. Однако Флора одарила его чудесной силой возвращать память людям. Какое имя у этого цветка? (Незабудка)
5. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратилось в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда, поэтому этот цветок стал символом надежды. Что это за цветок? (Подснежник)
6. Древние люди наделили его сверхъестественными свойствами, предполагая, что в цветок переселяется душа человека, чтобы пообщаться с оставшимися в живых родственниками и друзьями, чтобы передать им последний поклон привет от усопшего. Назовите этот цветок. (Бессмертник)
7. Отгадайте загадку: «Цветы ангельские, а когти дьявольские». (Шиповник, роза)
8. О каком цветке эта загадка: «Что в хлебе родится, а есть не годится»? (О васильке)
9. Цветы какого гигантского африканского дерева опыляют не насекомые, а летучие мыши? (Баобаб)
10. Какой расцветки цветы у растений, которые опыляют ночные насекомые? (Белого цвета так их лучше видно в темноте)
11. Сколько килограммов лепестков розы требуется, чтобы приготовить один килограмм розового масла? (Три тысячи килограммов, то есть три тонны лепестков)
12. Как называется японское искусство составления букетов? (Икебана)
13. Из какого цветка был сделан яд, который попросила Джульетта у отца Лоренцо? (Из лютика)
14. Как в русском народе называют цветы лютика? (Куриная слепота)
15. В окружении, каких цветов изображают бога Сна Морфея? (Мак)
16. От какого красного цветка приходил в ужас тигр Шерхан в сказке Редьярда Киплинга «Маугли»? (Огонь)
17. В гербе какого государства есть цветок хризантемы? (Япония)
18. Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)
19. В каком цветке изображается у египтян бог Озирис? (Лотос)
20. Какой цветок является символом Шотландии? (Чертополох)
21. Какой цветок в старину на Руси называли «одо- лень-трава»? (Кувшинку)
22. Когда, по народным приметам, на Руси расцветает цветок папоротника? (В ночь на Ивана Купалу, на седьмое июля)
23. Праздник какого цветка каждый год отмечают в феврале во французском городе Канны? (Мимоза)
24. Какой писатель в своей сказке заставил цвести подснежники в феврале? (Самуил Яковлевич Маршак, сказка «Двенадцать месяцев»)
25. В каком балете Петра Ильича Чайковского цветы танцуют вальс? («Щелкунчик»)
26. Название какого цветка с греческого языка переводится «звезда»? (Астра)
27. Название какого цветка происходит от латинского слова «меч»? (Гладиолус)
28. Свое название этот распространенный цветок получил в восемнадцатом веке от латинского слова «журавль». Что же это за цветок? (Герань)
29. Название какого цветка с греческого языка переводится как «золотой цветок»? (Хризантема)
30. Название какого цветка переводится с греческого как «жемчуг» или «перламутр»? (Маргаритка)
31. Какой цветок считается символом неприступности? (Эдельвейс)
32. Какой цветок получил свое название от головного убора, очень распространенного на Ближнем Востоке? (Тюльпан от тюрбан)
33. Какой цветок символизирует Англию? (Роза)
34. Как по-другому называется альпийская фиалка? (Дряква, цикламен)
35. Как в народе называют цветок «календула»? ( Ноготок )
36. Как называли войну в Англии между Йорками и Ланкастерами? (Война Алой и Белой розы)
37. Какой цветок имеет второе название Касатик? ( Ирис )
38. Какой цветок является символом Ирландии? (Клевер. С помощью этого цветка Святой Патрик, согласно легенде, объяснил триединство Святой Тро
ицы. Он взял листик цветка и показал: один лепесток Бог-отец, другой Бог-Сын, третий Бог- Дух Святой)
39. Какой водный цветок почти все неправильно называют лилией? (Кувшинку)
40. Назовите хотя бы один цветок, у которого всего один лепесток. (Калла, Антуриум)
41. У людей какой профессии эмблемой являются два скрещенных мака? (Анестезиологи)
42. С какими цветами разгуливают монгольские мальчишки по соседним домам и поют:
«К вам в гости пришли цветы!
Поздравляем с Новой весной!»?
(С подснежниками. Хозяева одаривают ребятишек подарками и сладостями)
43. 9 ноября 1620 года корабль «Мэйфлауэр» высадил англичан-полигримов на американский берег на мысе Кейд-Код. Как переводится с английского название корабля? («Майский цветок»)
44. Для многих народов Европы 1 мая это, прежде всего, Праздник нежнейших цветов. Каких? (Ландышей)
45. В Японии есть Праздник мальчиков. Какое второе, «цветочное», название он носит? (Праздник ирисов)
46. В Японии есть и Праздник девочек. Какое «цветочное» название носит он? (Праздник цветущего персика)
47. Какой цветок в Китае считается символом богатства и знатности? (Пион)
48. В Литве 4 марта отмечают праздник Козюкос, к которому изготавливают тысячи букетов из разноцветных бессмертников в обрамлении сухих колосьев и трав. Как называются эти букеты? (Вербы. Некоторые из них выше человеческого роста)
49. За что цветок «белая дрема» получил такое название? (Белая дрема красуется только ночью. Днем она стоит, опустив голову, словно дремлет)
50. Почему желтые розы называют чайными? (Чайные значит «китайские», от английского «Chine» Китай. Эти цветы там являются символами Пекина)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета на определение уровня экологической культуры
1. Убеждены ли Вы в необходимости сохранения природы? Почему?
2. Проявляете ли Вы интерес к экологическим проблемам? В чем это выражается?
3. Назовите ведущие экологические проблемы мира, России, Самарской области
4. Что такое природа?
5.Что такое экология?
6.Что такое охрана природы?
7.Каковы правила поведения человека в природе?
8. Какую ценность имеет природа для человека, Вас лично?
9.Испытываете ли Вы потребность в постоянном общении с природой?
10.Какие экологические, природоохранные дела проводились в Вашей школе?
11.Что Вы сделали и что смогли бы еще сделать полезного по защите природы?
12.Чем привлекает Вас природоохранная деятельность?
13.Какой поступок Ваших товарищей Вы считаете самым хорошим (плохим) по защите природы?
14.Что по Вашему мнению люди могли бы сделать наиболее полезного по охране природы?
15.Какими принципами должен руководствоваться человек, строя свои отношения с природой?
16.Как Вы оцениваете уровень своей экологической культуры?
имею низкий уровень
имею средний уровень
имею высокий уровень
затрудняюсь определить.
13PAGE 15
13PAGE 141615
15