Презентация по логопедии для КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ
Формирование зрительного восприятия и узнавания.Закирова Лилия
1. Назови овощи
Назови ягоды
Назови животных
Назови учебные принадлежности
2. Называние контурных изображений овощей
Называние контурных изображений фруктов
Называние контурных изображений животных
3. Назвать перечеркнутые контурные изображения
Назвать перечеркнутые контурные изображения
Назвать перечеркнутые контурные изображения
4. Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.
1. Найти букву среди ряда других буквЫ В А П Р О Л Д Ж Э Ч С М И Т Ь Б Ю Д Л О Р П А
2. Соотнести одни и те же буквы, но выполненные разным шрифтом А О П Г К Ш П Р Л Л В Ч М Т Ь Б Ю Н Г Д Э ЪД Э Ъ Б И М С Ч В Р ЛР М П А В Р О Л Е Н Ш
3. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. В А П Р Е Н Г Ш Щ Д Л О И М З
4. Определить буквы в неправильном положении.
5. Обвести контуры букв.6. Добавить недостающий элемент буквы.
7. Выделить буквы, наложенные друг на друга
Развитие зрительной памяти.
1. Игра "Чего не стало?«2. Дети запоминают 4 - 5 картинок, затем отбирают их среди других 8 - 10 картинок. 3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3 - 5), а затем выбрать их среди других (8 - 10).
4. Игра "Что изменилось?". Логопед раскладывает 4 - 5 картинок, дети запоминают последовательность расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось и восстановить первоначальное их расположение.5. Разложить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуется использовать в работе следующие виды заданий:1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться и сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед может дать ответ и повторить еще несколько раз. Затем дети должны поднять правую руку и назвать ее.2. Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет ее сам, а дети повторяют.3. Поднять то правую руку, то левую, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу правой, левой рукой.
Ориентировка в окружающем пространстве.1. Определение пространственного расположения предметов но отношению к ребенку, т. е. к самому себе.Логопед дает детям задание определить пространственные соотношения предметов, находящихся сбоку от него: "Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева"; выполнить действие: "Положи книгу справа, слева от себя".Если ребенку трудно выполнить это задание, тогда следует уточнить, что справа - это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке. Например, если логопед задает вопрос: "Где находится шкаф, окно, дверь и т. д.- справа или слева от тебя?", при этом ребенка необходимо поставить так, чтобы эти предметы были справа или слева.
Ориентировка в окружающем пространстве.2. Определение пространственных соотношений между 2 - 3 предметами и изображениями.Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем предлагает взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь, положить у левой руки, задает вопрос: "Где находится книга, справа или слева от тетради?"
1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.2. Положить кружок, справа от него - крестик, слева от крестика поставить точку.По речевой инструкции нарисовать точку, ниже точки - крестик, справа от точки - кружок. Нарисовать кружок, справа от него - крестик, выше крестика поставить точку. Нарисовать точку, слева от точки нарисовать треугольник, выше треугольника - кружок и т. д.
3. Определение правой и левой стороны предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе. Задание выполняется по речевой инструкции логопеда: "Покажи правую, левую сторону книги, тетради; правый, левый край стола, шкафа и т. д. Назови, какой это край стола - левый или правый" и т. д.
4. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, синтезу элементов по определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.
Предлагаются следующие задания:1. Найти фигуру, букву в ряду сходных. Предлагаются ряды сходных букв:
2. Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу и после кратковременной экспозиции.3. Сложить из палочек, спичек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти).
4. Сконструировать буквы печатного шрифта из предъявленных элементов букв: В, Ы, П, Б, Г, Ш и т. д. Даются следующие элементы печатных букв С cIi. Задание предлагается в нескольких вариантах:а) по образцу,б) по представлению после кратковременного предъявления,в) по речевой инструкции.
5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркально расположенное изображение.
6. Показать правильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных:
7. Дополнить недостающий элемент фигуры при наличии образца.8. Добавить недостающий элемент фигуры по представлению.9. Дополнить недостающий элемент в букве:а) по образцу,б) по представлению после кратковременной экспозиции буквы,в) по речевой инструкции. Например, дополнить до Б - Ь:
10. Переделать букву, сделать из одной буквы другую, добавляя недостающий элемент: из А - Л - Д, из Ь - В, из К - Ж, из И - М, из Г - Б, из З - В, из Р - Б.11. Преобразовать букву, изменяя пространственное расположение элементов буквы: из Р - Ь, из И - Н, из И - П, из Н - П, из Г - Т.12. Определить различие сходных фигур, букв, отличающихся лишь одним элементом: З - В, Р - В и т. д.13. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р - Ь, Г - Т, И - П, П - Н.