Конспект урока по русскому языку на тему Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне (2 класс)

Конспект урока русского языка во 2 классе «Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне»
Цель урока: развитие орфографического умения написания слов с безударными гласными в корне слова Задачи урока: - сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов; - актуализировать способность учащихся к выработке способа проверки безударных гласных в корнях слов; - расширить знания учащихся о правописании словарных слов; - развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь
Ход урока: Работа с числом. Запись числа. Организационный момент: Игра: «Ассоциации». Ребята, какое сейчас время года? Какие слова вас сразу приходят на ум, когда слышим слово «Зима»? Давайте подберём слова, которые у вас ассоциируются с зимой. (Холод, стужа, мороз, снег, вьюга, метель, лыжи, коньки, санки, белая, новый год, подарки, горка). Зима - белоснежная красавица. Зимушка любит чистоту – посмотрите, какой порядок у нас на улицах – всё белым бело. Я думаю, в наших тетрадях сегодня будет порядок. Минутка красивого письма. Зимушка зима прислала нам свой подарок, отгадайте, что это? (снежинки на них написаны буквы : А, О, Е, И, Я.) Кто из вас догадался, почему к нам в гости прилетели снежинки с этими гласными буквами? (Потому что в написании этих гласных букв мы чаще всего допускаем ошибки. Эти гласные бывают безударными). Кто в нашем классе пишет красивее всех? Соня расскажет вам, как она это делает. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. А теперь и вы ребята сядьте прямо, правильно возьмите ручки приготовьтесь к чистописанию. Учитель на доске выполняет показ чистописания. Учащиеся записывают в тетрадь. Пропишем на первой строке буквы, которые обозначают два звука, Это? ( Е, Я). На второй строке буквы, которые обозначают один звук, (О, А, И).


- Ребята, послушайте внимательно одну интересную историю.
Мальчик Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом, сыграем». Старшая сестра Димы, Оля, ходила в магазин, что расположен рядом с домом, где живёт Петя, и передала записку.
- Ну, как? – спросил Дима сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придёт.
В шестом часу вечера Дима собрал ребят во дворе.
- Мяч будет! Петька принесёт, я ему записку написал, он обещал.
Ровно в шесть часов пришёл Петя. Вместо мяча у него в руках было оружие фехтования – длинный деревянный меч. Все ребята засмеялись.
- Почему так получилось? - Какое правило не знал Дима? Как проверить?
(правописание безударных гласных)
– Исходя из проблемы, назовите тему нашего урока?
(правописание безударных гласных )
– Сегодня на уроке мы с вами будем упражняться в правописании безударных гласных: а, о, е, я, и.
Кто скажет как проверить безударную гласную ?
Если буква гласная Вызвала сомнение –  Ты её немедленно Поставь под ударение!

А какое правило мы знаем?

Чтобы проверить безударную гласную, надо изменить слово так, чтобы безударная стала ударной.

- Ребята, давайте запишем слова и вставим безударную гласную, подбирая, где можно, проверочные слова.
В. лна, б. реза, тр. ва, яг. да, р. ка, к. пуста.
(Дети записывают слова в тетради, а один ученик у доски)
- А теперь скажите, на какие две группы эти слова можно разделить?
1 группа - слова с проверяемой безударной гласной,
2 группа – слова с безударной гласной, которую проверить нельзя
Что нужно делать, если в слове безударную гласную проверить нельзя?  (Найти слово в орфографическом словаре и запомнить).

Предлагаю игру «Найди ошибки» На доске записан отрывок из стихотворения, скажу по секрету, в этой записи есть несколько ошибок, ваша задача – найти и исправить эти ошибки.
– Вспомним алгоритм проверки безударной гласной.
1.Прочитай слово 2. Поставь ударение 3. Найди безударную гласную 4. Подбери проверочное слово 5. Проговори отчётливо. Напиши.
Зема недаром злится
Прошла её пара.
Висна в акно стучится
И гонит со двара.

- Давайте проверим.
Учащиеся выходят, ставят ударение , находят безударную гласную, проверяют и исправляют.
Молодцы!
Физминутка.
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали!
Ножками потопали.
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Продолжаем работу. У вас на столах карточки с буквами они нужны вам для следующего задания.
Это   игра «Будь внимательным!»
- Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово. Можно отвечать хором.
Ряды - трава - холмы - тропа - стена - садовник -гора - поля - река -
цена - звериный - грибок - скрипят -мясной - бежать - сова - гроза



Следующее задание на карточках на оценку: из данных слов составьте предложения; запишите, вставляя пропущенные безударные гласные
ряд
сильные, наступили, м _ розы
с _ довые, дорожки, снег, зав _ лил
г _ лодают, з _ мой, птицы

ряд
для, к _ рмушки, птиц, устроили, дети
пш _ на, в, девочки, к _ рмушку, насыпали,
быстро, корм, птицы, г _ лодные, склевали
Проверка
Сделайте вывод. Как пишутся гласные в ударном и безударном положениях? Вывод: в ударном и безударном положении гласные в корне пишутся одинаково. Наступили сильные морозы.
Снег завалил садовые дорожки.
Птицы зимой голодают.
Дети устроили для птиц кормушки.
Девочки насыпали в кормушку пшена.
Голодные птицы быстро склевали корм.
Подведение итога
Чем занимались на уроке? Для чего надо проверять безударную гласную в корне? Итак, давайте повторим:


- Что надо проверять? (безударную гласную)
- Где надо проверять? (в корне слова)
- Как надо проверять? (подобрать проверочное слово)
- Чем проверять? (ударением)
Хорошо работали на уроке:.. Оценки поставлю после проверки тетрадей.
Домашнее задание стр. 103 упр. 194

Рисунок 11Описание: http://*****/sites/default/files/rus2.jpg15