Урок русского языка ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.
ТЕМА: ПРОВЕРКА НАПИСАНИЯ СЛОВ С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ.
Цель урока:
учить распознавать проверяемые гласные в безударных словах закреплять умение находить проверяемое слово;
повышать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
развивать критическое отношение к своим высказываниям и мнению товарищей;
формировать адекватную самооценку;
воспитывать у школьников интерес к родному языку.
Оборудование: в ходе всего урока учитель использует презентацию, карточки с картинками из сказки.
ХОД УРОКА
Организационный момент. - Ребята, у вас на парте лежат 3 изображения настроения. Я прошу вас выбрать одно из этих изображений, которое соответствует вашему настроению: Красное - отличное, жёлтое – спокойное, хорошее, зелёное – не очень хорошее.
Для улучшения вашего настроения и для того, чтобы вы активнее работали я придумала хитрый приём- за каждый правильный ответ вы получите закладки - оценки и мы потом посмотрим, кто был самым активным учеником.
II. Выход на тему и задачи урока.
- Какие буквы вы видите?
На доске или на проекторе : а, о, е, е, и, я, э, ы, у, ю
(Буквы, обозначающие гласные звуки.)
- Сколько таких букв вы знаете?
(10 букв.)
- Сколько гласных звуков вы знаете?
(6 гласных звуков.)
- Назовите их.
( а, о, и, у, э, ы.) На проекторе
- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные.)
- Написание, каких букв, обозначающих гласные звуки, может вызвать сомнение.
(Буквы, обозначающие безударную гласную)
- Как проверить безударную гласную?
Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.
-А как вы думаете, почему я так интересуюсь вашими знаниями о гласных?.
Тема: Проверка написания слов с безударными гласными.
( Появляется на проекторе)
А какие цели мы можем поставить?
(Научиться находить безударный гласный и проверять его.)
III Чистописание
- Какие слова зашифрованы в ребусах. (На проекторе)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дрова, слова, сова.
- Что общего у этих слов?
(В этих словах 2 слога, ударение падает на второй слог, в безударном слоге пишется буква О.)
-Назовите одинаковые буквы, которые встречаются в каждом слове.
(Буквы а, в, о.)
- Назовите лишнюю букву.
(Буква в, так как а, о – обозначают гласные звуки, а в – согласный звук.)
Какие ещё буквы, обозначающие гласные звуки требуют проверки?
и, е, я
Чистописание.
На минутке чистописание мы сегодня запишем эти буквы каллиграфически правильно.
Тетрадь с наклоном положу. Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь.
На проекторе: а//о//и//е//я// ая//ие//ое//
Обратите внимание на нижнее соединение.
IV. Актуализация знаний. Работа с творческими заданиями.
-Давайте составим алгоритм к этому правилу. С чего начнём?
(На проекторе постепенно появляются шаги алгоритма)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
V. Закрепление пройденного материала.
- Рассмотрите кадры из фильма сказки. Как называется сказка? Кто ее автор?
«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина. На проекторе полное название
- Полное название этого произведения « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». С отрывками из этой сказки вы уже встречались на уроках русского языка, когда выполняли упражнения из учебника. Сказка А.С.Пушкина будет путеводителем на нашем уроке и поможет достичь цели урока.Я буду читать строки из сказки, а вы постарайтесь распознать слова с безударными гласными. Пишите их в левый столбик, а в правый – проверочные слова.
«Море синее кругом,Дуб зеленый над холмом».«Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах».
Ученики работают самостоятельно. Затем вместе с учителем разбирают задание.
Назовите, какие слова вы выписали?
Зеленый, над холмом, бежит, в волнах, на парусах.
Сравните у всех ли такая запись. На проекторе:
Зеленый – зеленьНад холмом – холмБежит – бегВ волнах – волныНа парусах – парус
Поставьте ударение.
- Какой вывод можно сделать?
(В безударном слоге пишется та буква, которая пишется в слове с ударным слогом.)
-Обратите внимание, а какие еще здесь есть орфограммы?
(Предлоги и сочетание «жи».)
Докажите, что «на» – предлог. Да, можно вставить другое слово. Например: На (раздутых) парусах.
Какой ветер раздувает паруса?
(Попутный.)
Что означает пожелание попутного ветра?
(Это пожелание удачи. Так говорят тому, кто отправляется в путь.)
VI. Хорошим попутчиком может быть не только ветер, но и человек и писатель, и книга, как наша сказка А.С.Пушкина. Попутный ветер нас несет к следующему заданию.
Прочитайте словосочетания. Какие орфограммы мы встретили здесь?
чдный остров; на проекторе
злотой орех;чстые зубцы; шрокое поле.
Теперь, ориентируясь на второе слово каждой пары, запомните по памяти первое слово.
На запоминание дается 1–2 минуты. Затем слова первого столбца стираются.
– Запишите словосочетания по памяти.
Работа в парах.
Проверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу. (На проекторе правильные словосочетания)
В слове «широкое» определите количество звуков и букв (7 букв, 8 звуков).
– Почему звуков больше?
– К слову «частые» подберите слово с противоположным значением (антонимы) – редкие.
К слову «чудный» подберите слова близкие по значению (синонимы): «удивительный», «прекрасный», «восхитительный».
V. Физминутка
Ветер нам попутный дует. Море он опять волнует.
Ветерок сильней, сильней. И волна бежит быстрей.
Чайки белые летают и на волны приседают.
VI. – Много чудес происходило на острове. Посмотрите внимательно на эту картинку и скажите: Какие строки о белочке из сказки Пушкина вы вспомнили?
«Белка песенки поетИ орешки все грызет,А орешки не простыеВсе скорлупки золотые»
– В каком домике жила белочка?
В хрустальном.
- Что такое хрусталь? Зачитываем из словаря.
(Это такое особое стекло с красивым блеском и резьбой.)
На доске или проекторе:
дом, князь, белочька, выстраил, для, потом, хрустальный.
Рассыпалось предложение о хрустальном доме белочки. Надо составить такое предложение, чтобы получилась рифма. Но прежде найдите ошибки в словах.
– На какие орфограммы допущены ошибки?– Найдите ту орфограмму, о которой мы сегодня говорили.– Какие слова здесь рифмуются. « Потом – дом ».– Как правильно оформить запись стихотворных слов.
Слабые ученики получают карточки
Князь ______ потомВыстроил
Проверяем.
– Найдите слова, в которых букв больше чем звуков. (князь, хрустальный)
– Подчеркните в этом предложении основу предложения и дайте характеристику этому предложению.
VII. Работа с карточками: (работа группами)
Карточки трёх цветов. Проверка будет с помощью шифра к каждой карточке.
Первая оранжевая.
Подчеркни буквы, которые подходят. Устно подбери проверочные слова.
В бочку с сыном пос(о,а)дили, засм(а,о)лили, пок(о,а)тили.
Только вым(а,о)лвить успела, дверь т(и,е)хонько заскр(и,е)пела.
Три девицы под (а,о)кном пряли поздно в(е,и)черком.
Вторая зелёная.
Вставь пропущенные буквы. Устно подбери проверочные слова.
Комаром оборотился. Полтел и запщал.
Ветер весло шумит, судно вес..ло б..жит.
И желанная стрна вот уж издали вдна.
Синяя карточка.
Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочное слово.
С берега душой печальной пров..жает бег их дальний.
И за ними во дв..рец пол..тел наш молодец.
остров на море л..жит, град на острове ст..ит.
Шифр для проверки: оранжевая
а, о, а
о, и, и
о, е.
зелёная
е, и.
е, е, е.
а, и.
синяя
провожает – проводит
дворец – двор
полетел - полёт
VIII. Итог урока
– Как называется сказка, которая была для нас добрым попутчиком на уроке?– Какие орфограммы мы повторили?– Назовите тему нашего урока? (Безударные гласные в корне слова)– Как проверяем безударную гласную в корне слова? (С помощью однокоренного слова или изменяя форму слова, так, чтобы безударный стал ударным).
– Обратимся к тесту, которой будет своеобразным итогом урока «Безударные гласные, проверяемые ударением».
ТЕСТ
– Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно:
К каждой гласной подобрать проверочное слово.
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать родственное слово.
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением.
Поставить ударение в слове, определить безударную гласную и подобрать проверочное слово так, чтобы после безударной гласной стояла согласная.
VIII. Рефлексия
– Оцените свою работу цветом:
Красный –отлично усвоил материал
Жёлтый – не хватает практических навыков по отработке правописания безударных гласных в корне слова.
Зелёный – еще нужно работать.
Покажите мне – сколько закладок оценок вы заработали на уроке.
IX. Дом. задание: творческим – подписать картинки, проверить безударные
гласные.
Любознательным – найти из сказки 10 слов с
безударными гласными и проверить их.
15