Внеклассное мероприятие «Рождество Христово»
МКОУ «Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2 Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
Внеклассное мероприятие «Рождество Христово»
Учитель начальных классов: Юшина Е.А.
Цели : 1. В увлекательной форме познакомить учащихся с традициями
Рождества.
2. Активизировать познавательную активность первоклассников.
3. Развивать внимание, память, речь, творческие способности младших
школьников.
4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к культурномунаследию русского народа, отражённому в народных обычаях и
традициях.
Оборудование: костюмы для инсценирования; музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки, бубны, бубенцы, колокольчики; иллюстрации, изображающие Рождество; изображения зимних пейзажей ,музыкальные записи; подсвечники со свечами.
Ход праздника:
Учитель: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А как вы думаете, почему у меня такой необычный наряд? (Потому что говорить мы будем о русских традициях.)
Поздравляю вас с чудесным зимним праздником - Рождеством Христовым. Этот праздник отмечается уже не одно столетие. Его любили и ваши прабабушки, и ваши прадедушки. В доме в этот день всегда пеклись пироги, ждали дорогих гостей, нельзя было работать, а можно было лишь "веселиться и отдыхать. Дети же в этот день были освобождены от своих домашних обязанностей (помогать по дому, пасти скот, собирать хворост в лесу) и могли целый день возиться в снегу, кататься с ледяных горок, играть в снежки.
Сегодня я вам предлагаю почувствовать радость праздника Рождество!
(Звучит звон колоколов.Слова на фоне музыки:)- Кругом рождественская мгла,
Во мгле звучат колокола,
А с ними в лад слова звучат:
«Мир на земле и счастья всем! »
Давным-давно это было. У нас трещали зимние морозы, кружила метель, кругом, куда ни глянь, лежали пушистые сугробы. Искристый иней окутывал белые заснеженные деревья, пустынным холодом веяло от притихшей в январской стуже земли. А далеко, далеко от нашей родины, в жаркой Палестине, где никогда не бывает зимних холодов, тихой ночью родился Младенец Христос. Он появился на земле неподалеку от города Вифлеема, в пещере, куда во время непогоды пастухи загоняли скот: овец, коров, лошадей.
Поздно вечером накануне этого события добрались до Вифлеема родители Христа – Дева Мария и благочестивый старец Иосиф. Случилось так, что в городе никто не пустил их на ночлег. И тогда они нашли себе пристанище в пещере, называемой вертепом. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца. После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Она сияла над его пещерой, указывая путь.
- Кто такие волхвы? Это мудрецы. Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну. (Смирна – ароматное вещество, которое добывают из дерева. Ладан – ароматная древесная смолка) .- Ребята, а какие вы знаете русские традиции празднования Рождества? (Колядование, посещение и приглашение к себе гостей, люди плетут рождественский венок из еловых веток, начинаются зимние забавы, ночью под праздник верующие идут в храм на службу.)
Я хочу вам прочитать воспоминания писателя из рассказа Ивана Шмелева «Рождество» - о том, как в старину готовились к этому удивительному празднику, о том, с каким чувством его ждали (с. 12). Послушайте внимательно и подумайте, какие чувства у вас возникали, когда я читала эти строки?
Чтение отрывка.
- Ребята, какие чувства у вас вызвал рассказ? (Радость, торжество, ощущение праздника)
- А захотелось пойти Христа славить?
- Как только наступал первый день праздника, на Руси начинались Святки, на улицах появлялись первые ряженые – ребятишки, а затем и взрослые. Парни и девушки рядились в животных – козу, медведя, в пастушков. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песенками-колядками.
С собой у них были звенящие, трещащие, стучащие музыкальные инструменты.
Если в Святочную ночь вы, открыв двери, увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь, к вам пришли ряженые. Ещё с порога они начинают славить хозяев, а те, в свою очередь, не должны остаться в долгу – гостей положено угощать.
Посмотрите, как это было…
Сценка 1.
1 колядовщик.
Коляда, коляда, да накануне праздника.
Блин да лепёшка на заднем окошке.
Бабушка добра, дай лепёшки сдобной,
Хошь кисленькой да пшеничненькой!
Не режь, не ломай, лучше так подавай,
Открывай сундучок, подавай пятачок,
Не жалей пятачок, дай и гривенничек.
2 колядовщик.
Калега- малега,
Дай кусочек пирога.
Ты не режь, не ломай,
Лучше весь подавай!
А не дашь пирога –
Стяну быка за рога,
А свинью за хвост
Уведу под мост.
3 колядовщик.
Коляда. Коляда!
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтику,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком,
Или свинку с пятачком,
Или в спину кулачком.
4 колядовщик.
Коляда, колядин!
Я у бабушки один.
По колено кожушок –
Дай, хозяйка, пирожок.
Пирожка мне мало –
Дай кусочек сала.
За мою ласку –
Дай колбаску.
А колбаски нету –
Дай мне конфету.
Учитель:
Ох, спасибо, ребятушки.
Вот пятачки, вот гривеннички.
Сценка 2.
( За столом сидят хозяин, хозяйка и дети. Входят ряженые).Колядники.
Добрый вечер тому,
Кто в этом дому.
Мы пришли колядовать,
Вас с праздником поздравлять!
Сын.
Матушка, колядники пришли!
Звать?
Хозяйка.
( сыну):
Сядь на место, сядь!
( колядникам):
Не кричите, расходитесь по домам,
Ничего я вам не дам!
1 колядовщик.
У Федула жена
Очень жадная была.
У ней шуба не зашита
И посуда не помыта.
Да и муж не дюж:
Лентяй, неуклюж.
Золовушка – неудаха,
Не ткачиха и не пряха,
Деверёк – картинка,
В голове мякинка.
( Собираются уходить).
Хозяин.
Что вы, что вы, оставайтесь!
Чем хотите угощайтесь!
( Хозяйке):
Что есть в печи –
На стол мечи!
2 колядовщик.
Сею, сею, посеваю,
С Рождеством вас поздравляю!
Счастья будет вам горой!
Урожая воз большой!
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
На столе всегда пирог!
Лёгких вам всегда дорог!
Учитель: - Давайте и мы с вами выучим несколько рождественских колядок.
Коляда, коляда,
Подавай пирога,
Блинов да конфеток
Для радости деток!
- Я сейчас еще раз прочитаю стихотворение, а вы шепотом повторяйте за мной.
- Ребята, кто смелый, кто запомнил колядку и может рассказать ее наизусть?
Коляда, колядин!
Я у бабушки один.
По колено кожушок –
Дай, хозяйка, пирожок.
Пирожка мне мало –
Дай кусочек сала.
За мою ласку –
Дай колбаску.
А колбаски нету –
Дай мне конфету.
-А кто запомнил эту колядку и может рассказать ее?
После колядования собирались на игрища, где устраивались игры, пляски, поедали дары, жгли костры.
Исполняется хоровод ряженых на мотив песни “Как у наших у ворот…”(Движения в соответствии с текстом)
1.
Расступись, честной народ!Мы выходим в хороводС песнями да плясками,С шутками – побасками.
2.
Бородой козёл трясет,Так и рвется в хоровод!Его рожки завиты,Только валенки худы!
3.
Вот помчался во весь духРасфуфыренный петух:Душегрейка на меху –Знай кричит: “Кукареку!”
4.
Из берлоги снеговойВышел мишка, сам не свой.Не поймет никак со сна -То ль зима , то ли весна?
5.
А лисица, ну и пава ,Выступает величаво,Как с платочком пляшет,Нет лисички краше.
Учитель: а сейчас поиграем в игры.
Игра. “Лисонька – лиса”.
(Лиса стоит в центре круга, зажмурив глаза. Дети идут по кругу и поют на мелодию песни “Во саду ли, в огороде…”)
Мы по кругу идем, Мы лисичку зовем,Пусть глаза не открывает, Нас по голосу узнает!
Дети останавливаются и тот , на кого покажет ведущий, спрашивает: “Лисонька-лиса, где я? ” Лиса должна, не открывая глаз, подойти к тому, кто задал вопрос, дотронуться и сказать: “Здесь ты.”По окончании игры Лиса обходит круг с мешочком, где лежат гадальные карточки, с изображением людей разных профессий, и дает каждому ребенку вынуть из мешочка картинку.
Выходит Петух.
А теперь игра такая, на внимание, друзья:
Как скажу я – хлоп-хлоп,Вы ногами – топ, топ.А скажу я – топ, топ,Вы руками – хлоп, хлоп!
По окончании игры Петух “гадает”. С завязанными глазами выбирает предметы, лежащие перед детьми. Например: книга – много будет знать; лента – ждет дальняя дорога и т.д.
Учитель : вот и славно поиграли а сейчас отгадаем загадки:
Коляда пришла,
Нам загадки принесла.
Кто загадку отгадает,
Тот отгадку получает.
( Достаёт из мешочка листки с записанными на них загадками).
В поле был я колоском,
После стал муки мешком.
Меня тестом замесили,
В жарку печку посадили.
У меня – румяный бок,
Вы узнали? Я - ….
( пирог).
И комковато, и ноздревато,
И грубо, и горбато.
И кисло, и пресно,
И вкусно, и красно,
И кругло, и мягко,
И черно, и бело,
И всем людям мило.
( Хлеб).
« Легенда про ёлочку». (Инсценирование.)
Учитель: - А вот ещё одна загадка, её отгадку вы отыщете прямо в классе.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
( Ель).
- Украшать ёлочку - ещё один рождественский обычай. А как он возник?
Одна из легенд рассказывает так…
Автор:
- По легенде Иисус Христос родился в пещере. Все – и ангелы, и люди, и растения – старались заглянуть внутрь, чтобы увидеть свершившееся чудо.
Когда Пальма и Маслина, которые росли у самого входа, решили войти внутрь и поклониться Божественному Младенцу, скромная Ёлочка попросила взять её с собой.
Маслина, ( презрительно посмотрев на Ёлочку):
- Куда тебе!
Автор:
- Этот разговор услышал Ангел.
Ангел:
- Не бойся, милая Ёлочка, я возвеличу тебя и украшу больше твоих сестёр!
Автор:
- Он сделал звёздам знак, и те одна за другой стали скатываться на зелёные ветви ели. И через мгновение вся она засияла блестящими огоньками.
( Ангел украшает Ёлочку блестящими звёздочками).
- С тех пор и повелось украшать на Рождество скромную зелёную ёлочку. Так, во всяком случае, говорит легенда…
Учитель: ребята, на Рождество на Руси говорили такие слова:
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы накрывайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
-Что это значит? А то, что дома вас уже заждались родители, накрыт праздничный стол и пришли гости! Идите и вы, с Богом, Рождество встречать со своими близкими и родными. А завтра приходите сюда опять - в игры «снежные» играть!
Литература.
Большая книга загадок / автор-составитель Зименкова Л.В. – М., 2008.
Веденеева Г.И.Азбука родного края. – Воронеж, 1995.
Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки, 1 класс. – М., 2006.
Люби и знай родной край / Под ред. В.И.Фёдорова. – Воронеж, 2008.
5. Детям к Рождеству. Сост.И.Анухина.СПб.,1998.