Внеклассное мероприятие Православные праздники
Внеклассное мероприятие «Православные праздники»
Цель
просветительская и культурологическая работа по разъяснению смысла православных праздников;
патриотическое воспитание;
воспитание нравственности, привитие духовной культуры.
Ход мероприятия:
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Мы сегодня собрались на не совсем обычный праздник. Он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт. И эпиграфом к нашему празднику послужили слова Вадима Шафрана: (слайд №2)
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Мы празднуем огромное количество праздников:
личных,
государственных,
церковных.
При этом мы выполняем определенные действия, например, идем на митинг, посещаем храм, купаемся в проруби. А почему мы это делаем?! Многие скажут, что так принято, так делают все. Но за каждым, даже общепринятым действием, стоит определенный смысл. В нашу современную жизнь вошло много иноземных праздников: Хэллуин, день святого Валентина, день Матери, День Города - за всем этим многообразием теряется исконно русская культура, наши, православные праздники и обряды. Сегодня мы попытаемся рассказать вам об основных праздниках и объяснить связанные с ними традиции.
Итак, в 989 году была крещена Русь, крещена в Православие, и с того момента, чтобы в нашей стране ни случалось, вера всегда спасала русских людей. И так было потому, что наши предки чтили свои корни и традиции.
Каждый ребенок знал, что существует 2 вида православных праздников:
двунадесятые праздники - 12 великих праздников, связанных с жизнью Христа и Богородицы;
праздники, связанные с событиями жизни святых апостолов, мучеников.
Знали, что в году имеется 4 многодневных поста:
Великий пост (7 недель до Пасхи),
Петровский пост (14 дней до Петрова дня),
Успенский пост (14 дней до Успения),
Рождественский (40 дней до Рождества)Знали, что также среда и пятница являются дням постными, так как в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Это дни скорби, потому они постоянные.
Знали, что существуют особые дни поминовения усопших, когда все умершие родственники поминаются в церкви и по ним служится поминальный молебен или панихида:
Пострадавших за веру Христову;
Вселенская Родительская суббота;
Суббота 2-й седмицы Великого поста;
Суббота 3-й седмицы Великого поста;
Поминовение воинов, убиенных в Великой Отечественной войне;
Радоница;
Троицкая Суббота;
Дмитриевская Суббота.
Знали, что любой православный христианин должен принимать Причастие, минимум, 6 раз в год: во все посты, в день своих именин и на день своего рождения.
Какие же праздники чтили наши предки? Православный календарь исчисляется с Великого Поста, то есть времени перед праздником Пасхи. Но мы как современные люди пойдем с Нового Года.
Сообщения учащихся:
Рождество. (слайд №3)
Рождество Господа нашего Иисуса Христа празднуется 7 января (25 декабря по старому стилю), предваряясь Рождественским постом. Сын Божий – Христос Спаситель мира родился у Пресвятой Девы Марии в Вифлеемской пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастье. Пастухи первыми узнали от Ангела весть о рождении Христа, пришли и поклонились Божественному Младенцу. А волхвам (мудрецам) с востока показала путь к Господу новая, необычайная звезда. Волхвы поднесли Младенцу Христу свои дары: золото – как Царю, ливан (ладан) – как Богу и смирну (драгоценное, благовонное масло) – как Человеку.
Рождество
Как было холодно в ту ночь,
Когда родился Он.
Был в мрак и стужу целый мир,
Как в воду, погружен.
Перекликались пастухи,
Страшась в горах волков,
В глухом ущелье на привал
Стал караван волхвов.
Пускай всю ночь кружит метель
И засыпает падь.
Но в ясли, словно в колыбель,
Кладет Младенца Мать.
Впервые воздух на земле
Всей грудью Он вдохнул,
Впервые уголек в золе
В глаза Его блеснул.
И все затихло, чтобы Он -
Владыка горных сил -
Здесь на земле Свой первый сон
Младенчески вкусил.
После Рождества начинаются Святки - святые 12 дней.(слайд №4)
В эти дни принято навещать родственников, друзей, соседей и славить Иисуса Христа. В старину славильщиков одаривали пирогами, калачами, конфетами, деньгами. Сохранился этот обычай и в наши дни. Славильщики или Христославы поют колядки ( рождественские песни).
Чтение учеником стихотворения А. Коринфского (слайд №5)
Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело...
Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа...
Крещение Господне.(слайд №6)
Крещение Господне празднуется 19 января (6 января по старому стилю). Когда Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа, Бог явил себя людям: был слышен с неба голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святый сошел на Христа в виде голубя. Поэтому праздник Крещения Господня еще называется праздником Богоявления.
Рукой пророка Иоанна
Давно крестился наш Христос.
И в синих водах Иордана
Благую весть он в мир принес.
С тех пор, мороза не боясь,
В январский день к реке идем,
Ныряя в воду и крестясь,
Грехи смываем, милость ждем.
И в церкви за святой водой
Идем для очищения.
Так праздник начинается святой -
Господнее Крещение.
Сретение Господне.(слайд №7)
Праздник Сретения Господня отмечается 15 февраля (2 февраля по старому стилю). Он посвящен встрече (сретение – значит «встреча») с Младенцем Христом ветхозаветных праведников – Симеона Богоприимца и пророчицы Анны в иерусалимском храме, куда сорокадневного Божественного Младенца принесли Божия Матерь и праведный Иосиф. В день Сретения Ветхий Завет уступил место Новому Завету.
Несет Пречистая в храм Божий
В объятьях сердца Своего,
Того, Кто всех богатств дороже -
Творца и Сына Своего!
Несет Пречистая в смиренье
В Своих объятиях Творца,
Чтоб получил благословенье
Он от Небесного Отца!
Грядет Пречистая, чтоб миру
Спасенье от грехов вручить,
Чтоб род людей убогих, сирых
Навеки с Богом обручить.
Навстречу Господу выходит
Блаженный старец Симеон,
К Младенцу очи он возводит -
Создателя в Нем видит он!
Он взял Его в свои объятья,
В любви прижал к груди своей:
"Пришел сюда, чтобы узнать я,
В Тебе спасение людей.
Меня Ты ныне отпускаешь,
Владыко, волею Своей,
В Себе спасенье предрекаешь
Ты для Израиля людей.
Ты будешь, Господи, предметом
Для споров множества людей
И просветишь Ты многих светом
Великой истины Своей!
Ты же, Пречистая, узнаешь
Души израненной томленья,
Но род людской Ты не оставишь,
Его спасая от паденья!"
Благовещение пресвятой Богородицы.(слайд №8)
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля (25 марта по старому стилю). В этот день мы вспоминаем явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, который сообщил ей радостную весть (благовещение – значит «добрая, радостная весть») о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. С этого дня началось освобождение человеческого рода от греха и вечной смерти.
Благовещение
Днесь начало нашего спасенья,
Ныне день благой и доброй Вести:
Началось с него освобожденье
От греха, страданий, вечной смерти.
Деве Пресвятой из Назарета,
Преблагословенной меж женами,
Вдруг предстал, блистая дивным светом,
Гавриил Архангел со словами:
«Радуйся, Господь с Тобою, Дево!
Дево, Благодатная Мария,
От тебя родится Царь вселенной –
Божий Сын, Спаситель всему миру!»
«Я раба Господня, - отвечала, -
Будет Мне по слову твоему»,
С этих слов – спасения начало,
Тайна, неподвластная уму…
Вербное Воскресенье.(слайд №9)
Вход Господень в Иерусалим празднуется в последнее воскресенье перед светлым праздником Пасхи. Мы вспоминаем, как за пять дней до Крестной смерти, Господь, сидя на молодом ослике, торжественно входил в Иерусалим, а народ приветствовал Иисуса Христа пальмовыми ветвями и радостными восклицаниями. Этот день еще называется Вербным Воскресеньем, потому что молящиеся в храме держат в руках первые распускающиеся весною ветви (как символ победы жизни над смертью), прославляя Спасителя, как Победителя смерти.
Вербное Воскресенье
Распустились вербочки Раньше всех весной,
Жизни новой весточки
Мы возьмем с собой.
В храм под солнцем ласковым
Всей семьей спешим:
Вход Господень празднуем
В Иерусалим.
Мы «Осанна в вышних!»
Богу воспоем,
Веточек пушистых
Сколько здесь кругом!
Как победы знамя,
Держат их в руках
Люди, прославляя
Господа в веках!
Пасха (слайд №10)
Пасха – Светлое Христово Воскресение – самый величайший из всех праздников – День победы над смертью. Своей Крестной невинной смертью и Светлым Воскресением Господь совершил искупление грехов всего мира, победил ад и смерть, даровал нам спасение и жизнь вечную.
Христос Воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес...
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вознесение Господа.( слайд №11)
Вознесение Господне празднуется в 40-й день от первого дня Пасхи, потому что на 40-й день после Своего Воскресения Господь на горе Елеонской, благословив учеников, вознесся Своим человеческим естеством на небеса и сел одесную (по правую сторону) Бога Отца, тем самым прославив и обожив нашу человеческую природу.
От Пасхи в день сороковой,
Пройдя Голгофу и каменья
Во имя наших душ спасенья,
Господь вознесся над землей.
И торжествует свет над тьмой,
И властвует любовь над злобой,
Так пусть же в этот день особый
Господь услышит голос твой
И утолит твою печаль,
И озарит дорогу счастьем,
И пусть вовеки не погаснет
Тобой зажженная свеча.
Троица (слайд №12)
В 50-й день после Воскресения Христова на апостолов сошел Дух Святой в виде огненных языков, поэтому этот праздник отмечается на 50-й день после Пасхи и называется также Пятидесятницей. Еще этот день называют Днем Святой Троицы, потому что тогда проявилось единство Отца, Сына и Святого Духа, и Днем Рождения Церкви – так как в этот день началось устроение на земле Святой Христовой Церкви. В этот праздник принято украшать храм и свои дома зеленью и цветами, как символами новой жизни и обновления.
Святая Троица
Стоят березки трепетно
Сегодня в нашем храме,
Травою пахнет, летними Душистыми цветами.
Мы чтим Святую Троицу:
В Трех Лицах Бог един,
Все – равного достоинства –
Отец, и Дух, и Сын:
Сын от Отца рождается,
Исходит – Дух Святой,
Нас в благодатных таинствах
Животворит Собой.
Все в мире совершается
По замыслу Отца
И в Духе воплощается
Чрез Господа Христа.
Любовь же – сущность Троицы.
Бог, по любви Своей,
Печется и заботится
О судьбах всех людей.
У Бога со смирением
Мы просим даровать
Нам в вере утверждение
И Духа благодать.
Преображение Господне (Яблочный спас).(слайд №13)
Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю). Незадолго до Своих страданий и Крестной смерти Иисус Христос взошел с учениками Петром, Иаковом и Иоанном на гору Фавор и преобразился перед ними. Лицо Господа просияло, как солнце, а одежды стали белыми и блистающими. Также на Фаворе явились пророки Моисей и Илия и беседовали со Христом о Его предстоящих страданиях и смерти. Спаситель показал Свою божественную славу для того, чтобы поддержать в учениках веру, когда они увидят Его распинаемым. После литургии в этот день в храме освящаются плоды.
Яблочный Спас
Преображение Господне,
В народе Спасом яблочным зовут.
И праздник этот прославляя,
Плоды созревшие, все в храм несут.
Сей праздник к мудрости, нас призывает,
И зрелыми нам быть велит.
Плоды из семени произрастают,
Созревший плод, всех насладит…
Христос, собрав учеников,
Себя в свет Божий обращает.
Спасёт всех свет и чистота,
Ученикам он предвещает.
Пусть знают люди на земле,
К чему они должны стремиться.
И очищая суть свою,
Всяк, мог бы светом насладиться.
Как много людям надо,
В себе ещё познать.
Чтоб зрелыми стать в духе,
И чтобы светом стать.
Спасенье в зрелости людской,
В духовной чистоте прозренье.
Спас яблочный нам говорит,
Спасёт людей преображенье.
Успение Пресвятой Богородицы. (слайд №14)
Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю), предваряясь Успенским постом. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а через три дня была воскрешена Господом и вознесена на небо. Но и по Успении Своем Царица Небесная не оставила нас, но предстательствует пред Господом за весь мир. Этот праздник – последний в Церковном круге великих Господних и Богородичных праздников.
Успение Пресвятой Богородицы
В жизни Святой Богородицы
Радостный день наступил:
Весть об Успенье торопится
Ей сообщить Гавриил.
К Деве Пречистой по воздуху,
И через тысячи верст,
Чтобы проститься, апостолов
Бог в один миг перенес.
Божия Мать в утешение
Благословила всех их,
Тихо скончалась под пение
Ангелов божьих святых.
Свет неземной и блистательный
В горнице вдруг воссиял,
Душу Пречистыя Матере Сын в Свои руце приял.
А в третий день всем апостолам
Было открыто, что Бог
Взял, воскресив, Богородицу
В Царский Небесный Чертог.
Радуйся, цвете нетления,
К Богу молитвенный глас,
И во блаженном Успении
Ты не оставила нас.
Рождество Пресвятой Богородицы. (слайд №15)
Рождество Пресвятой Богородицы – первый двунадесятый праздник в Церковном круге великих Господних и Богородичных праздников – отмечается 21 сентября (8 сентября – по старому стилю). В этот день мы вспоминаем Рождение Пресвятой Богородицы от праведных Иоакима и Анны, у которых до старости не было детей. За их терпение, веру и любовь к Богу Господь послал им великую радость: под конец их жизни у них родилась Дочь, которая была предназначена стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.
Рождество Пресвятой Богородицы
Иоаким и Анна
Праведным житьем
Бога неустанно
Славили вдвоем.
Было поношенье
За бесчадство им,
Но дал утешенье
Бог рабам Своим.
Доченьку Марию
Анна родила –
Радость всему миру,
Избавленье зла,
Утверждение веры,
Царственный Чертог…
Ведь потом из Девы
Воссиял Сам Бог!
Введение во храм Пресвятой Богородицы.( слайд №16)
Введение во храм Пресвятой Богородицы празднуется 4 декабря (21 ноября по старому стилю). Когда Деве Марии исполнилось три года, праведные Иоаким и Анна привели Ее в иерусалимский храм, чтобы, по данному ими обету, посвятить Богу. Трехлетняя Отроковица Сама взошла по высоким ступеням ветхозаветного храма. А первосвященник, по внушению Духа Святаго, ввел Ее во Святое Святых – самое священное место храма. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет, много молилась, изучала Священное Писание, занималась рукоделием, строго соблюдала пост.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
В Иерусалиме,
Посвящая Богу,
В храм ввели Марию.
Ей всего три года,
Но взойти сумела
По большим ступеням,
Подошла смиренно
Под благословенье.
Волей Провиденья
Во Святых Святое*
Ввел первосвященник
Дитятко малое.
Божий дом воспринял
Семя жизни новой –
Юную Марию,
Храм одушевленный.
Ангелов явленьем
Этим удивляя,
Дева всем спасенье
Днесь** предвозвещает.
Покров Пресвятой Богородицы.(слайд №17)
В день Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября (1 октября по старому стилю) – мы вспоминаем явление Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе в 910 году, которое наблюдал Андрей, Христа ради юродивый. Во время всенощного бдения, подняв глаза к небу, он увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Матерь Божия молилась о народе, предстоящем в храме, а по окончании молитвы сняла с Пречистой главы покрывало (покров) и распростерла его над всеми молящимися.
Покров Пресвятой Богородицы
Всенощное бденье,
Искорки свечей,
В храме во Влахерне Множество людей.
Там Андрей Блаженный,
Восклонив главу,
Замер в изумленье,
Видя наяву:
Дева Пресвятая
В воздухе над ним
Шествует, сияя
Светом неземным.
Бога со слезами
Молит за людей,
Предстоящих в храме,
И святые – с Ней.
С головы снимая,
Свой честной покров
В небе раскрывает
Шире облаков,
Осеняет верных,
Защитив народ
От иноплеменных
Басурманских орд.
Светлым Омофором
Дева и сейчас
От путей греховных
Укрывает нас.
Ведущий: Сегодня мы познакомились с некоторыми православными обрядами и праздниками. Конечно, мы не смогли изучить все традиции связанные с ними. На наш классный час мы пригласили священника Храма – отца Иоанна. Мы просим Вас прокомментировать всё услышанное и выразить свое мнение.
Слово отцу Иоанну.
Ведущий: Ребята, возможно у вас есть вопросы к нашему гостю. Задавайте их смелее.
Ведущий: Возможно, кто-то из вас захочет изучить историю православия более подробно. В нашем селе уже много лет действует храм бессеребренников Косьмы и Дамиана. При храме работает Воскресная школа, в которой изучается закон Божий. Там будут рады вам помочь.