Конспект личностно-ориентированного урока в 1 классе Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей
Конспект личностно-ориентированного урока в 1 классе
Тема: Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей.
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели урока:
Познакомить с действием вычитания (раскрыть его предметный смысл).
Учить пользоваться соответствующей терминологией: «уменьшаемое, вычитаемое, разность», «минус».
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- словесной продуктивной и творческой деятельности;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
- учащиеся должны знать названия компонентов и результата действия вычитания, уметь читать разности чисел пользуясь
математической терминологией;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Структура урока:
Психологический настрой учащихся.
Организационный момент.
Знайка вновь пришел в наш класс,
Значит, новому научит нас.
С новыми названиями он познакомит вас.
Знайка желает вам удачи-
За работу, в добрый час!
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
II. Актуализация знаний учащихся.
-Урок начнём с устного счёта:
Назовите предыдущее и последующее числа у числа 7, 5, 3
У числа 7 предыдущее число 6, последующее число 8;
у числа 5 предыдущее число 4, последующее число 6;
у числа 3 предыдущее число 2, последующее число 4;
-Какое число идёт перед 4? (3); перед 2? (1); перед 9? (8)
-Какое число стоит между числами 1 и 3? (2); 7 и 9? (8)
-Повторим состав чисел. Каждый из вас работает с набором цифр.
(Дети, вспоминая состав чисел, показывают карточки с цифрами)
У домика утромДва зайца сидели и дружно весёлую песенку пели.Один убежал, а второй вслед глядит.Сколько у домика зайцев сидит? (2 это 1 и 1)
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца? (7 это 2 и 5)
Три яблока из сада ёжик притащил.Самое румяное белке подарил.С радостью подарок получила белка.Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке! (3 это 2 и 1)
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки,
Три сынка, а сколько дочек? (6 это 3 и 3)
Восемь храбрых малышей,
Переходят брод ручей.
Один отстал: «Домой я хочу!»
Сколько их пришло к ручью? (8 это 1 и 7)
-Кто не ошибся?
-Какую работу выполняли? Для чего?
(Повторяли предыдущее и последующее числа; состав чисел;
Состав числа нужно хорошо знать для того, чтобы не ошибиться при сложении чисел)
III.Физминутка для глаз
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
IV.Постановка учебной задачи.
Картинки на доске
-Сосчитайте количество самолётов.
(Самолётов 6)
-Самолёты поднялись в воздух и улетели. Сколько улетели?
(Улетели 2 самолёта)
-Какое выражение можно записать?
(6-2)
-Сегодня мы будем говорить о новом математическом действии «вычитании». С этим действием вы сталкиваетесь в своей жизни каждый день: убираете игрушки, делитесь конфетами, моете посуду и т.д.
-Записать выражение на ВЫЧИТАНИЕ можно следующим образом 6-2.
-Что обозначает каждое число?
(6 - столько самолётов было;
2 – столько самолётов улетело.)
-Знак « - » минус – знак вычитания.
-Кто из вас сможет составить выражения на действие вычитания?
(Составление детьми: 8-6; 3-1; 9-6 и т.д.)
-Кто понял, что такое вычитание?
(Когда предметы убирают)
-Что скажете про количество предметов?
(Предметов становится меньше)
-Сколько осталось самолётов?
(Самолётов осталось 4)
-Такие выражения называются разностью чисел. Скажем хором!
(Разность чисел)
-А как же называются числа при вычитании?
-Число, из которого вычитаем называется
(Уменьшаемое)
- Число, которое вычитаем называется.
(Вычитаемое)
-Результат действия вычитания
(Значение разности)
V. Физминутка.
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия мартышек:
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
-Прочитаем выражение 6-2=4 по-разному.
( 6 минус 2 равно 4;
из 6 вычесть 2 получится 4;
разность чисел 6 и 2 равна 4;
уменьшаемое 6, вычитаемое 2, значение разности 4.)
VI. Первичное закрепление.
1.Работа по учебнику с.27.
-Посмотрите на рисунок. Какие птички сидели на ветке?
(снегири)
Сколько их было? (5)
Сколько улетело? (2)
Сколько осталось? (3)
Что обозначают все круги под картинкой?
( Круги обозначают количество снегирей, их было 5)
-Почему круги зачеркнули?
(2 снегиря улетели, их количество становится меньше)
-Какое это действие?
(Вычитание)
-Какое выражение можно записать по данному рисунку?
(5-2=3)
-Что обозначает каждое число?
(5 это столько было снегирей;
2 столько снегирей улетело;
3 это столько осталось снегирей)
-Прочитаем по-разному данное выражение.
( 5 минус 2 равно 3;
из 5 вычесть 2 получится 3;
разность чисел 5 и 2 равна 3;
уменьшаемое 5, вычитаемое 2, значение разности 3.)
-Как называется самое большое число в записи?
(уменьшаемое)
Как называется число, которое вычитаем?
(вычитаемое)
Как называется число, которое получили в ответе? (значение разности)
Что еще называется разностью (сам пример)
2. №1, с. 27.
А сейчас применим наши знания на практике. Дети записывают разность, проговаривая хором.
VII. Повторение изученного материала.
1. Решение задач.
1 вариант – №2, с.27
2 вариант - №4, с. 27.
Прочитайте решения задач, используя новые названия чисел.
2. Решение примеров №5, с. 27.
VIII. Работа в тетрадях на печатной основе.
№1,2,3, с.12. (самостоятельная работа)
IX. Итог урока. Рефлексия.
-Что можно сказать о нашей работе?
(Дети оценивают свой труд, делают выводы о своей работе.)
- С чем познакомились?
(Познакомились с действием вычитания)
-Чему учились на уроке?
(Учились составлять, читать и записывать выражения на вычитание)
-Что узнали нового?
(Узнали, как называются числа при вычитании)
Продолжите мои предложения:
-Я понял, что
-Было интересно
-Было трудно
-Мне захотелось
-У меня получилось
-На следующем уроке мы
-Спасибо всем за урок. Молодцы!
15