Технологическая карта урока по математике на тему Название компонентов при вычитании(1 класс)
Ляпина Марина Викторовна.
Предмет: математика
Класс: 1 класс
Тип урока: урок «открытия» нового материала
Технологическая карта урока
Тема Название чисел при вычитании
Цели
Образовательные: создать условия для ознакомления с названиями чисел при вычитании; развития умения решать задачи и выражения, навыков устного счета.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в группах.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; объяснять и обосновывать свои действия; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речи других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе.
- Познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Планируемый результат Предметные:
Учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельностиМетапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи изученных видов; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
Основные понятия Уменьшаемое, вычитаемое, разность, десяток, таблица сложения, задача
Межпредметные связи Математика
Ресурсы:
- основные
- дополнительные М.И Моро, С.И Волкова, С.В Степанова. Математика для 1-го класса. Часть 2.
Тетрадь №2 (автор М.И Моро, С.И Волкова); технические средства обучения (ноутбук , проектор)
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная, групповая.
Этапы урока Время Ход урока Деятельность
учителя Деятельность
учащихся УУД
I. Организационный момент
1 мин. 381032321500 Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас Математика сейчас.
Пожелаем всем удачи.
За работу в добрый час!
- Кто настроен на хорошую работу на уроке хлопните в ладоши.
Ну, теперь вперед за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет. Проговаривают стихотворение, проверяют наличие и правильность расположения учебников, школьных принадлежностей
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиII.
Актуализация знаний
6мин. 1.Задачи в стихах.
На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов
У кого ответ готов?
***
Привела гусыня мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
***
На кустике перед забором
Шесть ярко-красных помидоров.
Но вдруг четыре оторвались.
А сколько на кусте осталось?
***
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их – скажи -ка ты?
2.Работа в парах.
-5334012319000
3.Игра «Парашютисты»
-6540514033500 Читает стихи
- Поработаем в парах (детям раздаются карточки с заданиями)
«!» - молодец, все сделал правильно;
«+»- хорошо, почти все правильно, немного ошибся;
«-» - неправильно, тебе нужна помощь учителя.
- Поможем парашютистам приземлиться. Слушают и отвечают.
1+2=3
6-3=3
6-4=2
2+2=4
Дети соединяют линиями карточки на которых записаны примеры с одинаковыми ответами. Один ученик работает у доски, выполняет это задание. Остальные ребята, работающие в парах, проверяют друг у друга и сверяют с доски, оценивают работу друг друга.
Дети выходят к доске и прикрепляют магнит с цифрой к нужному парашюту. Личностные: снятие умственного напряжения, сохранение работоспособности на последующих этапах урока
Регулятивные:
отвечать по просьбе учителя; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь
III. Самоопределение к деятельности
3мин. - На какие две группы можно разделить примеры, записанные на парашютах?
- Причитайте пример на сложение вместе с ответом, называя числа терминами «слагаемое» и «сумма».
- Найдите пример на вычитание. Можно ли прочитать его эти же термины?
- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании. - Примеры на сложение и вычитание.
Дети находят необходимый пример и читают, называя числа терминами.
4-1=3
Нет Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
Коммуникативные:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
IV. Музыкальная физминутка.
3мин. Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг-миг, мы плечами чик-чик-чик.
Раз туда и два сюда, повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели- встали, сели-встали,
Ванькой-встанькой словно стали. Учитель под музыку показывает движения.
Ученики выполняют движения совместно с учителем
Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья
V.
Совместное открытие новых знаний.Поиск решения учебной проблемы. 10 мин. 1.Практическая работа
-57150199453500
Вывешивает на доску корзину, в которой лежит 5 яблок, а 2 упали из корзины. Всего 7 яблок.
- Сколько яблок было в корзине? (выкладывает цифру 7)
- Сколько яблок упало? (выкладывает цифру 2)
- Какой знак поставим в выражении?
- Сколько яблок осталось?
- Прочитайте первое равенство, которое получилось.-А как по-разному можно прочитать это равенство?-Знаем ли мы, как называются компоненты при вычитании? Как назвать число 7(2,5)? Это главный вопрос нашего урока.-Какое из чисел в данном выражении самое большое?-Что происходит с данным числом, когда из него вычитают: увеличивается оно или уменьшается? -Кто из вас догадался, как тогда называется это число 7?-Что показывает второе число?
-Как можно назвать этот компонент?-А число 5-это результат, то есть разность.-Итак, назовите еще раз компоненты при выполнении действия вычитания.(вывешивает на доску названия компонентов и результата вычитания) 7 яблок
2 яблока
«-»
5 яблок
7-2=5
Семь минус два равно пяти. Из семи вычесть два получится пять. 7 уменьшить на 2 получится пять.
Ученики высказывают свое мнение.
7
-Это число уменьшается.
-Это число называется уменьшаемым.
-Второе число показывает, сколько вычли из семи.
-Вычитаемое.
Ученики называют. Познавательные (логические):
- Построение логической цепи рассуждений,
-доказательство,
- анализ с целью выделения признаков,
- синтез как сопоставление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
Коммуникативные: учитывать разные мнения, задавать вопросы
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
2. Работа по учебнику - Ребята откройте учебник на странице 29.
- Посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите?
- Подходит ли схема из кружков к этой картинке?
- Почему?
- Какое выражение можно составить к этой картинке?
- Прочитайте «про себя» еще раз названия чисел справа от картинки.
- Прочитайте это выражение используя названия чисел при вычитании (учитель подводит детей к тому чтобы они сами называли компоненты при вычитании).
Дети открывают учебник.
- Три птички сидят на ветке, а две улетели.
-Да.
- Было пять птичек, нарисовали пять кружков. Две улетели, зачеркнули два кружка.
5-2=3
Ученики читают.
Они сравнивают свои мысли с учебником, исправляют ошибки, записывают это выражение в тетрадь и подписывают названия чисел (один ученик работает у доски). Регулятивные:
выделять существенную информацию из сообщений разных видов, принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Познавательные
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию полученную на уроке.
Коммуникативные:
оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения.
VI.
Построение проекта выхода из проблемной ситуации. 12 мин. 1.Первичное закрепление
-825522606000«Поможем Незнайке».
2.Работа в группах.
- Давайте поможем Незнайке решить примеры.
- Ребята, а теперь попробуем выполнить задание 1 в учебнике используя полученные знания (каждой группе выдается лист А4 и маркер).
- Решение запишите на листе крупно, чтобы было видно с доски. Не забудьте вы должны объяснить почему вы выбрали такое решение. Дети по одному выходят к доске, проверяют составленные Незнайкой разности, записывают результат вычитания, называя компоненты.
Работают в группах, готовые работы вывешивают на доску. Представитель от группы выходит к доске и объясняет решение выполненное группой (примерное объяснение: уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9, вычитаемое - это число которое мы вычитали, значит ставим знак минус и число 4, мы вычислили результат - это 5, значит значение разности – это 5). Делаем выводы.
Познавательные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других.
Регулятивные:
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложение, планировать свои действия.
Коммуникативные:
уметь вести диалог, учитывать разные мнения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные:
Строить логические рассуждения, осуществлять поиск необходимой информации, устанавливать аналогии.
VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой в классе 7 мин. -4000524638000 Раздает карточки с заданиями по вариантам, записывает ответы на обычной доске (они закрыты).
- Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание (открывает ответы), поднимите зеленый цветок, если задание выполнили без ошибок, красный – если вы допустили ошибку. В чем были трудности при выполнении этого задания Читают задания, выполняют его в тетрадях самостоятельно.
Дети проверяют и оценивают себя. Регулятивные:
контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Познавательные:
Понимать смысл задания, следовать образцу и правилу
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
3 мин. «Букет настроения»
-12709969500 Обращает внимание детей на математические понятия, организует фиксирование содержания.
- Какую цель ставили?
- Достигли ли цели?
- Чему научились на уроке?
- Кто доволен своей работой?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Давайте вазу наполним цветами.
Зеленый цветок – все понятно, мне все понравилось.
Желтый цветок – понравилось, но не все понятно.
Красный цветок – есть проблемы. -463554826000Отвечают на вопросы учителя, рассказывают что знали, что смогли.
Дети крепят выбранный ими цветок .Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение адекватно оценивать свою деятельность.