Интегрированный урок в музыкально-хоровой школе

Статья для публикации преподавателя вокально-хоровых дисциплин МБУДО "Детская музыкально-хоровая школа "Мечта"
Нижнекамского муниципального района РТ
на тему: "Интегрированный урок в музыкально-хоровой школе"

Образовательный процесс в музыкальной школе сегодня построен так, что каждый преподаватель использует свои методы для освоения учащимися программы по учебной дисциплине, имея по Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" свободу выбора форм обучения, методов обучения и воспитания. Наряду с классической школой обучения мы имеем огромное разнообразие методик, систем, технологий, которые являются эффективными и дают результат. Но встает вопрос, как укладывает в своей голове все это ребенок? Насколько эффективно такое сочетание для усвоения юным воспитанником музыкальной грамоты, приемов звукоизвлечения, знаний стилистических особенностей музыкального языка?
Многолетний педагогический опыт детской музыкально-хоровой школы «Мечта» отмечает повышение качества знаний, уровня аналитических связей при усвоении учебных программ по хору и сольфеджио, когда эти предметы ведет один преподаватель. Сегодня преподаватели школы, используя накопленный опыт работы, педагогическое мастерство подачи материала, формирования фундаментальности знаний, владея инновационными методиками обучения, объединились для реализации интегрированного подхода к учебному процессу.
Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.
Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах.
Имея давние традиции, само явление “интеграция” развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей. В такой уже устоявшейся практике интерес представляет новая стадия в развитии интеграционного процесса в школе, значительно отличающаяся от интеграции на уровне межпредметных связей. Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода. Интеграция - средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.
В детской музыкально-хоровой школе «Мечта» более 15 лет ведется работа по межпредметной связи на занятиях сольфеджио и хора. Она выражена через единство подхода к воспитанию вокально-ладового слуха, чувства метроритма. В преемственности хоровых коллективов объединяющим фактором стала методика комплексного музыкально-певческого воспитания детей Д.Е. Огороднова, по которой работают все хормейстеры школы. Использование принципов этой методики является обязательным условием процесса обучения и в классах вокала, вокального ансамбля.
Сегодня мы выстраиваем более тесную взаимосвязь между предметами вокально-хоровых, музыкально-теоретических дисциплин, предмета фортепиано через тему "Метроритм". Отправным этапом стал урок сольфеджио, который позволил выявить наиболее эффективные способы работы для развития чувства метроритма учащихся. Вторым этапом стало проведение совместных уроков хора и сольфеджио на тему "Интонирование в метроритме. Ступени мажорного лада".
Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно интегрировать не только два, но и три, и даже четыре, пять предметов на одном и нескольких уроках. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют межпредметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и так далее.
Контрольные уроки по какому-либо интегрированному курсу, разделу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет. Интересны зачеты не только экзаменационного или олимпиадного типа, но и собеседование по проблеме, решение задач проблемного характера, зачет - конкурс.
Интеграция - это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.
Интеграция - средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.
Темы интегрированных уроков могут быть обобщенными, как например "Выразительные возможности пунктирного ритма" (сольфеджио - хор) или состоять из отдаленных по содержанию направлений: урок на тему "Музыкальные формы. Фразировка." (музыкальная литература - хор), "Трехчастная форма. Детский альбом П.Чайковского" (музыкальная литература - фортепиано). Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала, например мультимедийного оборудования.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания - повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и преподавателя в процессе обучения. Например, создавая интегрированный урок по теме “М.И. Глинка - основоположник русской классической школы” (музыкальная литература – вокал – хор - фортепиано), необходимо задуматься, какой материал отобрать, чтобы воссоздать атмосферу культурной жизни XIX-го века, чтобы познакомить наших учеников с чувствами, умонастроениями различных поколений этого времени через взаимопроникающие явления в литературе, музыке, живописи.
Урок проходит в форме литературного салона. В общем-то, это урок-спектакль, потому что каждый из участников играет свою роль: хозяйка салона, ведущие, гости, завсегдатаи салона. Хозяйка cалона, завсегдатаи, гости ведут разговор о новых идеях, направлениях в литературе: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.В. Кукольник
Принцип интеграции лежит в основе организации внеурочной учебной деятельности учащихся. В школе традиционными становятся интеллектуальные марафоны, развивающие кругозор школьников, интегрированные вечера. Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся – главная задача интеграции в школе.
Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.
Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Схема самоанализа интегрированного урока

Какова тема интегрированного урока? Какова его проблема? Какова его цель? Уровень новизны. Достигнута ли систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет?
Какова деятельность учителя и учеников по подготовке к интегрированному уроку? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнить до урока, её цель, объём, характер?
Каковы формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя (учителей) и учеников на уроке? Разумно ли они сочетаются, ведут ли к поставленной цели?
Как осуществлялось сотрудничество учителей (если урок ведут несколько учителей) на интегрированном уроке? Насколько оно органично? Действительно ли едины проблемы и содержание интегрированных предметов? Нет ли противоречий в использованном материале?
Каковы результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке по таким критериям: создалось ли у них целостное представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; культура речи; эмоциональная вовлечённость в проблему?

Использованная литература

Балагурова М.И.Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –сайт ИД «Первое сентября», 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://1 september.ru (дата обращения: 05.10.2014).

Баркова М. В. Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –сайт ИД «Первое сентября», 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://1 september.ru (дата обращения: 12.11.2014).

Земцова Г.В. Интегрированный урок как средство развития творческого потенциала младших школьников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –сайт ИД «Первое сентября», 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://1 september.ru (дата обращения: 05.10.2014).

Михайлова О.С. Интеграция как методическое явление // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –сайт ИД «Первое сентября», 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://1 september.ru (дата обращения: 20.01.2015).

Петренко Л.А. Интегрированный урок как форма учебного занятия// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». –сайт ИД «Первое сентября», 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://1 september.ru (дата обращения: 10.12.2014).