вокально-хоровой урок в начальной школе
Вокально-хоровой урок
Открытый вокально-хоровой урок «Вокально-хоровая работа как элемент развивающего обучения на уроках музыки. Весёлое весеннее путешествие». 4 класс Цели и задачи урока: • воспитание и развитие личности духовно богатой, творчески активной ,сопереживающей , образно – эмоциональной, умеющей понимать и чувствовать музыку; • приобщение детей к активному хоровому пению; • развитие исполнительской культуры; • развитие вокально – хоровых навыков: артикуляции, дикции, правильного певческого дыхания, ритма; • развитие слушательской культуры учащихся; • развитие исполнительской культуры учащихся Оборудование: музыкальный центр, диски, кассеты, текст слов песни «Радуга»,ритмической игры – оркестра «Имена», «Динозаврик», «Море», тексты скороговорок, инструменты шумового оркестра, тексты риторических упражнений Ход урока: Дети входят в класс под весёлую, энергичную музыку по выбору учителя. Учитель: Сегодня замечательный весенний день. Чудесная солнечная погода. У всех вас, ребята праздничное настроение, ведь совсем скоро вас ждут летние каникулы. Что вы ждёте от лета и чем собираетесь заниматься? (ответы детей). Сегодня мы совершим путешествие в страну волшебства. Только оно будет необычное – хоровое. Чтобы совершить его, мы должны чувствовать себя бодрыми, сильными, здоровыми. Поэтому мы начнём наше занятие с комплексного точечного лицевого массажа. Выполняя эти упражнения несколько раз в день, мы можем снизить риск заболеваемости простудными заболеваниями. Выполняется комплекс точечного лицевого массажа Лицевой массаж ( профилактика гриппа ) Кончиками указательных пальцев дети массируют названные точки лица: 1. «третий глазик» 2. начало бровей 3. середина бровей 4. височки 5. слёзные точки 6. крылья носа 7. кончик носа 8. под носиком 9. под нижней губой 10. подбородок 11. наносим «крем» на лицо ( 3 раза поглаживаем ладошками от щёк вниз, 3 раза от носа ко лбу и по щекам вниз) В волшебной стране мы будем петь, играть, шутить, разговаривать. Поэтому разомнём язычок. Выполняется комплекс упражнений работы с языком 1. покусываем кончик языка 2. «шинкуем» весь язычок 3. «жуём» язычок (справа, слева). 4. обводим язычком дёсны 5. «губки обиделись» (нижняя губа выпячивается вперёд и напрягается) 6. «губки обрадовались» (нижнюю – втянуть, верхнюю выпятить) 7. чередовать нижняя – верхняя 8. «конфетка» (втягивание щёк) 9. «лошадка» (щёлкаем язычком) Добавляем голос и хорошее дыхание. Выполняется комплекс голосовых упражнений 1. стаккато т – т, б – б, м –м. 2. легато а – о – у – ы 3. «ракета» (на слове «У - ра!» глиссандо вверх и вниз) 4. «море» ы – у – а волнообразно голосом 5. счёт от одного до десяти на крещендо и назад на диминуэндо 6. «чайки» (писк на «а» верхними краями связок) 7. «динозаврик» (рисуем голосом на различные гласные) 8. любое упражнение «риторики» на различные виды оттенков К голосу мы добавим хорошее певческое дыхание. Выполняется комплекс вокальных распевок 1. ма – мэ – ми – мо – му на одном звуке 2. «я пою» (до-ре-до) 3. пять- два- три (по звукам тонического трезвучия мажорной тональности) 4. «я пою, хорошо пою» 5. «я шагаю вверх, я шагаю вниз» 6. «сидит ворон на дубу» ( на одном звуке) 7. различные виды скороговорок по выбору музыкального руководителя 8. короткие песенки - попевки по выбору Учитель: Наш голос готов преодолеть препятствия и продолжить наше увлекательное путешествие. Посмотрите, это какое – то чудо! После майского дождя на небе появилась чудо – радуга! Только не настоящая а музыкальная! Исполняется «Радуга», муз. Е.Архиповой, сл. Т.Голосовой Характер песни? (Бодрая, звонкая, светлая, весёлая) Переходим к этапу разучивания. Разучиваем по фразам. В процессе работы учитель обращает внимание детей на дыхание, активное пение, звонкость исполнения, высокую позицию. После каждой фразы что звучит? (Пауза) На какой счёт мы можем её просчитать? (раз, два, три) Придумайте мне трёхсложные прилагательные, которые можно поставить перед словом «радуга» (Яркая, светлая). Паузы заполняем трёхсложными словами, затем хлопками. Поём песню от начала до конца с хлопками во время пауз после каждой фразы. Учитель: В песне мы заполняли паузы словами, а затем, используя равносложность слов, сложили ритмические заставки. Оказывается из слов можно сложить целый оркестр. Я предлагаю вам не просто слова, а имена детей – мальчиков и девочек. Ритмическая игра – оркестр «Имена» 1. Посмотрите на имена внимательно и скажите, в каких именах 2 слога, а в каких – 3 слога. 2. Прочитайте имена по порядку и выделите голосом ударные слоги (Саша – Серёжа – Алёша – Егор). 3. Получилась очень ритмичная музыка. Повторяем несколько раз подряд 4. Добавляем хлопки, проговаривая имена 5.Заменяем проговаривание только хлопками, проговаривая имена про себя. 6. На ритмический оркестр « накладываем» мелодии очень известных детских песен («В лесу родилась ёлочка», «Антошка», «Чунга – Чанга», « В траве сидел кузнечик» и т.д.) Фрагменты песен исполняет учитель. В качестве «ритмического оркестра можно использовать только группу ребят, а остальные ребята могут пропевать с учителем фрагменты песен. Затем – поменяться местами. Учитель: Итак, наш хор хорошо подготовился, оркестр прорепетировал и мы можем начинать наш концерт. Возможно, в качестве поощрения, учитель отмечает учеников небольшими «весенними элементами» - капельками, подснежниками, листочками, лучиками, сделанными из цветной бумаги, картона или других материалов. Урок заканчивается аплодисментами гостей и весёлой весенней музыкой.