Урок – композиция «Юлия Друнина – поэт, фронтовик, женщина с необычной судьбой» (обзор поэзии Ю. Друниной о Великой Отечественной войне).


Урок – композиция «Юлия Друнина – поэт, фронтовик, женщина с необычной судьбой» (обзор поэзии Ю. Друниной о Великой Отечественной войне). 11 класс.
Цель: показать современному поколению тяжесть испытаний, выпавших на долю молодежи военного времени, где на самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. 
Задачи: 1) дать обзор поэзии Ю. Друниной о Великой Отечественной войне; показать, что поэзия, как жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя; 2) развивать навыки выразительного чтения лирических стихотворений, умение анализировать поэтические произведения и видеть в произведениях эпоху и личность автора; 3) воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости за свой народ, его подвиг в Великой Отечественной.войне.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация о поэте-фронтовике Ю.Друниной, записи песен военных лет, выставка книг Ю.Друниной, отрывок из фильма «А зори здесь тихие», видиофрагмент о Ю.Друниной «Сверстницы»)Методы и приемы: литературно-музыкальная композиция, включающая аналитическое чтение стихов как возможность увидеть за стихами автора, время, прослушивание песен времен В.О.войны,
Активные формы обучения: индивидуальная и групповая творческая деятельность, поисковые задания (поиск исторических и биографических сведений);  работа учащихся с текстами стихов Ю.Друниной, активное воздействие на эмоциональную сферу обучающихся через искусство и общение;  рефлексия обучающимися своей деятельности; компьютерные  технологии (презентация, фильмы). 
Межпредметные связи: история, музыка.
Ход литературно-музыкальнай композиции
Вступительной слово учителя:
Уважаемые гости, ребята! Сегодня ,накануне великого праздника Победы. мы проведем необычный урок: «Юлия Друнина – поэт, фронтовик, женщина с необычной судьбой», Эпиграфом взяты ее слова «Я никогда героем не была, Не жаждала ни славы, ни награды. Дыша одним дыханьем, Я не геройствовала, а жила.» Этот урок – встреча, урок – воспоминание, урок – память о Юлии Друниной, которая прямо со школьного порога шагнула в горнило войны. Наша цель увидеть тяжесть испытаний, которые выпали на долю женщины на войне; услышать стихи, наполненные жизненной достоверностью, суровой правдой войны
С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной Войны. Эта война была одной из самых тяжких испытаний, которые с честью выдержала наша страна. Каждый год отмечаем мы День Великой Победы, день святой народной памяти, отдаём дань уважения людям, которые воевали и победили. Так совпало, что 10 мая - 90 лет со дня рождения поэта-фронтовика Юлии Друниной. Она прошла санитаркой всю войну и сохранила о ней память на всю жизнь. Воспоминания «светлокосого солдата» - Юлии Друниной- это ее книги (знакомство с выставкой -книгами Ю. Друниной) Среди них -двухтомник произведений. Шестьдесят одна страница – и почти вся жизнь - судьба, опаленная войной. Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой её творчества
2. Литературно-музыкальная композиция:
1 ведущий: (На фоне музыки В.Баснера из песни «На безымянной высоте»)
Творчество Ю. Друниной можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства. Это тот редкий случай, когда поэт пишет, как живет, и живет, как пишет. Война для Ю. Друниной стала мерилом всех человеческих ценностей.
1 чтец. В сорок первом меня бросило в седло, В сорок первом, на семнадцатом году.Жизнь солдата, ты – отчаянный аллюр:Марш,Атака,Трехминутный перекур.Как мне в юности когда-то повезло,Так и в зрелости по-прежнему везет –Наше чертово святое ремеслоРаспускать поводья снова не дает.Жизнь поэта, ты – отчаянный аллюр:Марш,Атака,Трехминутный перекур.И, ей-богу, просто некогда стареть,Хоть мелькают полустанками года…Допускаю, что меня догонит смерть,Ну, а старость не догонит никогда!Не под силу ей отчаянный аллюр:Марш,Атака,Трехминутный перекур.
2 ведущий: При воспоминании об Юлии Владимировне Друниной первое, что крупно и рельефно выступает из памяти, – это ее характер. Характер, иногда как будто бы даже превышающий человеческие силы. В ней всегда чувствовалась энергия решительности, готовности к немедленному действию, поступку, что вообще свойственно фронтовому поколению, принадлежностью к которому она дорожила свято и чисто.
2 чтец Я ушла из детства В грязную теплушку В эшелон пехоты, В санитарный взвод Нет, это горят не хаты – То юность моя в огне... Иду по войне девчата, Похожие на парней <…> Я пришла из школы. В блиндажи сырые. От Прекрасной Дамы – В "мать" и "перемать" Потому что имя Ближе, чем "Россия", Не могла сыскать. 
(Просмотр видиофрагмента на стихи Ю.Друниной «Сверстницы»)
3 ведущий: Кажется, что она всегда знала, чего хотела. При всей романтичности своего характера, она почти не совершала необдуманных шагов. Ее порыв непременно соотносился с точным осознанием конечной цели. “Когда началась война, я ни на минуту не сомневаясь, что враг будет молниеносно разгромлен, больше всего боялась, что это произойдет без моего участия, что я не успею попасть на фронт”. Так, московская школьница, выросшая в интеллигентной учительской семье, она отринула все уговоры и слезы родителей и ушла в 1942 году из 10 класса на фронт. Ушла в самое драматическое время, в самое пекло войны, в самый неспокойный род войск -–в пехоту. Ей предстояло пройти огненные версты батальонным санинструктором:
3 чтец. Побледнев,Стиснув зубы до хруста, От родного окопаОднаТы должна оторваться,И брустверПроскочить под обстреломДолжна.Ты должна.Хоть вернешься едва ли,Хоть “Не смей!”Повторяет комбат.Даже танки(Они же из стали!)В трех шагах от окопа Горят.Ты должна.Ведь нельзя притворитьсяПеред собой,Что не слышишь в ночи,Как почти безнадежно“Сестрица!”Кто-то там,Под обстрелом кричит…
1 ведущий: Будучи санинструктором в самоходном полку получила два тяжелых ранения. В первый раз осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии. Еще бы миг, и все могло бы окончиться фанерной звездой над затерявшимся на полях сражений обелиском. Но после санбатов эта тоненькая девочка с глазами кинозвезды вновь ушла добровольцем на фронт.
4 чтец. До сих пор не совсем понимаю,Как же я, и худа, и мала,Сквозь пожары к победному МаюВ кирзачах стопудовых дошла.И откуда взялось столько силыДаже в самых слабейших из нас?..Что гадать! Был и есть у РоссииВечной прочности вечный запас.
2 ведущий: В батальоне, где служила Юлия Друнина, было две девушки – она и Зина Самсонова, о которой на фронте слагали легенды об ее храбрости и бесстрашии. Солдаты даже острили, что “Зинка командует батальоном!”. Она была всегда впереди, можно ли мужчине показать свой страх?
В одной из атак в Белоруссии Зина была убита. Она умерла, так и не узнав, что ей присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Юлия Друнина в память о подруге напишет стихотворение “Зинка”.
5 чтец. Мы легли у разбитой ели,Ждем, когда же начнет светлеть.Под шинелью вдвоем теплееНа продрогшей, гнилой земле.Знаешь, Юлька, я – против грусти,Но сегодня она не в счет.Дома, в яблочном захолустье,Мама, мамка моя живет.У тебя есть друзья, любимый,У меня – лишь она одна.Пахнет в хате квашней и дымом,За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустикБеспокойную дочку ждет…Знаешь, Юлька, я – против грусти,Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.Вдруг нежданный приказ: “Вперед!”Снова рядом в сырой шинелиСветлокосый солдат идет.
С каждым днем становится горше.Шли без митингов и знамен.В окруженье попал под ОршейНаш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку,Мы пробились по черной ржи, По воронкам и буеракамЧерез смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,Мы хотели со Славой жить.…Почему же в бинтах кровавыхСветлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинельюУкрывала я, зубы сжав.Белорусские ветры пелиО рязанских глухих садах.
Знаешь, Зинка, я – против грусти, Но сегодня она не в счет.Где-то в яблочном захолустьеМама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый.У нее ты была одна.Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платьеУ иконы свечу зажгла.- Я не знаю, как написать ей,Чтоб тебя она не ждала.
3 ведущий: В армии в годы войны служило более 800 тысяч женщин. Около половины всех медиков Вооруженных сил страны составляли женщины: сандружинницы, санинструкторы, медицинские сестры. Вчерашние школьницы, выносящие под огнем раненых.
6 чтец Целовались.Плакали И пели.Шли в штыки.И прямо на бегу Девочка в заштопанной шинелиРазбросала руки на снегу.Мама!Мама!Я дошла до цели…Но в степи, на волжском берегу,Девочка в заштопанной шинели Разбросала руки на снегу.
1 ведущий: Удивительно, что в стихах Друниной нет театрального героизма. А это верный признак, что в них – правда. Не случайно, когда снимался фильм “А зори здесь тихие”, молодые актрисы, чтобы почувствовать камертон искренности, правдивости и чтобы достоверней войти в образ своих героинь – девчонок- солдат, читали со слезами на глазах военные стихи Друниной. Из ее строк можно с фотографической точностью узнать, какая мера напряжения, страдания и ужаса выпала в юности на долю наших бабушек, которых теперь уже почти и не осталось в живых, а тогда в общем-то, еще совсем дети, какой страшной беде заглянули они в глаза:
7 чтец Я только раз видала рукопашный,Раз – наяву. И сотни раз – во сне…Кто говорит, что на войне не страшно,Тот ничего не знает о войне.
(Просмотр фрагмента художественного фильма «А зори здесь тихие»)
Юлия Владимировна Друнина закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной Звезды и медалью “За отвагу”. Ей было всего 20 лет, когда она вернулась с войны.
Вывод:  На нашем вечере мы познакомились только с некоторыми и стихами Ю. Друниной, стихами военного лихолетья. Надеемся, что они останутся в вашей памяти. 8 чтецПрошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят, об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки. (А. Твардовский)
Подведение итогов. 
Литература:
Друнина Ю.В. «Мне в мире до всего есть дело» - М, «Книга», 1978г.
Друнина Ю. Я прошла по житейским волнам. М: ЭКСМО, 2009
Поташник М. М. Как подготовить и провести открытый урок. Методическое пособие. М., 2004
Час мужества. Стихи о войне. М: АСТ, 2010
Материалы сайтов
http://www.clubochek.ru http://muzofon.com http://rupoem.ru http://www.stihi.ru       http://ru.wikipedia.org http://festival.1september.ru