Обзор книг для подростков
Я в мире, мир во мне.
Обзор книг для подростков
Каждый человек в своей жизни преодолевает период, который взрослые мрачно называют переходным. Это тот возраст, когда человек начинает осознавать самого себя и сравнивать с другими, чаще не в свою пользу. Находясь в поиске разрешения своих проблем, ответа на вопросы, подросток выбирает дорогу, связанную с опасностями.
С кем можно посоветоваться, у кого попросить помощи, поддержки? У родителей? Не всегда мы находимся в доверительных отношениях с ними. У друзей? Так они находятся в таких же раздумьях, да и жизненного опыта у них нет.
В такой ситуации лучше всего выбрать себе в собеседники книгу.
На сегодняшний день вышло достаточно много книг российских и зарубежных писателей о современных подростках, которые находятся в процессе становления, взросления, отсюда и опасения, связанные с его взаимоотношениями с самим собой и окружающим миром.
«Детство кончилось. Прежние авторитеты и запреты рухнули. Множество соблазнов манят, и все хочется попробовать самому. Юность прекрасна своими открытиями, но часто она и трагична», - такой эпиграф можно предпослать книгам сегодняшнего обзора. В этих произведениях поднимаются разные проблемы: испытание дружбой, первая любовь, выбор компании, взаимоотношения детей и взрослых и другие.
Петербуржская писательница Екатерина Мурашова, автор нашумевшего «Класса коррекции», написала новую повесть «Одно чудо на всю жизнь». Писательница в ткань текста вводит чудо. Прилет инопланетян объединяет домашних мальчиков, так называемых «математических гениев», и ребят из неблагополучных семей, сбившихся в «стаю». Девочка Аи и ее брат Уи терпят космическое крушение, вследствие которого Аи попадает к детям «гениям», а Уи находит «стая». Главные герои повести – дети, но какие разные! Умные, талантливые, благополучные (кто более, кто менее), но, тем не менее, одинокие и разобщенные ребята из гимназии - они так мало знают друг о друге, им никто не нужен, каждый живет сам по себе и должно произойти нечто из ряда вон выходящее, чтобы они наконец-то посмотрели друг на друга, пообщались и подружились. И сбившиеся в стаю, брошенные, больные и безграмотные беспризорники – такие страшные и опасные, но на самом деле лишь порождение этого мира, лишь ответ на его жестокость, а по сути – те же дети, только им очень не повезло в жизни. Книга эта полна гуманизма, благодаря которому и автор, и читатели отыскивают в героях что-то хорошее.
Еще одна книга Екатерины Мурашовой «Барабашка - это я» включат в себя две повести «Барабашка – это я» И «Он никогда не вернется».
Главный герой первой повести - Сенька, подросток, обладающий уникальными способностями, которые пугают его. Чтобы примирить свой страх он сбегает из дома в Москву в поисках института, где изучают аномальные явления. Там он знакомится с другими ребятами, как он. Андрей Воронцов – заведующий клиникой – помогает «барабашкам» управлять своей энергией, чтобы никому не навредить, обучает их «технике безопасности» для себя и других. Сенька учится медленно, трудно, через чтение и думание, разговоры с Глашкой, другом по несчастью и Воронцовым о жизни, истории, книгах. Ему открывается грустная истина о том, что природа человеческая меняется медленно. Во все времена людьми управляли не только высшие помыслы, но злоба, корысть, жадность, зависть. Как сказала Глашка, «хоть сто книжек прочитай, а люди все те же, где других взять?».
События другой повести Екатерины Мурашовай «Обратно он не придет» разворачиваются в наши дни в Санкт-Петербурге. В центре внимания 13-летняя девочка Оля, которая, после развода родителей переехала на новое место жительства. Однажды в ее жизнь входят обитатели привокзальной «полосы отчуждения»: 15-летний Вася и 7-летний Женя. Они беспризорники - живут на улице, питаются, чем придется. Когда-то они жили в детском доме, но сбежали. Причина - бесчеловечность. Так для Оли открывается ранее неведомый мир - взрослый мир со своими проблемами, законами, совсем другая жизнь, о которой она даже не подозревала. Не получив поддержки со стороны взрослых, Оля делает для ребят то, что может: играет с Женькой, читает ему книжки, устраивает прогулку по центру Петербурга, помогает вести нехитрый быт, буквально спасает внезапно заболевшего малыша благодаря медицинским познаниям, почерпнутыми от бабушки-педиатра.
Автор истолковывает человечность как сопричастность и соучастие в судьбах других людей. А бесчеловечность – как безразличие. Главное, что вынесла Оля из этого знакомства, это то, что «трудно в нашем мире оставаться человеком не лгать, не льстить, не красть, не завидовать, но именно в этом суть жизни, ее стержень. При любых обстоятельствах необходимо оставаться ЧЕЛОВЕКОМ!»
Книга Марины Аромштам «Когда отдыхаю ангелы» довольно необычна. Это книга о первой учительнице и о детях. О том, что надо иногда давать своим ангелам отдохнуть – чтобы они могли не бояться за нас и полететь туда, где они в этот момент нужнее. Каждый раз, когда мы делаем что-то плохое, наш ангел находится рядом, чтобы исправлять последствия наших поступков, чтобы помогать нам. А в этот момент, может, происходит ужасная катастрофа и нужно много-много ангелов, чтобы спасти людей, и, может быть, именно твоего ангела не хватило.
Повесть состоит из воспоминаний взрослой уже женщины о первых четырех годах обучения в школе и о первой своей учительнице. Некоторые моменты сопровождаются выдержками из дневника самой учительницы. Молодая учительница Марсём совершенно живой человек. Да, она добрая и очень творческая. Но при этом педагогическое образование ее не портит, она осталось живым человеком, который ошибается, обижается и даже может позволить себе признаться в том, что не всегда любит детей. Ужасно?
НО учитель – не схема, а живой нормальный человек. В коллективе молодую учительницу и ее друзей не очень любят. И родители учеников ее не всегда понимают. И в большинстве случаев в сложных ситуациях она остается наедине со своим дневником и только ему может что-то объяснить...
Да и дети в раннем пубертатном возрасте вовсе не ангелы.. И сначала учительница злится и, возможно, даже полна гадливости, но потом она вспоминает свое детство она называет это «бесы в крови», они ворочаются, они требуют крови, и страсти, и сладости, и им плевать на хорошие книги и любимую учительницу. Главное, не оттолкнуть ребенка в этот момент, понять и помочь, вспомнить, что ты сам был таким когда-то. За эту повесть Марина Аромштам получила Большую премию Национальной детской литературной премии "Заветная мечта", причем первое место ей присудило именно детское жюри.
О месте подростка в современном мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости рассказывает книга Владимира Железникова «Чучело-2 или Игра мотыльков», которая не является продолжением его повести о Лене Бессольцевой.
Герои повести, несмотря на свой юный возраст еще более жестокие и эгоистичные. Они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, бессовестно пользуются любовью тех, кто их любит.
Читать это произведение нелегко, однако подростки ежедневно сталкиваются с ложью, несправедливостью, и школа для многих из них не стала местом, где можно спастись от всех бед. Хотя в жизни не всегда все устраивается, как хочешь, надо верить в лучшее.
Тему беспризорного детства поднимается в романе Альберта Лиханова «Никто». НИКТО – это не только сокращенное имя и фамилия Николая Топорова – безродного подростка, но и некий символ никомуненужности, которая, увы, стала данностью нашего времени для очень и очень многих детей, брошенных родней и, в сущности, государством, а потому устраивающих свою судьбу кто уж как сможет.
Герой романа Коля Топоров обречен на беду. Он рвется к удаче, к нормальной жизни, к самостоятельности. Но над ним нет, к печали нашей, распростертой длани доброты и сострадания. Если эта доброта и встречается, то носит она минутный, как бы мимоходный характер. Но этого растущему человеку мало. Он нуждается в любви постоянной, долгосрочной, если хотите, - вечной.
Роман «Никто» – трудное чтение, но это чтение, предупреждающее против мерзости, беды, обездоленности и одиночества. Недобрый мир, окружающий нас, может и должен быть добрым. Не так легко повернуть его самому же себе улыбчивой стороной – для этого требуется особого рода умение и усилия. Но откуда они у ребенка, от рождения самого росшего в одиночестве?
В финале романа автор обращается к взрослым: «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей»
Труднее всего разобраться в себе самом. По большому счету на вопрос «Кто я?» человек ищет ответ всю жизнь, и в идеале кто-то должен ему помочь в этом поиске. Но подростку Лассе – герою книги шведского писателя Ульфа Старка «Пусть танцуют белые медведи» – пришлось разбираться с такими проблемами самостоятельно.
Ласе – сорванец и хулиган, прочно засевший на задней парте и имеющий кучу таких же друзей. В начале книги он считает, что очень похож на собственного отца, работающего на бойне. А те, кто работает на бойне, похожи на белых медведей в своих белоснежных одеждах.
Потом родители расходятся. Мальчик делает выбор в сторону матери, принимает нового отчима. Принимает новую ситуацию и даже, несмотря на все неудобства, начинает находить удовольствие в новом статусе. Проблема только одна, он оказался предметом пари между директором школы и его отчимом. Известная дилемма "Я – вещь?". Все, что казалось невероятным в прошлой жизни с отцом, достигнуто. Но любящие люди, кроме матери, остались тоже позади.
В жизни все бывает. Нужно принимать ее дары. Нужно делать свой выбор. И Лассе сделал свой выбор, и сделал правильно.
Новая героиня норвежской писательницы Марии Парр – девочка Тоня из отдаленного местечка Глиммердал. Основная проблема Тони в том, что она – единственный ребенок на весь этот заснеженный околоток, а окружающих – что этот единственный ребенок орет и бегает так, что всем кажется, будто детей в Глиммердале куча. Но Тоня не унывает. В конце концов, у нее много друзей. «Папа ее держит хутор в долине Глимердал,а мама изучает море далеко на море».
Все же главный друг девочки – старик Гунвальд. Вместе они «все время затевают то одно, то другое. Но дело, которым они занимались всю зиму, это вам не хухры-мухры. Они конструировали идеальный снегокат». А Тоня, как водится, его испытывала, проносясь по округе с визгом и пением, чем, конечно, расстраивала некоторых жителей, например таких старых зануд, как Клаус Хаген, владелец унылого пансионата для пенсионеров.
Но даже надоедала Хаген не в силах заставить Тоню отойти от своего принципа. Ведь катается она не праздного удовольствия ради, а для того, чтобы почувствовать скорость и самоуважение. Ведь Тоня твердо уверена: «Тишина, тишина тоже мне! Люди должны в Глиммердале радоваться жизни, вот что главное!» И соответственно сама она для общего людского счастья старается каждый день.
«Мы знаем, кто мы такие, но не знаем, чем можем стать», - писал Шекспир, ему вторит бабушка Эя, а итальянская писательница Сильвана Гандольфи вынесла эту фразу в эпиграф своей книги «Альдабра. Черепаха, которая любила Шекспира».
Странная история про бабушку, которая превратилась в гигантскую альдабрскую черепаху. Удивительная история о том, как десятилетняя девочка продолжает любить свою бабушку, несмотря на более чем непривычный вид. Романтическая история про то, как вечное искусство Шекспира помогает ребенку и старой женщине понимать друг друга. История о том, как нам, взрослым, проще всего поместить стареющую мать в сумасшедший дом, а не пытаться устроить ее жизнь так, как той хочется.
Впрочем, книга Сильваны Гандольф учит в первую очередь «быть твердым снаружи, но мягким внутри». А также умению принимать своих близких такими, какие они есть, пусть даже тебе в них многое не нравится. Но главное, заботиться о них и защищать всеми возможными способами.