Образовательная программа по реализации дополнительных образовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ «Волшебная бумага»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 общеразвивающего вида»

Принято
Педагогическим советом
Протокол № 4__
От «09 » апреля 2015г.


Утверждаю
Заведующий МДОУ «Д/с №16 общеразвивающего вида»
В.П.Хрущева
«09 » апреля 2015г
Приказ № 01-11/23






Образовательная программа по реализации
дополнительных образовательных программ –
дополнительных общеразвивающих программ
«Волшебная бумага»








.

Составил: воспитатель
Балашова Е.А.



Ухта, 2015 г.
Содержание


Разделы
Страница

1
Пояснительная записка
3

2
Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами
6

3
Учебный план
8

4
Перспективно-тематическое планирование
8

5
Диагностика
13

6
Список используемой литературы и интернет ресурсы
14


























Пояснительная записка

Образовательная программа по реализации дополнительных образовательных программ-
Дополнительных общеразвивающих программ (далее дополнительная программа) «Волшебная бумага» Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №16 общеразвивающего вида» разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»
Письмо МО РФ от 14 марта 2000г. №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»
Постановление правительства Российской Федерации №706 от 15 августа 2013года «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
Приказом №1008 от 29.08.2013 года «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрированным в Минюсте РФ 14 ноября 2013г.
Уставом МДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида».
Программа имеет художественную направленность, способствует развитию эстетического вкуса, творческого подхода, образного мышления.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Программа предназначена для воспитанников 4-5 лет. Срок реализации 1 год. Дополнительная программа «Волшебная бумага» рассчитана на детей дошкольного возраста. Для успешного освоения программы на занятиях, численность детей не должна превышать 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня с октября по май. Продолжительность занятия - 20 минут.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. Наблюдая за детьми среднего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. Изучив исследования целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В. Куцакова, 3.В. Лиштван), посвященных детскому конструктивному творчеству, убедилась, что оригами не только доступно и интересно детям среднего дошкольного возраста, но и способствует всестороннему развитию детей.
Исследования доказывают, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Мы согласны с мнениями авторов и считаем, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Именно это является одним из приоритетных направлений развития ребёнка, обращённым в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Однако, направление использования техники «оригами» в работе с детьми дошкольного возраста методически недостаточно представлено. Это побудило составить свою программу по данному направлению, которая, по моему мнению, обеспечивает развитие творческих способностей детей. Но не просто творческих способностей, результатом которых явится «предмет эстетического созерцания», то есть, сложенная своими руками бумажная игрушка, а формирование у детей интеллектуального творчества и изобретательного мышления.
Цель программы – развитие творческих способностей и интереса к изобразительному конструированию путём овладения элементарными приемами техники оригами.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать умения создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
способствовать овладению различных приемов работы с бумагой;
формировать умения следовать устным инструкциям;
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д;
формировать умения самостоятельно видоизменять конструкцию; создавать из разных конструкций целостный образ, применять его в игровой деятельности;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
научить правильно и аккуратно работать ножницами;
развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Воспитательные:
воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материала;
прививать основы культуры труда.
воспитывать интерес к искусству оригами;

Развивающие:
развивать моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности;
развивать память, внимание, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
развивать самостоятельность и аккуратность в изделии;
формировать эстетический и художественный вкус.


Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах;
возникновению  желания добиться планируемого результата;
приобретению навыка самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы.
Формы работы:
беседы;
чтение худ. литературы;
индивидуальная работа;
групповая работа;
коллективно-творческая работа;
работа с родителями.
игра;
оформление выставок.
Принципы:  
принцип природосообразности (приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
принцип творчества; развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах;
принцип единства развития  и воспитания;
принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения;
принцип общедоступности;
принцип преемственности;
принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка;
принцип успешности;
принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.
принцип разноуровневости: выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.
принцип системности.
Методы и приемы.
Словесный метод: игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.
Информационно-рецептивный: рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.
Репродуктивный:выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
Эвристический:  работа по схемам, выполнение работ с опорой на личный опыт,
Исследовательский:  самостоятельная работа детей.

Отличительные особенности программы:
приемы программы расположены в определенной системе: от более простых к более сложным;
предложенный тематический план позволяет учитывать различную степень подготовки детей, индивидуальные способности, направленность интересов в развитии, пробуждает интерес детей к художественной деятельности;
в программе запланированы игровые разминки, зарядки для глаз.  
данная программа интегрируется с образовательными областями («Познание. Конструирование. Математическое развитие», «Коммуникация. Речевое развитие», «Художественное творчество», «Безопасность», «Социализация», «Здоровье»)
Материал и оборудование.
Двухсторонняя цветная бумага, ножницы, клей, цветной картон, цветные нитки, графитный карандаш, заготовки для глаз.
Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами
Подготовительный этап. Задачи.
Для воспитателей: познакомить детей с искусством оригами, создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.
Для детей: усвоить, что такое оригами.
Для родителей: познакомиться с программой, заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек.
 Основной этап. Задачи.
Для воспитателей: обучить детей искусству оригами, познакомить их с графическим языком оригами, развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.
Для детей: научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме, оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.
Для родителей: поддерживать интерес детей к оригами. Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.
Заключительный этап. Задачи
Для воспитателей: организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.
Для детей: подготовить творческие работы, представить их.
Для родителей: представить на презентацию альбомы с семейными поделками.
Совместная деятельность воспитателя и детей
Совместная деятельность воспитателя и детей - процесс взаимовоспитания, взаимооткрытия новых творческих возможностей.
Заучивание стихов, загадывание загадок.
Работа со схемами.
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Игры с оригамскими игрушками по мотивам знакомых сказок.
Разучивание диалогов по рекомендации педагога и разыгрывание их с помощью игрушек-оригами.
Совместная деятельность детей и родителей
Совместная деятельность детей и родителей - процесс взаимообучения творчеству, взаимопомощи, уважения.
Придумывание веселых историй об игрушках оригами .
Составление описательных рассказов об игрушках оригами.
Создание альбома с семейными поделками.
Придумывание загадок о какой-либо игрушке-оригами.
Самостоятельная деятельность детей
Проговаривание последовательности сборки оригами.
Обмен мыслями, знаниями, чувствами и намерениями.
Создания своего альбома поделок.
Изготовление поделки по желанию.
Игры с игрушками оригами.
Экспериментирование с бумагой.
Зарисовывания воображаемого мира для игрушки оригами.
Дорисовывание недостающих элементов.
Изготовление игрушек для малышей.
Развитие творческих способностей ребенка в процессе обучения искусству оригами
Исполнительские: выразительность речи; мимика.
Речетворчество: придумывание имен своим поделкам; составление рассказов о них; передача настроения.
Художественные: передача настроения; передача характера образа; передача своего отношения к образу.
Конструктивные: чтение схем.

К концу обучения дети должны:
ориентировать на листе бумаги;
складывать лист бумаги (квадратной, прямоугольной формы) пополам;
складывать    квадратный    лист   бумаги    по   диагонали,    соединяя    два противоположных угла;
загибать края бумаги, совместив их с центральной складкой; / уметь намечать линии;
тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
знать и называть три правила складывания бумаги при выполнении оригами;
знать, называть и выполнять складки: "долина"; "гора"; "карман"; "зигзаг";
работать самостоятельно, точно соблюдая инструкции;
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников;
уметь находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи.
 










Учебный план
направленность
Возраст
Количество занятий, объем образовательной нагрузки в неделю (мин.)
Количество занятий, объем образовательной нагрузки в учебный год (мин.)
Всего часов


Художественная
«Волшебная бумага»
Средняя

1/20
32/640
10ч.,40 мин.


Перспективно-тематическое планирование
Месяц
 №
Тема
Цель
Материал и оборудование

Октябрь
1.
Знакомство с искусством "Оригами"
Познакомить детей с искусством "Оригами", с поделками в этом стиле. Закрепить знания детей о свойствах и качествах бумаги, о её разнообразии.
Слайдовая презентация. Различные виды бумаги.


2.
Складываем квадрат
Формировать умение детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Разноцветная бумага, размер 15X15 см.


3.
Складываем квадрат
Формировать умение детей складывать квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Разноцветная бумага, размер 15X15 см.


4.
Складываем квадрат
Формировать умение детей складывать квадрат по диагонали, совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Разноцветная бумага, размер 15X15 см.

Ноябрь
5.
Флажок
Формировать умение детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Цветная бумага красного цвета, размер 15X15 см, цветной картон коричневого цвета, размер 1X20 см, клей.


6.
Стаканчик
Закрепить умение складывать квадрат по диагонали. Формировать умение загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны, вводить в образовавшуюся щель. Воспитывать интерес к процессу складывания.
Разноцветная бумага, размер 15X15 см.


7.
Книжка
Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны. Воспитывать интерес к процессу складывания.
Цветная бумага белого цвета, размер 28X20 см - 2 шт., разноцветная бумага, размер 28X20 см - 1 шт., клей.


8.
Бабочка
Формировать умение сгибать
Разноцветная




квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.
бумага, размер 10X10 см, заготовки для глаз, ножницы, клей.



Декабрь
9.
Снежинки
Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной детали внутрь другой. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать аккуратность, интерес к занятиям по оригами.
Цветная бумага голубого и белого цвета, размер 5X5 см - 12 шт, голубой круг, диаметр 3см и белый круг, диаметр 2 см.


10.
Гномик
Продолжать формировать умение детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога.
Разноцветная бумага, размер 8X8, 6X6 см., заготовки для глаз, ножницы, клей.


11.
Новогодние украшения
Продолжать формировать умения самостоятельно создавать конструкцию из бумаги, используя известные приёмы складывания. Развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.
Разноцветная бумага, клей, нитки, ножницы.


12.
Снеговик
Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной детали внутрь другой. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев руки. Воспитывать аккуратность, интерес к занятиям по оригами.
Цветная бумага белого цвета, цветной картон синего цвета, ножницы, клей, бумажные обрезки.

Январь
13.
Колобок
Формировать умение сгибать равномерно углы заготовки. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.
Цветная бумага жёлтого цвета, размер 20X10 см, оранжевого цвета, размер 3X3 см, два оранжевых круга, ножницы, клей, заготовки для глаз, бумажные обрезки.



14.
Зайчик
 Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и «косынкой», опускать противоположные углы к центру квадрата, получая «конфетку». Продолжать формировать умение детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность.

Цветная бумага серого цвета, размер 8X8 см и 10X10 см, заготовки для глаз, ножницы, клей.


15.






Волк






Продолжать формировать умение сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из углов вверх наискосок. Закрепить умение дополнять конструкцию деталями. Развивать глазомер. Воспитывать усидчивость.

Цветная бумага серого цвета, размер 15X15,10X10 см, клей, ножницы, заготовки для глаз, бумажные обрезки.



16.


Лиса
Продолжать формировать умение детей слушать устные инструкции педагога.
Закрепить основные геометрические понятия. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой.


Цветная бумага оранжевого цвета, размер 15X15 см, 15X7,5 см, заготовки для глаз, ножницы, клей, бумажные обрезки.

Февраль
17.
Медведь
Формировать умение перегибать «косынку» пополам. понимать, что детали головы и туловища выполняются из квадратов разной величины. Закрепить умение создавать композицию из полученных деталей. Воспитывать аккуратность.
Цветная бумага коричневого цвета, размер 15X15, 10X10, 6X6 см, заготовки для глаз, ножницы, клей, бумажные обрезки.


18.
Лодочка
Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, поощрять использование готовых поделок в игровой деятельность.
Разноцветная бумага, размер 20X15 см.


19.
Звёздочки
Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей». Формировать умение чередовать цвета, соединять детали. Воспитывать усидчивость, ответственность.
Цветная бумага, размер 10X10 см. (4 синего, 4 белого цвета), клей.
 


20.
Курочка
 Формировать умение складывать квадрат дважды «косынкой», продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя, воспитывать самостоятельность и внимание.
Цветная бумага красного цвета, размер 3X3 см, оранжевого цвета, размер 15X15 см, клей, графитный карандаш. 


Март
21.
Хризантема
Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в технике оригами, закрепить умение пользоваться ножницами.
Цветная бумага белого цвета, размер 4X4 см., бумажные обрезки жёлтого цвета, ножницы, клей.


22.
Подарок маме




Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Разноцветный картон, разноцветная бумага, размер 10X10 см., бумажные обрезки зелёного цвета, ножницы, клей.


23.
Вертушки
Формировать умение изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.
Разноцветная бумага, размер 15X15 см., равносторонние треугольники со стороной 20 см, круг диаметром 20 см с прочерченными линиями разрезов, круг из картона, ножницы, клей.


24.
Котёнок
Закрепить умение складывать базовые формы, изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. формировать умение складывать треугольник пополам «косынкой», отгибать углы от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.
Цветная бумага серого цвета, размер 15X15 см. - 2 шт., графитный карандаш, клей.

Апрель
25.
Подарки малышам
Используя технику оригами, формировать умение изготавливать модели птиц, кораблей. Воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.
Разноцветная бумага, размер 10X10 см.


26.
Рыбки
Формировать умение складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.
Цветной картон голубого цвета, разноцветная бумага, размер 10X10 см., ножницы, клей, бумажные обрезки.


27.
Сова
Упражнять в складывании базовой формы «воздушный змей». Формировать умение перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.
Цветная бумага коричневого цвета, размер 10X10 см., заготовки для глаз, клей, ножницы.
 


28.
Ёжик
Продолжать формировать умение детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать интерес к работе с бумагой.
Цветная бумага серого цвета, размер 10X10 см., графитный карандаш.

Май
29.
Грачи прилетели
Продолжать формировать умение изготавливать поделки из базовой формы «воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Развивать творчество и воображение.
Цветная бумага чёрного цвета, размер 15X15 см., заготовки для глаз, ножницы, клей.
 


30.
Луговые цветы
Закрепить умение мастерить цветы из разных базовых форм, воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога.
Цветной картон, разноцветная бумага, размер 10X10 см, клей, ножницы, бумажные обрезки.


31.
Моё любимое оригами.
Закрепить усвоенные приемы техники оригами. Поощрять самостоятельность в работе. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Разноцветные квадраты, размер 10X10, 15X15 см., ножницы, клей.


32.
«Оригами» в группе
Закрепить усвоенные приемы техники оригами. Поощрять самостоятельность в работе. Воспитывать интерес к результатам своего труда.
Разноцветная бумага, размер 5X5, 10X10, 15X15, 20X20 см, разноцветный картон, ножницы, клей, графитный карандаш, бумажные обрезки.











Диагностические задания по результатам освоения дополнительной программы
«Волшебная бумага» (средняя группа)

Знание основных геометрических форм.
3 - Высокий уровень – знает основные геометрические понятия.
2 -Средний уровень – знает с помощью педагога или товарищей,
1 -Низкий уровень – не знает.
Умение сделать простейшие базовые формы оригами: «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блин».
3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,
2 - Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
1 -Низкий уровень - не может сделать.
Умение следовать устным инструкциям
3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,
2 -Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
1 - Низкий уровень - не может сделать.
Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.
 3 -Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально   использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.
2 -Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.
1-Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.






Список используемой литературы и интернет ресурсы.
1. Агапова И.А. 100 наилучших оригами для детей. М.: ООО ИКГЦ "Лада", 2010.
2. Галайдина О.Н. Презентация Оригами в детском саду. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/24/prezentaciya1_31.pptx.
3. Дёгтева В. Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-valentina-degteva/72070-origami-s-detmi-3-7-let-metodicheskoe-posobie-valentina-degteva.html
6. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В. Оригами в детском саду. Лика-Пресс, 2010.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




Jђ Заголовок 115