СтатьяДеятельностный метод как средство повышения мотивации к изучению английского языка



















Деятельностный метод как средство повышения мотивации к изучению английского языка в начальной школе.











Пичугина Альбина Петровна
учитель английского языка
МБОУ «Гимназия п. Н-Куранах»






2016г.
Содержание:


Введение
3

I. О роли активных форм урока в развитии мотивации к изучению английского языка



II. Деятельностный подход как средство повышения мотивации к изучению английского языка в начальной школе.
4

1. Теоретические основы деятельностного подхода в обучении английскому языку.
4

2. Формы, методы и приемы способствующие повышению мотивации
6

2.1 Элементы фольклора на уроке
6

2.2 Творческие задания
7

2.3 Коллажирование
9

2.4 Игры языковые, ролевые
10

3. Интегрированные уроки
14

4. Технологии, поддерживающие интерес к изучению английского языка
15

4.1 Урок – проект
18

Заключение
20

Библиография



























24

I. Введение Изучение иностранного языка в начальных классах является составной частью общей системы языкового образования в современной школе. Включение раннего обучения иностранным языкам в систему непрерывного образования способствует гармоничному развитию личности ребенка и направлено на его коммуникативно – познавательное, интеллектуальное, эмоциональное, социальное развитие, открывает перед ним новую языковую картину мира и для того, чтобы вхождение в этот новый мир осуществлялось легко, естественно и успешно, это обучение необходимо строить с учетом взаимодействия содержания нового общеобразовательного предмета с содержанием гуманитарного направления начальной школы. Взаимодействие должно осуществляться как по линии усвоения знаний, так и по линии развития умений учебной деятельности.
Желание изучать язык другого народа – начало доброго отношения к своему народу, осознания своей принадлежности ко всем людям нашей планеты, независимо от того, где он живет и на каком языке говорит. Но поддержать у малышей желание работать изо дня в день, продвигаясь маленькими шашками, дело нелегкое.
Специфика предмета “английский язык” требует от учащихся напряженной умственной деятельности, внимания. Не всем детям иностранный язык дается легко. Есть ученики, которые с трудом усваивают произношение, интонацию предложений, не запоминают структуру речевых образцов. Это, как правило, вызывает неудовлетворенность, неверие в свои силы, ведет к ослаблению интереса к изучению иностранного языка. Интерес же при обучении любому предмету является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество, и усвоение необходимых умений и навыков. Поэтому мы, учителя, ищем пути повышения интереса учащихся к нашему предмету.
Работая в общеобразовательной школе, приходится постоянно сталкиваться с проблемой поиска оптимальных форм уроков иностранного языка (английского) и детально исследовать причины, тенденции и условия падения интереса к изучению этой дисциплины на определённых этапах возрастного развития учащихся. Практика свидетельствует: основная причина создавшегося положения – низкий уровень мотивации обучаемых к изучению языка. Значит, преподавателю надо искать новые подходы к конструированию уроков.
Отсюда вытекает проблема:
- как сохранить интерес к предмету, и повысить мотивацию к изучению английского языка.
Важность и актуальность этой проблемы очевидна, т.к. на начальном этапе, по определению И.Л. Бима, закладываются «зародыши всех остальных умений, сформированных в курсе обучения иностранному языку».
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать цель:
- отобрать методы, приемы, формы урока способствующие развитию мотивации к изучению английского языка.
Задачи:
изучить теоретические основы деятельностного метода;
изучить и апробировать в учебном процессе приемы, методы и формы уроков, способствующих повышению мотивации к изучению английского языка.
систематизировать дидактический материал по следующим темам:
творческие задания;
элементы фольклора на уроках английского языка;
коллажирование;
игры (языковые, ролевые);
интегрированные уроки:
технологии, повышающие мотивацию к обучению.
II. Деятельностный подход как средство повышения мотивации к изучению английского языка в начальной школе.
Теоретические основы деятельностного подхода в обучении английскому языку.
Перемены, прошедшие в России за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на личность, которая должна обладать целым набором качеств:
самостоятельность в принятии решений и выборе;
умение отвечать за свои решения;
готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
обладать приемами учения и готовность к постоянной переподготовке.
В новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к самоопределению и самореализации. Учителя начальных классов нашей гимназии выбрали программу «Школа 2000», которая в полной мере осуществляет принципы развивающего обучения, её целью является развитие всех сторон личности ребенка: мышления, памяти, внимания, речи, творческих способностей и познавательных интересов, готовности к саморазвитию.
Обучаясь по данной программе, дети с разными способностями и разными личностными характеристиками не просто получают знания, а «открывают» новые, выступая в роли исследователей и творцов. Они учатся мыслить, планировать, придумывать разные способы решения возникающих проблем, адекватно оценивать результаты своих действий.
Общим понятием для всех имеющихся теорий развивающего обучения является понятие деятельности. Ёще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только играя самому. Точно также и деятельные способности формируются у ребенка лишь тогда, когда он не пассивно усваивает новое знание, а включен в самостоятельную учебно – познавательную деятельность.
Чтобы уровень обучения по английскому языку соответствовал программе развивающего обучения в полном объеме, мы остановились на учебнике И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной для школ, гимназий, лицеев и колледжей с углубленным изучением английского языка.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашивают: "А зачем учить язык?" Вопрос для них совершенно естественный и простой, но очень трудный для того, кому его задают. Ответ на него должен давать урок. Не видя цели своих действий на занятиях, учащиеся воспринимают иностранный язык как некую вещь в себе, до тех пор, пока для каждого речевого или языкового действия, для выполнения упражнения или задания у них не появится мотив.   Практический опыт убеждает нас  в том, что самое главное в обучении иностранному языку - это мотивация учащихся. Какие же мотивы движут учеником, изучающим английский язык? На основе изучения методических работ Зимней И.А., Блонкой П.П., Негвицкой Е.И., Эльконина Л.Б., Петерсона Л.Г. и наблюдений за учениками, получается следующая таблица.
Виды мотивации изучения английского языка
Общепринятый мотив, составляющий тот или иной вид мотивации
Практические (истинные) мотивы, по результатам наблюдений

Внешняя:  

1. Широкая социальная мотивация.
1. Каждый образованный человек должен знать английский язык (для общего развития; его необходимо знать как самый распространённый в мире). 2. Язык знают мои родители, а я хочу быть как они. 3. Изучаю как программный предмет, хочу иметь хорошую отметку. 4. Не хочу быть хуже товарищей. 5. Не хочется огорчать уважаемого мной учителя.
1.Без знания английского невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, рекламы, упаковочного ярлыка. 2. Английский нравится больше, чем русский, потому что в нём больше интересного, незнакомого. 3. Предмет нравится из-за учителя.

Внутренняя:  

2. Мотивация связанная с перспективным развитием личности.
6. Изучаю, так как это обязательно пригодится в жизни.
4. Английский язык может пригодиться в институте (в работе, в жизни), может стать предметом гордости.

3. Коммуникативная мотивация.
7. Нравится общение в классе на языке. 8. На уроке английского интересно. И о других мотивах я не задумываюсь. 9. Английский язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов (компьютер, электронная связь интернет и фидо, современная музыка, видео).
5. Хочу научиться писать письма на английском языке. 6. Нравится, когда читаем письма из англоязычных стран. 7. Хочу переписываться со сверстниками - иностранцами, как сосед - старшеклассник.

4. Мотивация, порождаемая самой учебной деятельностью.
10. Интересуюсь английским как предметом: нравится переводить тексты, изучать новые слова, выполнять упражнения, ощущать успех в учении.
8. Нравится, когда мы играем. 9. Мне легко запоминаются английские слова. 10. Нравится учить стихи. 11. Люблю готовить карточки к уроку, рисунки.

            Как видно из таблицы, существует внешняя и несколько разновидностей внутренней мотивации. Внешняя мотивация, как правило, нацеливает учащихся на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация имеет сильное стимулирующее воздействие на процесс обучения. А для этого, возвращаясь к сказанному ранее, необходимо строить процесс учения таким образом, чтобы обучаемые на каждом его этапе ощущали продвижение к поставленной цели.
2. Формы, приемы и методы, способствующие повышению мотивации.
2.1 Элементы фольклора на уроке.
Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой " сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания " (Леви В. Вопросы психологической музыки). Музыка, пение, разучивание стихов могут оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка.
Каковы же методические преимущества песен в обучении иностранного языка? - это один из видов речевого общения, средство более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т.к. включает новые слова и выражения. Уже знакомая лексика здесь встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает ее активизации.
песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Известно, что музыкальный слух, слуховое внимание, слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен и т.д. На уроке использую песни и стихи на фонетической зарядке, для закрепления, лексического и грамматического материала, как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда дети устали и им нужна разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность. Очень хорошо воспринимаются детьми песни знакомые им на русском языке (There was once a gvasshopper), со знакомой лексикой, которая уже пройдена и закреплена. Если есть время на уроке, то песню, стих можно инсценировать, стих прочитать по ролям.
Третьеклассники с интересом инсценируют песенку на мотив песенки "В траве сидел кузнечик"     What can we do for you, Mum? /3 раза/     What can we do for you?     What can we do? What can we do? What can we do for you, Mum? /2раза/
Распевая песенку, школьники легко и непроизвольно заучивают модальные глаголы и лексику, которая понадобится им в рассказе о том, как они помогают маме дома. Песенка разучивается в течение нескольких уроков, во время проведения фонетической зарядки.
Примерная последовательность работы с песней:     1. Краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.), установка на первое восприятие песни.     2. Первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы.     3. Проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя).     4. Фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации.     5. Повторное прослушивание песни: работу на этом этапе целесообразно проводить с опорой на текст.     6. Чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни.     7. Разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы, а также аккомпанемента.     На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню Один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.
Заучивание рифмовок, стихотворений, расширяет словарный запас учащихся и повышает мотивацию к изучению английского языка. Выученные таким образом слова и речевые образцы дети легко узнают при аудировании, используют при составлении собственных высказывании, в новых ситуациях. [Приложение №1]
2.2 Творческие задания.
«Сущность человека – творчество. Именно оно поднимает человека над судьбою. Именно в творчестве раскрывается с наибольшей глубиной внутренний мир человека» Р. Роллан.
Опираясь на высказывание известного писателя, можно использовать на уроке творческие задания, которые формируют мотивацию учащегося к изучению английского языка:
- найди и запиши числа;
- впиши в клеточки пропущенные цифры, и ты поможешь вернуться котенку к маме.
-соедини буквы в алфавитном порядке и узнаешь, кто пришел к тебе в гости.
- этот велосипед поедет, если ты напишешь все буквы английского алфавита;
- проведи линию от цифры к её названию[Приложение №2].
Высокую мотивацию дает работа над речевым творчеством на уроке. Практически, дети сочиняют короткие стихи для тренировки грамматических явлений, загадки, скороговорки, игровые двустишия, подбор слов в рифму к данному слову.

Примеры творчества детей:
1. Задание "Я начну, а ты закончи".
Эти задания применимы на начальном этапе обучения английскому языку как фонетическая зарядка.
Учитель: [ai, ai, ai] Ученики: "Say good-bye". (1 класс)
2. Двустишия.
Учитель дает два рифмующихся слова, например:
space – face
Ученики (могут работать в парах, в небольших группах или командах):
You fly into space
I see your face
(3 класс)
3. Самостоятельно сочиненные стихи по прохождении темы:
Spring (Н. Метелкина, 3 класс)
In spring birds sing
In spring it's warm
It's beautiful in spring
I like spring best of all.
4. Дополни слово
You like me
And I like you
Green and yellow
White and (blue) (3 класс)
Скороговорки (их удачно использовать на любом этапе обучения для тренировки звуков)
[b]: Bob and Fred brought home some bread
Bob and Fred took bread to bed.
(Коротков Н., 3 класс)
Ко дню рождения дети сочиняют небольшие акростихи для своих одноклассников. Это непросто, так как имя или фамилия человека должны быть записаны в первых буквах стихотворения.
Ире Зиновьевой – группа 2 класса:
I like your face
Really nice
And I can repeat it twice.
Активировать познавательную деятельность учащихся, что является стимулом для повышения мотивации в изучении иностранного языка, можно через такое задание как, напиши письмо иностранному другу и расскажи о своей семье (о любимом животном, о своем доме, о своих игрушках, о любимом празднике и т.д.) [Приложение №3]
2.3. Коллажирование.
Для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка, можно использовать «Коллаж».
Коллаж - сложный процесс, позволяющий в емкой форме представить тему сообщения. Учитывая возраст моих учеников, я выбрала следующие типы коллажей:
а) Простой коллаж (“солнышко”). Его задача - визуально раскрыть понятие путем установления ассоциативных связей. Эта работа происходит при взаимном сотрудничестве учителя и учеников.
Так предлагаю речевую ситуацию» Расскажи о своем друге так, чтобы нам захотелось с ним познакомиться». Большие лучи - вспомогательная лексика.

Have you got a friend?
How old is he?
Is he a good friend?
Do you like to spend much time with him?
What is your friend fond of?
Do you like your friend?
Do you like his character?
При использовании коллажа можно применять дифференцированные задания:
а) прочитать текст и перевести слова – для учащихся с низким уровнем обученности;
б) найти ответы на вопросы – для детей со средним уровнем обученности;
б) составить рассказ по схеме (пересказать текст) – для учащихся с высоким уровнем обученности.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Как показывает практика, наиболее действенным средством положительной мотиваций является включение интеллектуальной деятельности соревновательного характера: это ролевые игры, игры.
2.4 Игры языковые, ролевые.
Игра, - по определению С.А. Шмакова, - « это вид деятельности в условиях ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в который складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Учителю необходимо иметь ясное научное понимание роли игры в обучении и психологического механизма её воздействия на познавательную активность учащихся.
К.Д. Ушинский: «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения». Следует подчеркнуть, что вопрос становится не просто занимательности, а о том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, сочеталась с серьезным, напряженным трудом, т.е. чтобы она не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делая её более привлекательной, интересной.
Игра дает детям коммуникативно – познавательные умения, развивает их критическое мышление, активизируют речевую деятельность и развивает творческие способности, требуя напряжения эмоциональных и умственных сил, вместе с тем, снимает монотонность процесса обучения и помогает преодолеть стеснительность, воспитывает доброжелательность и толерантность, вызывает чувство удовлетворения.
В игре люди всегда открывают для себя что-то новое! В процессе игры личность ребенка находится в центре процесса обучения, а роль учителя сводится к роли партнера – консультанта.
Исходя из опыта работы в школе, я полагаю, что именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.
Игр, которые известны всем учителям, которые можно применять на уроках иностранного языка - очень много, они интересны младшим школьникам на начальном этапе обучения.
Игры можно разделить на несколько видов:
Подготовительные игры (способствующие развитию речевых навыков)
Лексические игры
Данные игры преследуют цели:
Тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;
Активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
Тренировать речевую реакцию учащихся;
Познакомить учащихся с сочетаемостью слов.
Синтаксические игры.
Грамматические игры.
Данные игры преследуют цели:
Научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;
Создать естественную ситуацию для употребления, данного речевого образца;
Развить речевую активность и самостоятельность учащихся.
II. Творческие игры (развивающие речевые умения, творческое воображение)
Данные игры могут помочь достижению следующих целей аудирования:
Научить учащихся понимать смысл однократного высказывания;
Научить учащихся выделять главное в потоке информации;
Научить учащихся распознавать отдельные речевые образцы и сочетания слов в потоке речи;
Развить слуховую память учащихся;
Развить слуховую реакцию.
1. Поэтические игры: стихи, песни. 2. Загадки, ребусы.
3.Ролевые игры.
4.Физкультминутки.
Игры, формирующие речевые навыки.
Грамматические игры.
Хотелось бы привести примеры таких игр:
I. Hide-and-Seek in a picture.
Учитель говорит: "Let's play hide-and-seek today!"
P: I want to be "It"
T: Let's count out.
Выбрали водящего. Ребята, было, собрались уже прятаться, как их постигло
разочарование: оказывается, прятки будут ненастоящие. "Спрятаться" надо
мысленно за одним из предметов комнаты, изображенной на большой картине.
Интересней всего водящему – он пишет на записочке, куда спрятался, и отдает
ее учителю. Чтобы больше было похоже на настоящие прятки, класс читает
присказку, которая обычно сопровождает эту игру у английских детей:
Bushel of wheat, bushel of clover:
All not hid, can't hide over.
All eyes open! Here I come
Начинают "искать":
P1: Are you behind the wardrobe?
It: No, I am not.
P2: Are you under the bed?
It: No, I am not.
P3: Are you in the wardrobe?
It: No, I am not.
P4: Are you behind the curtain?
It: Yes, I am.
Отгадавший получает одно очко и право "прятаться".
Лексические игры.
How many pages?
Ученики привыкли, что на учительском столе время от времени появлялись
красиво изданные английские книги: и им доставляло удовольствие даже
просто смотреть на них. Учитель подумал, а что если задать вопрос: "How
many pages are There in the book?"
Особый интерес у детей вызывает игра " театр". В основу этой работы положены принципы:
а) никакой подготовительной работы (сценарий, костюмы и т.д.)
б) инсценировка происходит прямо на уроке в течение 5-10 минут
в) материалом для инсценировки являются только известные всем учащимся сказки или их фрагменты. (turnip, Red riding flood) Использование театра на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего для развития навыков и умений не подготовленной устной речи. Дети не остаются равнодушными перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа. Напрашивается вывод, что театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Учащиеся быстро овладевают речевыми конструкциями и формулами (в рамках определенных ситуаций , потом автоматически оперируют ими при выполнении коммуникативных заданий другого рода.
Эффективным методом для нейтрализации отрицательного отношения учащихся к предмету и повышения у них мотивации учения является также ролевая игра. Формы ролевой игры на уроках иностранного языка различны. На начальном этапе обучения - это сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для среднего школьного возраста - сюжетная ролевая игра бытового содержания, на старшем и среднем этапе имитационная ролевая игра познавательного содержания и на старшем же этапе имитационная деловая игра. В сюжетных ролевых играх использую фотоальбомы, книги, журналы, иллюстрации, предметы бытового назначения, куклы с набором одежды, игрушки. Темы игр близки детям - разговор о членах семьи, о профессиях, о явлениях окружающего мира, о режиме дня и т.д. Способность младших школьников играть выражалась в том, что учащиеся с готовностью принимают игровую ситуацию, нереальный, сказочный или фантастический сюжет.
" Теремок " - обитатели теремка задают "гостям" вопросы и только после правильных ответов разрешают войти. Если это по теме " Seasons ", то вопросы могут быть следующие: Who are you? What season is it now? What is
the weather today? Etc.
Для разработки сюжетов ролевых игр бытового содержания мною выделены такие сферы речевого общения: в школе, на уроке, в столовой, в библиотеке, у врача, в спортзале, дома - на кухне, на отдыхе, на улице, в театре, в музее, на стадионе и т.д.[Приложение №4]
Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах: - выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован; должно быть
- задействовано возможно большее количество учащихся;
- игра должна соответствовать языковым возможностям учащихся; - языковые игры должны проводиться на иностранном языке; - нельзя забывать о том, что игры не могут заменить систематической учебы и интенсивной тренировки. При переходе на качественно новый этап этой работы школы возникает необходимость не только глубокого осмысления традиционно существующих способов обучения и себя в них, но и видения перспектив. Исходя из своего опыта работы, могу сейчас для себя сделать вывод, что применение различных форм организации уроков для создания мотивации усвоения знаний все-таки сегодня не всегда эффективны. Время идет вперед, в жизнь врываются новые технологии и останавливаться на достигнутом – значит потерять со временем многое. При закреплении и контроле, а также при ознакомлении с цифрами, буквами можно использовать программу “Иностранные языки для детей” с первого класса.
Преимущества данного вида обучения и контроля несомненны: он позволяет оживить процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, способствует развитию логики мышления. Решается проблема сотрудничества учителя и ученика. Материал усваивается как система. Естественно, что этот вид работы не исключает традиционных на уроке, доски, мела, рабочей тетради, но работа ученика в значительной степени становится самостоятельной. Ценно и то, что наряду с созданием мотива к изучению предмета при применении данного вида работы есть возможность разработать индивидуальную стратегию обучения разных детей, увидеть впоследствии продвижение каждого ребенка в процессе изучения иностранного языка и в соответствии с этим строить учебный процесс.
Если ребенок будет стремиться к приобретению новых знаний, он будет внимателен и активен на уроке, проявит творчество, а в конечном результате получит твердое знание по предмету.
Интегрированные уроки.
Мы считаем, что одним из эффективных путей развития познавательной активности учащихся является проведение интегрированных уроков.
Специально разработанные интегрированные уроки, проводимые нами систематически, дали вполне
конкретные результаты, а именно:
1) повышение уровня знаний учащихся, которое проявляется в глубине усваиваемых понятий, понимании
закономерностей изучаемых явлений; 2) изменение уровня сформированности мыслительной деятельности детей, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением взаимосвязей между изучаемыми проблемами; 3) существенное эмоциональное развитие младших школьников, основанное на привлечении музыки, изобразительного искусства, художественного труда, литературы и других предметов; 4) развитие познавательных интересов детей, что проявляется в стремлении детей к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время; 5) участие школьников в творческой деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам. На этом основании можно сделать вывод о большем воспитательном и развивающем потенциале интегрированных уроков в начальной школе. [Приложение №5]
4. Технологии, поддерживающие интерес к изучению английского языка
Гимназия работает по программе развивающего обучения для реализации основных задач которого - всестороннего развития ребенка, его способностей, его личности, формирования критического и творческого мышления учащихся - необходимо выбирать педагогические технологии, которые соответствуют высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу. Одним из таких направлений является метод учебного проекта. Освоение проектных способов целесообразно начинать уже в младшей школе, делая акцент на коллективных проектах. Так как основная цель начальной школы – не просто научить читать, считать и писать, а в том, чтобы создать такие условия, в которых ребенок смог бы двигаться в направлении «открывания» самого себя, своей уникальности (непохожести), при этом, раскрывая уникальность другого (непохожего на меня), с которым тоже можно (часто – нужно), интересно и важно строить совместную деятельность. Особенно в начальной школе, важно ощущение успешности и «нужности». Здесь и помогает общая проектная работа, которая завершается чем-то важным, заметным, нужным, работа, в которой можно найти собственное место, свою роль. Важно помочь детям научиться высказывать свои мысли, выслушивать и принимать (или обоснованно не принимать) точку зрения другого. Конечно, попутно учащиеся учатся читать, считать и писать, осваивая необходимый для начальной школы набор учебных умений. Однако, это становится, скорее, материалом для достижения вышеописанных целей, некой прикладной частью, которая сопровождает, обслуживает конкретную работу. Для ребенка в начальной школе проектная деятельность осуществляется пока только совместно с учителем, по мере взросления и в зависимости от индивидуальности учащийся берет на себя все большую ответственность за проект. Такая работа готовит к самостоятельному проектированию в средней и старшей школе.
Конечно, нельзя отрицать тот факт, что обучение в начальной школе имеет свою специфику, но метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития тех интеллектуальных умений и коммуникативных навыков, которые закладываются с самого начала обучения. Поэтому КПД уроков, основанных на методе проектов и в начальной школе достаточно высок.
Для организации речевых ситуаций можно воспользоваться приемами проектной методики, которые предусматривают следующую технологию построения ситуаций:
а) формулировка конкретной цели, направленной на достижение не “языкового”, а практического результата;
б) получение каждым учеником или группой конкретного задания, нацеленного на выполнение практического внеязыкового действия с помощью языка;
в) самостоятельное выполнение учащимися полученного задания и помощь учителя в случае необходимости;
г) обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы.
Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. язык используется в коммуникативных целях, позволяющих что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое и т.д. Хотелось бы отметить такие проекты, как творческий, исследовательский, информационный. Возможны вариации: творческий, информационный или исследовательский информационный.
В качестве примера творческих проектов, предлагаемых на 1-м году обучения, хотелось бы привести следующие:
Изготовление именных значков (Making name badges) по теме “Hello”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m ” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;
Изготовление поздравительной открытки ко дню рождения (Making a birthday card), которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.
Как видим, целью этих работ является изготовление полезных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни. Кроме того, продукт проекта младшие школьники могут использовать для игры. Например, проект “Изображение силуэта” (“Making a silhouette of yourself”) по теме “Family and friends”. Эту работу ребятам предлагается выполнить в парах. Сначала выбирается пара, которая демонстрирует изображение силуэта в профиль, при этом ребята поочередно меняются ролями. Затем дети вырезают каждый свой силуэт и вывешивают в классе, сопровождая подписью вопросом “Who’s this?” Далее школьникам предлагается отгадать, кому принадлежит силуэт. Выполняя работу, дети учатся сотрудничать и развивают умение взаимодействовать друг с другом.
Ряд проектов позволяет развивать и менеджерские навыки, например умение, планировать деятельность и время. Достичь такого результата помогает проект “Drawing and cutting out items of food” по теме “Food”, где ученики, работая в парах, должны вырезать две круглые заготовки для пиццы из картона и 6 ингредиентов, которые можно использовать для ее приготовления. Ребятам даются указания спланировать свою деятельность, а именно согласовать какие ингредиенты необходимы, кто будет рисовать, а кто вырезать. Когда эта часть работы будет позади, детям объявляется точное время для выполнения задания. Учителю необходимо убедиться, что задача ясна, но при этом отметить, что это не соревнование. Заканчивается работа по сигналу “Stop”. Как видно, мы учим детей четкому распределению обязанностей в группе, планированию совместной работы, ответственности за результат совместной деятельности. Кроме того, ребята получают возможность почувствовать себя и в роли генератора идей, и в роли оформителя.
Что касается исследовательских проектов, то на 1-м году обучения они могут быть следующие:
Детям дается задание проинтервьюировать друг друга по цепочке по теме “Дни рождения” (“Birthdays”) с последующим заполнением таблицы. После получения ответа на вопрос “When is your birthday?” дети записывают имена опрошенных в соответствующем секторе таблицы (“Кусочек пирога”).
Позже подводятся итоги: сколько ребят празднуют день рождения в каждом месяце года.
Подобные проекты развивают у младших школьников поисковые умения (умение запрашивать информацию, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи).
Когда дети становятся старше, задания в рамках проекта для них следует усложнять. Очень удачный вариант введение межкультурного компонента. Например, на 3-ем году обучения младшие школьники могут выполнить творческую проектную работу “My calendar”. Суть его состоит в составлении календаря основных праздников.
Предварительно дети изучают информацию о праздниках, значимых для английских школьников и вносят их в 1-ю колонку, а во вторую вносят информацию о праздниках в своей стране. Можно дать ребятам возможность украсить календарь рисунками и иллюстрациями символов этих праздников. Таким образом мы развиваем в детях такую важную компетенцию как межкультурную. Кроме того, давая возможность школьникам постепенно знакомиться с реальной жизнью их зарубежных сверстников и позволяя сравнивать со своей, мы, тем самым, развиваем в них толерантность, кросс-культурную грамотность и способствуем развитию диалогичной личности.
И еще один вариант творческого проекта на 2-м и 3-м году обучения - составление меню для идеального ресторана, где готовят свою любимую еду: 1) закуски (Starter), 2) основное блюдо (Main course), 3) десерт (Dessert). Кроме того, ресторану нужно дать название.
Что касается исследовательских проектов, то их задача на 2-м, 3-м году обучения усложняется. Например, в рамках темы “Our class” (наш класс) дети изучают количественный состав класса по разным признакам: 1) девочки и мальчики, 2) цвет волос, 3) цвет глаз, 4) любимые цвета. Для подсчета результатов выбирается 4 помощника. Таким образом, закладываются навыки обработки статистического материала.
Третьеклассникам вполне по силам межпредметные проекты. Например, в рамках темы “Animals” дети могут выполнить проект о диких животных или животных, находящихся на грани исчезновения в их стране или регионе проживания. Им необходимо собрать соответствующую информацию в виде рисунков, вырезок из журналов, фотографий. Помимо навыков работы с энциклопедией и другими источниками информации, для выполнения работы им понадобятся знания, полученные на уроках природоведения и из собственного опыта (наблюдение, просмотренный фильм). Такие проекты ценны еще и тем, что способствуют развитию экологической компетенции.
Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.
Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать, что:
Существуют возрастные и психологические особенности детей.
Работа над проектами должна быть систематической и сбалансированной по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося.
Задания должны усложняться в зависимости от возраста.
Обязательно включение межкультурного компонента.
В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, содателя рекламы, дизайнера. Ну и, наконец, спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем и о которых было сказано выше, позволит будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными и успешными.
Совместно с учителем начальных классов и детьми 2-го класса мы подготовили и провели урок по презентации проекта о значении гигиены, режима дня и правильного питания «Я и мое здоровье» [Приложение №6]
4.1 Урок – проект.
Разработанный проект “ Я и мое здоровье ” подразумевает выполнение детьми исследовательской работы, обобщение результатов исследований и составление рекомендаций по проблеме.
Разработка проекта.
Рассмотрим основные стадии разработки учебного проекта:
Разработка проектного задания.
Разработка самого проекта.
Презентация.
Рефлексия.
Определим систему действий учащихся и учителя на разных стадиях.
Разработка проектного задания.
В первый организационный день мы предлагаем тему проекта “ Я и мое здоровье ”, формулируем проблему проекта «Что могу делать я сам, чтобы быть здоровым?»
Детям давалась такая установка: На этот вопрос мы с вами постараемся ответить все вместе и через 2 недели соберемся на международной конференции, на которой будут наши сверстники из Англии. Что они могут рассказать интересного? На конференциях обычно встречаются взрослые люди, которые уже много знают, чтобы наша детская конференция была похожа на настоящую, мы должны к ней тоже серьёзно подготовиться. А для того, чтобы понять, о чем будут говорить наши гости, задавать вопросы, вам нужно будет повторить слова и выражения на уроках английского языка по теме «Health», «Daily Life». В результате, мы создадим памятки, о том, как заботиться, о своем здоровье на русском и для англичан английском языке
Цель проекта:
Изучить правила здорового образа жизни и разработать памятки рекомендации по проблеме на русском и английском языках.
Задачи:
научить учащихся самостоятельно собирать необходимую информацию;
прививать умение работать в группе;
развивать речь, творческие способности;
приобщать к культуре здоровья, через приобретение навыков здоровье творческой деятельности.
обобщить лексический материал по теме «Health», «Daily Life»;
развивать навыки аудирования, монологической речи и умение вести диалог.
В результате обсуждения нами были определены следующие направления исследования:
Соблюдай чистоту и правильно питайся.
Занимайся физкультурой и спортом.
Соблюдай режим дня.
Имей прекрасное настроение.
На этой основе скомплектовали группы, добавили дополнительную - «Художники - оформители».
Разработка самого проекта.
Каждая группа получила «Листы юного исследователя» со своими заданиями. Дети в течение 3 дней собирали информацию из различных источников: собственные знания, литература и справочники, другие люди.
Художники занимались созданием эмблем для участников конференции.
Затем, 2 следующих дня мы собирались по группам обобщали отобранный материал обсуждали конечный продукт, делали переводы.
Далее - 2 дня на оформление работ, создание обложек для книг, в последний день так же оформляем совместно с художниками стенд «Я и мое здоровье».
В течение всего времени повторяется и закрепляется английская лексика.
3. Презентация.
Презентация проходила в форме творческого отчёта.
Каждая группа информировала о выполненной работе. В конце урока нами была создана книжка «Неболейка» с рекомендациями по сохранению здоровья и сборник упражнений «Веселые зарядки»
4. Рефлексия.
Рефлексия проходила в два этапа
Первый этап на уроке
Детям задавались следующие вопросы: - Скажите, пожалуйста, что для каждого из вас было интересным на уроке? Что было сложным в подготовке проекта? За что можете похвалить друзей? От чего же действительно, зависит наше здоровье?
В заключении дети оценили свое самоощущение при помощи «мордашек».
Второй этап через неделю, после изучения темы
Когда информация отложилась в голове. Дети писали по выбору сочинение на русском языке и небольшие высказывания на английском языках. Анализ работ показал, что детям запомнились не только свои выступления, выступления своих групп, но и остальных ребят. Учащиеся в работах достаточно грамотно аргументировали свои высказывания, апеллировали данными памяток.


Заключение.
В заключении хочется сказать, что очень важно помнить о том, что урок английского языка в начальной школе должен быть объединен общей темой, а деятельность детей на уроке должна быть разнообразной. Необходимо часто менять виды работ, перемежать их динамическими паузами, играми с элементами движения.
Выгодский «Если мы делаем, что-то с радостью, мы и впредь будем стремится делать тоже самое. Если мы делаем , что-то с отвращением, это означает, что мы будем всячески стремиться к прекращению этих занятий.», поэтому при обучении детей младшего возраста, нужно в первую очередь, вызвать у них интерес к предмету, т.е. формировать мотивацию.
Можно сделать вывод, что при использовании деятельностного подхода при обучении английскому языку, у учащихся сформировались такие компетентности, как самостоятельность ( дети научились самостоятельно работать со словарем, с дополнительной литературой), чувство ответственности (это выражается в работе над проектом), инициативность ( после выполнения первых проектных заданий по теме «Food», учащиеся уже сами пытались проявить инициативу и предложили оформить книгу рецептов).
Применение методов, технологии, приемов, форм урока, о которых говорилось выше, дало следующий результат:
дети стали участниками Российской дистанционной игры - конкурса по английскому языку «Вини – Пух».
Ученица 3-го класса Белова Даша стала призером районной детской научной конференции «Шаг в будущее» с работой «Как я учу английские слова».
Кузнецов Арсений 3-й класс, Амосова Катя 1-й класс, Квасова Женя 3-й класс приняли участие в Российской детской телекоммуникационной конференции увлечений «Ум@ник».
Как определенный результат работы над данной темой - это отсутствие неуспевающих по предмету и повышение качества обученности.
Это позволяет сделать вывод, что применяя деятельностный метод как средство повышения мотивации при обучении английскому языку способствует развитию общеучебных умений и навыков, что позволит будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными, успешными.
Сейчас подрастает новое поколение детей, для которых недостаточно традиционных методов обучения, которые ждут от каждого урока чего-то более интересного и современного. Значит, нам есть повод находиться в постоянном творческом поиске, т.к. это процесс бесконечный. Только таким образом – ища, придумывая, применяя найденное на уроках, можно достичь максимального повышения эффективности каждого урока, достичь высоких практических результатов, сохранить и развить интерес учащихся к изучению иностранного языка, добиться активизации учебного процесса в целом .
Библиография:

Артемов В.А. «Психология обучения иностранному языку» М., 1969г.
Бабинскаяя Т.К., Маслыко Е.А. «Настольная книга учителя иностранного языка» М., Высшая школа, 1998г.
Блонский Л.Л. «Избранные психологические произведения» М., 1961г.
Бим И.Л. «Обучение иностранному языку: поиск новых путей (концепция лаборатории ИИ содержания. Методика обучения АПН СССР)»
Бочарова Л.Н. «Игры на уроках английского языка на начальном и среднем этапе обучения» ИЯШ, 1996г., №3.
Выгодский Л.С. «Игра и её роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М.. 1966г.
Гез Н.И. «Роль условий общения при обучении слушанию и говорению» ИЯШ, 1981г.
Гурин В.Е., Солопанова О.Ю. «Основы умственного воспитания младших школьников в процессе обучения музыки: восприятие, мышление, развитие.» - Краснодар, 2001г.
Давыдов В.В. «Проблемы развивающего обучения», М., 1986г.
Елухина Н.В. «Интенсификация обучения аудированию на начальном этапе», ИЯШ, 1986г. № 5.
Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии», М., Педагогическое общество России, 2001г.
Ляховицкий М.В., Кошман И.М., «Методика преподавания иностранного языка». М., 1981г.
Манилова М.Я. «Игра на уроке английского языка» ИЯШ, 1997г. №1.
Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М., «Языки и дети», М., 1981г.
Пассов Е.И. « Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». М., 1985г.
Рогова Г.В., Верещагина «Методика обучения английскому языку на начальном этапе.









13PAGE 15


13PAGE 14215



What is the weather like in summer?

What is the weather like in winter?

It is hot

It is sunny

It is cold

It is snow

Windy,

Foggy, frosty, snowy

What is the weather like in spring?

What is the weather like in autumn?

It is cool

It is rain

The sky is clear (blue)

The weather



Без имени-1копирование Заголовок 115